Обозревателю «М-Э» показали тигрицу и насекомых

Те, кто не попал в Дом кино на церемонию вручения «главной кинематографи­ческой награды страны» – «Ники», ровным счетом ничего не потеряли. Накануне Нового года торжество в полном  объеме по­кажут по телевизору – разве что вырезав из него как полностью утратившие актуальность «репри­зы» и прибаутки матерых проф­ессионалов сатиры и юмора Ар­кадия Арканова, Андрея Урганта, Аркадия Инина и Андрея Максимкова, которые те оптом и в розницу отпускали по поводу предстоящих выборов. Уверяю читателей, что, рассчитывая на нечто сногсшибательное, вы останетесь разочарованными, пос­кольку в качестве участников традиционного советского «концер­та мастеров искусств» устроите­ли задействовали все тот же приевшийся ассортимент испол­нителей – Лайму Вайкуле, Ва­лерия Леонтьева, Юрия Шевчу­ка (а то мы на них мало налюбо­вались!) Чего-то «этакого» явно ждали от Геннадия Хазанова, но тот, видимо, утомившись от праз­днования собственного юбилея, предпочел ограничиться произ­несением нескольких фраз на тему «сублимации» (?), за кото­рые, кажется, не удостоился даже аплодисментов. В целом же ме­роприятие настолько откровенно отдавало казенщиной, что обоз­реватель «М-Э» невольно вспом­нил знаменитое предостереже­ние Бориса Пастернака о необ­ходимости для каждого считаю­щего себя более или менее при­частным к творчеству, при пер­вой же угрозе попадания в хрес­томатийное русло опрометью бросаться в область риска, не­удач, экспериментов и заблуж­дений.

Присутствовавший столичный бомонд как на грех весь и пого­ловно в соответствии с бытую­щими внутри него представле­ниями о «моде» оказался «прикинутым» в черный цвет – что в свою очередь дало одному из моих коллег основание вдоволь поз­лословить на тему «атмосферы партийно-государственных похо­рон».

Нелепым диссонансом на общем траурном фоне выделя­лась «двойная» лауреатка Кира Муратова, облаченная в костюм московской лимитчицы начала семидесятых (то ли постебаться хотела, то ли подумала, что пред­полагается что-то вроде карна­вала).

Особенно же не на помойке воспитанного обозревателя «М-Э» шокировало поведение «особ мужского пола», которым было поручено ответственное задание вручать статуэтки, изображаю­щие греческую богиню Нику (кстати, непонятно, по какому хитромудрому замыслу ставшей олицетворением российской на­циональной премии). Ни одна из вереницы друг за другом появ­лявшихся знаменитостей (за ис­ключением французского посла Пьера Мореля) не подала руку сопровождавшей его актрисе, чтобы помочь ей подняться и спуститься по ступенькам. Отта­рабанив несколько дежурных фраз, упоенные собственным величием «жентльмены» мгно­венно забывали о находящихся рядом очаровательных и порой во много раз превосходящих их по таланту юных спутницах, в чью задачу входило вскрыть конверт и произнести фамилию очеред­ного «достойнейшего из достой­нейших».

И уж, конечно же, никто из самовыдвинутых и самопроизве­денных (а следовательно, как ни крути, самозваных) «действи­тельных членов Российской ака­демии кинематографических ис­кусств» даже не вспомнил, что их «главное» событие в аккурат при­шлось на день празднования пок­ровителя Москвы – святого Геор­гия Победоносца.

Обещанного гостям «веселья до утра» тоже не получилось, поскольку длившаяся целых семь часов подряд официальная часть закончилась где-то в половине второго, после чего начался бан­кет, «содержимого» которого едва хватило минут на сорок пять. Сметя со столов еду и напитки, дамы и господа где-то в полови­не третьего поняли, что «концерт окончен», и потянулись в разде­валку.

Как и ожидалось, предвыбор­ная неделя отдавала «политическим» душком. Апофеозом «тусо­вок с социальной подоплекой» стали нашумевшие тараканьи бега, продолжавшиеся несколь­ко дней в галерее Марата Гель­мана, недавно уличенного до­тошными журналистами в полу­чении денег от «Конгресса рус­ских общин». В открытом письме в «Независимую газету» «первый галерист Москвы» в более чем туманных выражениях подтвер­дил факт «сотрудничества неко­торых из курируемых им худож­ников с КРО», тут же выразив «радость» по поводу того, что они «не работают на Жириновского, коммунистов и другие деструк­тивные и реваншистские силы». Будучи, видимо, существом, хро­нически не искушенным в тон­костях партийных «платформ», программ и интриг, а потому не усматривающим решительно ни­какой принципиальной разницы между г-дами Лебедем, Зюга­новым и Жириновским, обозре­ватель «М-Э» тем не менее спе­шит на всякий случай отдать до­лжное как гражданскому мужеству и патриотизму г-на Гельмана, так и его умению диалектически «срезать» и посрамить любого оппонента и злопыхателя.

Предложенную бомонду акцию г-н Гельман обозначил как «чисто коммерческое предприятие». Правда, его заявление тут же дало повод нью-йоркскому о журналисту Владимиру Козловскому объяснить обозревателю «М-Э», что если бы дело проис­ходило в Штатах, то через не­сколько минут здесь появилась бы полиция и всех присутствую­щих, включая хозяина, невзирая ни на какие покровительства любых КРО, упрятали бы за ре­шетку лет на пять или десять по крайней мере по трем статьям – за незаконную организацию то­тализатора, за неуплату налогов с выигрышей и за жестокое обращение с животными. Между тем в условиях сегодняшней российской безнаказанности голод­ные и отчаянные «беговые» тараканы, привлеченные запахом анисового масла, исправно носились по отведенным для них «дорожкам», попутно умудряясь приносить кое-кому из игроков «лишние» 20-40 «зеленых». Правда, как всегда не обошлось без накладок. Несмотря на то, что насекомое, на которое сделал ставку сосед г-на Гельмана по этажу – владелец галереи «Дар» Сергей Тарабаров, даже не удо­сужилось выйти из коробочки и вступить в состязание с сороди­чами, ему все равно засчитали поражение, что, оказывается, противоречит всем установлен­ным правилам. Возмущенный г-н Тарабаров обратился было с протестом к арбитру соревнова­ний художнику Андрею Логвину, но тот, сославшись на занятость, вызванную интенсивностью «за­бегов», отмахнулся от него, как от назойливой мухи.

Смысл же «концептуального шоу» г-на Гельмана обозрева­тель «М-Э», увидевший над его рабочим столом рекламный постер с изображением генерала Лебедя, истолковал в том смыс­ле, что за кого ни голосуй, а нам, масонам, заранее известно, кто придет к власти (сказанное, кста­ти, подтверждал развешанный по стенам плакат работы того же г-на Логвина с призывом «ставить на зеленого», то есть недвусмыс­ленно призывавший поддержать человека в военной форме – если, конечно, обозреватель «М-Э» не дальтоник).

Наконец-то состоялась пре­зентация нового альбома Лады Дэнс «Вкус любви» (о его выходе пытливый читатель «М-Э» мог узнать из № 47 нашего ежене­дельника). Организовали мероп­риятие журналисты Андрей Вульф и Отар Кушанашвили в рамках своих «пресс-фуршетов», которые они проводят каждый четверг в «Ньюс пабе» на Пет­ровке. Несмотря на дискотечную зажигательность и кичево-ностальгическую мелодичность всех десяти песен, положенных на музыку известных американо-европейских композиторов и за­писанных в ведущих зарубежных студиях, вечер, по единодушно­му мнению собравшихся, как-то не задался. Очевидно, сказалась усталость самой виновницы тор­жества, которая практически ни разу не улыбнулась публике, пела откровенно вполсилы – то есть сидя неподвижно на стуле и не выкладываясь. Не способствова­ли «куражу» исполнительницы и отсутствие многочисленной аудитории (народу собралось – кот наплакал), и не слишком со­ответствовавшие действитель­ности «остроты» ведущих про­граммы, построивших ее в фор­ме «судебного заседания» (мол, «г-жа Дэнс, фракция «Женщины России» обвиняет вас в том, что после просмотра видеоклипов с вашим участием у их мужей не поднимается интерес на со­бственных жен), и то, что вместо обещанного «фуршета» гостям «наливали» по пятьдесят «Крем­левской» со стаканом минераль­ной воды без всякой закуски.

Обозреватель «М-Э», настроив­шись воочию лицезреть зажигательную, неукрощенную «тигри­цу», знакомую по такому, скажем, «забойному» ролику, как «Танцы у моря», остался в недоумении, когда г-жа Дэнс вышла к микро­фону с неизменно точеным, но потухшим лицом, к тому же об­лаченная в слишком уж по-пури­тански закрытое платье. Словом, всем своим видом звезда подчеркивала, что не слишком рас­положена к диалогу, задаваемые вопросы переадресовывала сво­ему мужу и продюсеру Леониду Величковскому и, видимо, была рада, когда публика направилась в сторону гардероба.

И все же, несмотря на пас­мурное и не слишком гостепри­имное настроение любимой пе­вицы, обозреватель «М-Э» внял ее совету прослушать подарен­ную ему кассету со «Вкусом люб­ви» ровно три раза, после чего (как и предупреждала г-жа Дэнс), «врубившись», уже не смог от нее оторваться.

Подверг себя очередному нечеловеческому истязанию по­лучивший (не в последнюю оче­редь благодаря бегству на исто­рическую родину г-на Бренера – из-за угрозы возбуждения про­тив него уголовного дела) титул «короля отечественных перформансистов» Олег Кулик, устро­ивший на одном из окраинных пустырей «русское сафари», призванное продемонстрировать его личное отношение к тем же, будь они неладны, выборам. Согласно утверждению г-на Кулика, политическим лидерам по большому счету нет дела до «простого российского избирателя», который мучительно пытается разобрать­ся, за кого же ему выгоднее го­лосовать, чтобы не быть оконча­тельно и бесповоротно околпа­ченным. Их единственная цель – циничная и жестокая «охота» за голосами сбитых с толку и ли­шенных ориентиров «маленьких людей». Суть отношений обеих сторон г-н Кулик и попытался изобразить в виде аллегории, выступив в жертвенной роли «твари дрожащей». Образы же «ловцов человеческих душ» ему удалось остроумно воплотить в нескольких автомобилях, которые он заполнил представителями «партий» и «блоков», вооружен­ными всевозможными арканами, лассо и плетками.

…Злая декабрьская вьюга до костей пробирает многочислен­ных журналистов, собравшихся, чтобы увековечить ледовую кор­риду – поединок тупых и без­душных машин с беззащитным и раздетым «избирателем». Вот г-н Кулик бросился бежать. Его настигает первая «команда», ус­певшая накинуть ему на шею петлю. Мгновение – и повержен­ная жертва падает, увлекаемая мчащимся на полной скорости «фольксвагеном». В процессе мучений несчастный теряет пос­ледние лохмотья, оставаясь в одной рубашке. Его настигает вторая, третья, четвертая группа преследователей. Каждая стремится перехватить инициативу у соперника. В течение добрых по­лучаса г-на Кулика стегают, свя­зывают, опутывают сетью, обна­женным волочат по смешанному с грязью снегу. Сражение за­канчивается трагически – обмо­роженного и изувеченного г-на Кулика «распинают» на багажни­ке одного из «Москвичей» и уво­зят в неизвестном направлении.

Как рассказали обозревате­лю «М-Э» очевидцы финала, ка­валькада из четырех автомоби­лей остановилась возле ближай­шего киоска, где участники акции купили бутылку водки и с ее по­мощью стали приводить отваж­ного экспериментатора в чувст­во. К счастью, разумное чередо­вание растираний и «внутренне­го употребления» позволило г-ну Кулику избежать заболевания гриппом или пневмонией.

Итак, предвыборные агитаци­онно-пропагандистские шоу по­зади. Какой источник вдохнове­ния иссяк! Куда теперь, худож­ники и зрители? Впрочем, на наш век кандидатов в президенты хватит. Тем более что время, как известно, неумолимо сжимается, и до июня – рукой подать.

«Мегаполис-Экспресс» № 50 от 20 декабря 1995 года

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: