Накануне Нового года журнал «Огонек» включил обозревателя «М-Э» в пятерку ведущих московских экспертов по художественным тусовкам. Что характерно, все пятеро единогласно поставили на первое место галерею Марата Гельмана. Рассуждали так. Хотя, мол, там и не особенно щедро по сравнению с другими «очагами культуры» наливают (разве что иной раз попотчуют фальшивым шампанским, от которого только в животе урчит), зато соблюдается некая видимость «активности» – проекты с «политической» подоплекой, акции с «социальным» подтекстом, будоражащие столицу выходки г-д Бренера. и Кулика. В общем, г-н Гельман, как ни крути, а значительно опередил коллег в благородном деле соединения «искусства» с «действительностью», как бы вторжения первого во второе, что, собственно, и отметили честные и неподкупные специалисты. Каково же было всеобщее удивление, когда в опубликованном «Огоньком» списке в лидерах оказался… г-н Якут – тоже заметная на московском небосклоне и явно привлекающая внимание звезда с четко обозначенными программой и концепцией деятельности, но… не настолько все же яркая, чтобы заслуживать звания «первого среди равных». Недоумение обозревателя «М-Э» попытался развеять его давнишний собутыльник, журналист и эссеист Игорь Шевелев, состоящий в штате аж трех изданий («Общей» и «Независимой» газет и «Огонька»), который сказал, что не видит ничего особенного в случившемся. То ли, дескать, «строчки при наборе перепутали», то ли «кому-то так было надо». С Новым годом, одним словом!
Упомянули обозревателя «М-Э» и в числе присутствовавших при вручении премии «Антибукер», учрежденной той же «Независимой газетой», что особенно польстило его самолюбию, поскольку главная «теневая» особа, распределяющая, по слухам, не только приглашения на церемонию, но и саму Букеровскую премию, Елена Криштоф наотрез отказала вашему покорному слуге в аккредитации, мотивировав свое решение более чем странно. Оказывается, в некоем Британском совете (?) существует список, куда включены 250 «самых популярных периодических изданий России», однако «М-Э» среди них, как выяснилось, не значится. Остается только поздравить королеву, парламент и всех налогоплательщиков Великобритании со столь компетентными и профессиональными «экспертами по России», умудрившихся «не заметить» «М-Э» (к сведению читателей спешу сообщить, что по рейтингу Союза журналистов мы на сегодня занимаем второе место по раскупаемости среди еженедельников и третье среди всей периодики).
Награждали «Антибукером» в Московском коммерческом клубе (он же ресторан «Слобода»). Судя по «патриотической» окраске приглашенных (от «активных» – заместителя главного редактора «Завтра» Владимира Бондаренко и главного редактора «Нашего современника» Станислава Куняева до «умеренных» – ректора Литературного института Сергея Есина и поэта-солженицынца Юрия Кублановского), премию получил автор из «их» лагеря, а именно – некто Алексей Варламов, чьих произведений, само собой, никто, включая членов жюри, не читал – хотя бы по причине хронической нехватки времени, но, вероятно, опять же «кому-то было надо» отметить факт существования г-на Варламова на грешной земле, выделив его из «окружающей среды». В своей предбанкетной речи г-н Есин назвал произведение виновника торжества «Рождение» «повестью о приходе человека к Богу» (ну о-о-очень ново и оригинально!) Чтобы не быть голословным относительно «достоинств» прозы лауреата, решусь процитировать первый попавшийся отрывок. «С утра до ночи Марыч сидел за рулем, таращил слипавшиеся от постоянного недосыпа глаза и мечтал о том, чтобы увидеть какую-нибудь рощицу или замшелый лесок, лечь в тени, сунуть в рот травинку и долго валяться на прохладной сырой земле. Но не то что леса – одинокого дерева не было на тысячи километров вокруг. Степь наводила тоску невыразимую, она казалась бесконечной, и трудно было поверить, что где-то на юге ее сменяют горы, а еще дальше на севере – тайга». Одним словом, «тоска невыразимая», унылый «реализм», импровизация на до боли знакомые темы классиков, а проще говоря – типичное вторсырье, за которое тем не менее г-ну Варламову было вручено два конверта – один явно пустой, где якобы находилось 12,5 тысячи долларов (размер Букеровской премии), и другой, откуда г-н Третьяков извлек один доллар, предназначенный для того, чтобы посрамить «проклятых англичан» (хоть и чисто символически, а все же уели и переплюнули).
•
Вообще минувшая неделя для обозревателя «М-Э» ознаменовалась интенсивной общественной деятельностью. В частности, его пригласили в «ТВ—галерею» поучаствовать ни больше ни меньше как в германо-российской дискуссии о проблемах современного экспериментального кино, где в порядке «провокации» показали фильм перформансиста Андрея Великанова о водружении им 9 мая уходящего года над берлинским рейхстагом «переходящего красного знамени», приобретенного им по случаю на московском Арбате. Десятиминутная лента состояла из документальных кадров с речами Гитлера, доблестным наступлением советских войск, массовым пленением фашистских захватчиков и самого г-на Великанова, поднимающегося по историческим ступеням с алым стягом в руках при полнейшем равнодушии прохожих, явно не связывающих происходящее с празднованием Дня Победы. В ответ на брошенный вызов присутствовавшие при просмотре немцы предложили ограничить программу мероприятия обсуждением вопроса о «преимуществах той или иной технологии изготовления слайдов», что охотно поддержал ведущий «круглого стола» режиссер и педагог Борис Юхананов. Однако мирному течению диспута категорически воспрепятствовал ваш покорный слуга, заявивший, что не позволит выступающим избегать острых и больных мест в диалоге между двумя великими нациями, и поднявший вопрос о политической ответственности художника перед воспитавшим и сформировавшим его обществом. Испугавшись непредсказуемого исхода вечера, владельцы галереи Нина Зарецкая и Сергей Савушкин поспешили поставить перед не в меру возомнившем о себе обозревателем «М-Э» «запотевшую» бутылку «Московской», стакан и тарелку с кое-каким закусоном, после чего тот согласился помалкивать в тряпочку и не утомлять зарубежных гостей не слишком приятными для их уха воспоминаниями.
•
Забрел обозреватель «М-Э» на огонек в только что открывшуюся и расположенную в здании станции метро «Октябрьская» галерею «Нескучный сад», где по случаю начала работы состоялся фуршет, устроенный ее спонсором московским предпринимателем Валерием Никулиным и директором Александром Тумановым (не путать с известным художником). Судя по экспозиции, хозяева сделали ставку на представителей так называемого «левого крыла» МОСХа, наиболее известные из которых и были представлены в достаточно именитой экспозиции (Ситников, Булгакова, Назаренко, Нестерова, Годаев, Шерстюк и т. д.). Однако в случае коммерческих затруднений не исключено, по всей видимости, и расширение торгового ассортимента.
•
В Международной федерации художников на Гоголевском бульваре решили отметить восьмидесятилетие написания Казимиром Малевичем легендарного «Черного квадрата». Развесив около сотни работ по принципу «всякой твари по паре», художники замерли в предвкушении угощения. Увы, их ожидания сбылись лишь отчасти. Все тридцать (!) спонсоров затеи честно признались в своей «недееспособности» и предложили выходить из ситуации собственными силами, то есть скинуться и сбегать, что и было исполнено. Во время застолья обозреватель «М-Э» предложил справлять круглые даты создания и других произведений из сокровищницы отечественной и мировой живописи («Боярыни Морозовой», «Утра в сосновом лесу» или «Ивана Грозного, убивающего своего сына»). Поскольку гениальных художников, а тем более созданных ими шедевров наберется явно больше, чем количество дней в году, то из-за стола можно будет вообще не выходить.
•
В мастерской московского стилиста Сергея Малютина продолжается карнавальный марафон. В минувший уик-энд к нему в гости завалилась чуть ли не вся редакция «М-Э» в лице ее «золотых перьев». Смешавшись с маркизами, цыганками и пиратами, все хотя и организованно, но вполне от души веселились. Особый интерес загулявшей публики привлекли два «женских» манекена – один совершенно обнаженный, а второй одетый в ажурное нижнее белье. Их почему-то исступленно вырывали друг у друга из рук, чтобы потанцевать с ними, несмотря на то что живые девушки присутствовали в избытке. В конце концов каждый отыскал счастье по собственному вкусу. Распалось несколько семей. Завязалось соответствующее число «жестоких» романов. Манекены были повалены на пол и «оприходованы» в особо извращенной форме.
Вопиющей скромностью среди океана вакханалии отличился заместитель главного редактора «М-Э» Вадим Трухачев, выделявшийся цивильным канадским пиджаком и итальянскими галстуком и сорочкой. Пошутив, что за недостатком времени и фантазии ему пришлось облачиться в костюм «простого советского журналиста», он в течение всей ночи с гневом и возмущением отвергал домогательства «особ противоположного пола», ссылаясь то на Моральный кодекс строителя коммунизма, то на евангельскую заповедь о прелюбодеянии.
Итак, лиха беда начало. Апогей новогоднего разгуляя еще впереди. Как пошутил один мой приятель, «хотя результаты выборов и нанесли кое-кому удар ниже пейджера, но жизнь, несмотря на происки телеграфистов, пойдет по факсу своим чередом».
«Мегаполис-Экспресс» № 51 от 27 декабря 1995 года