Впервые напечатано в еженедельнике «Мегаполис-Экспресс» № 30 от 30 июля 1997 года
На минувшей неделе московская алкогольная богема понесла невосполнимую утрату. На 68-м году жизни в бесхозном строительном вагончике, стоящем у стен Зачатьевского монастыря, скончался ее лихой предводитель Виктор Сергеевич Романов-Михайлов, по праву считавшийся столичным «бомжем № 1» – одной из ярчайших городских достопримечательностей.
Без преувеличения всемирная известность пришла к Виктору Сергеевичу в середине 70-х, когда он впервые появился на знаменитой «Грузинке» (единственном в те годы выставочном зале, где разрешалось тусоваться тогдашним «авангардистам»). Чудаковатый пожилой балагур в затрапезном костюмчике мгновенно завоевал симпатии завсегдатаев бесчисленных вернисажей тем, что мог без труда расколоть первого встречного на щедрое угощение, пудря мозги и заговаривая зубы всевозможными историями одна затейливее другой. Его закадычным другом сразу стал кумир художественного андеграунда тех лет легендарный Анатолий Тимофеевич Зверев. Оба бражника, едва успев познакомиться, быстро сплотились «по интересам». Их совместный запой растянулся на целое десятилетие, ежедневно вовлекая в свою орбиту целые сонмы беззаботных и праздных бездельников. Старинные шестикомнатные апартаменты Виктора Сергеевича на улице Рылеева, в которых одновременно проживали несколько его отставных и действующих жен, превратились в клокочущий вертеп, двери которого не закрывались даже ночью. Увы, в 1986 году Анатолий Тимофеевич первым сошел с дистанции, благополучно отдав Богу душу.
Не проходило и недели, чтобы на огонек к Романову-Михайлову не заглянули зарубежные телевизионщики. Они охотно снимали перманентную оргию, подавая ее как репортаж из советского нонконформистского подполья.
Вскоре, однако, на просторную жилплощадь в центре города положила глаз некая могущественная организация, и хозяина с помощью местной милиции, уставшей реагировать на бесконечные сигналы по поводу творящихся в «нехорошей квартире» безобразий, решено было принудительно переселить в однокомнатную хрущобу на окраине. В один прекрасный день к дому подкатила бригада амбалов. Они энергично вынесли и свалили у подъезда дюжину густо пропитанных мочой матрасов (на которых их владелец успел зачать более сорока появившихся на свет детей), несколько тысяч единиц стеклотары, видавший виды кухонный стол, пять колченогих табуреток, груду какого-то бесформенного хлама (другого «добра» у предводителя московских алконавтов просто не нашлось) и кучу с трудом врубавшегося в происходящее народа. Дверь, само собой, тут же опечатали.
Оказавшись на улице, гордый Виктор Сергеевич категорически отказался подчиняться произволу и насилию, поклявшись, что никуда дальше естественного ареала своего обитания (то есть района метро «Кропоткинская», где он родился и вырос) не поедет, после чего предложил как ни в чем не бывало продолжить выпивать и закусывать в обнаруженном неподалеку полуразрушенном особняке. За паспортом, в котором стоял штамп о выписке, он приходить не захотел, поскольку, будучи человеком по-настоящему свободным и независимым, в документах, удостоверяющих личность, решительно никакого смысла не видел.
Он остался верен себе, умудрившись в течение целого десятилетия просуществовать на одном месте, меняя разве что только «интерьеры». Шумные, многолюдные «новоселья» гремели то в подвале под руинами предназначенного к сносу дома, то в кузове «ничейного» грузовика, то в покинутом торговом киоске. На его счастье, он ни на минуту не оставался трезвым и в одиночестве. Народная тропа к его логову не зарастала. Пообщаться с добродушным и гостеприимным отшельником, который неприкаянностью, безграничным оптимизмом, детской беззащитностью и способностью мимоходом, как бы придуряясь и ерничая, выдавать идеи поистине фантастической философской глубины удивительно напоминал Нико Пиросмани, приходили и приезжали в любое время суток.
В поисках острых ощущений «в село Михайловское» (как людская молва окрестила «хоромы» Виктора Сергеевича) часто наведывались и новые русские, оставлявшие ему «на бедность» увесистые пачки долларов, которые он тут же закапывал в землю где-нибудь поблизости – «на черный день», как он неизменно приговаривал. Один из его богатых почитателей, преуспевающий бизнесмен, кстати, и оплатил похороны.
Отпевали последнего короля богемной вольницы и неизменного собутыльника нескольких поколений искавших истину на дне бутылки в церкви Ильи Пророка, что напротив храма Христа Спасителя, а поминали под открытым небом, на близлежащей свалке, где он тихо и без мучений переселился в мир иной. На «мерседесах» и «фордах» подвезли водку, колбасу, помидоры. Расселись кто на чем. Разлили по первой. Через час веселье уже вошло в привычную колею и забило ключом. Калеки, оборванцы, девушки с фингалами, пьяные неврастеники, бандиты с мобильниками оживленно друг другу что-то доказывали. Крысы чуть ли не вырывали из рук закуску. Под ногами собравшихся сновали какие-то чумазые дети, нагло выпрашивая деньги. Беженцы старались впрок запастись продуктами питания. Правда, господ на иномарках ненадолго хватило. Носы зажали – и только их и видели. А кто попроще, понеприхотливее, те, не исключено, что до сих пор празднуют.
«Мегаполис-Экспресс» № 30 от 30 июля 1997 года