По единодушному мнению московских тусовщиков, на прошедшей неделе выиграли те, кто остался дома. Мероприятия проходили в атмосфере либо камерности, либо скуки.
Наконец-то завершился «фестиваль» Михаила Шемякина, состоявший из нескольких сменявших одна другую выставок его скульптур, картин и ювелирных изделий в Москве и Петербурге. На заключительном вернисаже в Инженерном корпусе Третьяковки публика, успевшая за последние месяцы досконально ознакомиться с тем, что делает г-н Шемякин, уныло бродила по залам в ожидании привычного фуршета (хотя каждый втайне отдавал себе отчет, что люди со столь недосягаемым градусом «раскрученности» могут себе позволить пренебречь законами гостеприимства и «не наливать»). Однако народ все же «угостили», предложив, правда, вместо шампанского зрелище, зануднее и тягомотнее которого обозреватель «М-Э» ничего в жизни не видел. Заманив гостей в полутемный конференц-зал, хозяева показали им «спектакль», «разыгранный» группой актеров из бывшей труппы Вячеслава Полунина «Лицедеи». Длившееся около полутора часов «представление» заключалось в том, что по сцене мелкими шагами со скоростью черепах передвигались персонажи в масках, придуманных для них г-ном Шемякиным. Они сходились, кланялись, разворачивались и медленно исчезали. Не имея возможности покинуть помещение из-за обилия загромождавшей проходы телеаппаратуры, большинство зрителей смиренно клевали носом. Не иначе чтобы как-то «встряхнуть» аудиторию, г-н Полунин исполнил пару классических и известных еще с прошлого века номеров в жанре «лирической клоунады». Увиденное напомнило обозревателю «М-Э» эпизод из «Приключений Гекльберри Финна», когда известные герои «королевских кровей» разыграли перед доверчивыми арканзасцами «Королевского жирафа».
После истязания бомонд высыпал в раздевалку, а виновник торжества отправился, по словам его пресс-секретаря Славы Лёна, в «секретный» ресторан, куда удостоились чести быть приглашенными «всего человек двадцать из президентского и мэрского окружения».
•
От вызывающих зевоту помпезно-«беспроблемных» произведений г-на Шемякина обозреватель «М-Э» поспешил в галерею «7 гвоздей», где его ждала встреча с искусством диаметрально противоположной направленности. Коллекционер Александр Глезер представлял «Армейскую тетрадь» (так называется и цикл холстов, и только что вышедшая книга) отбывающего из Москвы в эмиграцию художника Вячеслава Полищука, который с беспощадной прямотой запечатлел в красках и слове собственный драматический опыт службы в российской армии. Проза г-на Полищука написана кровью сердца и представляет собой казарменный солдатский дневник, каждая страница которого читается как обвинительное заключение режиму (неспроста автор, не веря, что остался в отличие от многих своих «однополчан» в живых, «отваливает» подальше от «приласкавшей его матери Родины).
Представленные в экспозиции полотна как бы принимают эстафету от «сурового стиля» шестидесятых годов – их сюжеты проникнуты состраданием к «маленькому человеку», попавшему под колеса безжалостной и неумолимой Системы, а палитра мрачна и лаконична. На какие «закупки» рассчитывает г-н Полищук, создавая искусство заведомо музейное, социально будоражащее, которому ни при какой погоде не найдется места в офисах и апартаментах «новых русских», неизвестно, но уезжает он в любом случае зря. «Там» боль и крик его души наверняка останутся неуслышанными.
•
Беззаветно любя книгу как незаменимый источник знаний, обозреватель «М-Э» не оставил без внимания и ярмарку «Энциклопедии, словари и справочники мира», в результате чего его библиотека пополнилась несколькими увесистыми фолиантами. Событию сопутствовали аж целых три банкета. Дело в том, что в советские годы в Москве существовала Дирекция международных книжных выставок и ярмарок, которая после «перестройки» утратила былое величие, во что-то там преобразовалась, однако по-прежнему пытается устраивать на бывшей ВДНХ что-то вроде ежегодных «больших книжных развалов». Покровительствует организации не кто иной, как председатель Комитета по печати г-н Лаптев. Однако с недавних пор опекаемой им фирме активно досаждает «конкурирующая организация» – акционерное общество «Московские международные книжные ярмарки», которую патронирует сам г-н Лужков. Несколько дней назад столичная мэрия пригласила журналистскую братию выпить и закусить по случаю предстоящего открытия «своей» очередной ярмарки – «Энциклопедии, словари, справочники». Узнав, что прием запланирован на 15.00, г-н Лаптев назначил на тот же день, но только на 11.00, пресс-конференцию с соответствующим «продолжением», куда в спешном порядке созвал ту же самую публику. Поскольку опохмеляться, как известно, чем раньше, тем лучше, мероприятие в Роскомпечати прошло, как говорится, при полном аншлаге. Расчет явно делался на то, что «до мэрии не доберутся». Однако г-н Лаптев явно недооценил закалку и аппетит своих «подопечных», умудрившихся в погоне за двумя зайцами не упустить ни одного. К чести коллег обозревателя «М-Э», в мэрии все держались молодцом, после чего получили в награду приглашение на следующее «общение в неформальной обстановке», посвященное началу работы словарно-справочной ярмарки. Хотя второе застолье выглядело куда скромнее и короче предыдущего (поскольку проходило не в палатах городского головы, а в расположенном на краю географии Дворце спорта «Динамо», где был разложен товар), но «взять свое» успел каждый.
•
В Международной федерации художников на Гоголевском бульваре принимала друзей и поклонников художница Шаура Давлетшина. Будучи одной из законодательниц вкусов московской богемы, она несколько лет, прошедших со смерти ее мужа – культового искусствоведа и коллекционера Александра Васильева (сына одного из создателей «Чапаева»), не показывалась в свете, уединившись в тиши своей мастерской. Столпотворение, возникшее у входа в выставочный зал, где г-жа Давлетшина представила вниманию знатоков и ценителей около полусотни свежих картин, свидетельствовало о неподдельном и искреннем интересе, который, как и в прежние годы, продолжает сопутствовать не только творчеству, но и личности хозяйки вечера. Родившись в Уфе и будучи мусульманкой по происхождению, г-жа Давлетшина окончила Московский текстильный институт и за годы учебы сформировалась в высококлассного кутюрье, доказательством чему служат строгие и изысканно-дорогие костюмы, в которых она появлялась на своих бесчисленных вернисажах в ведущих галереях Европы. С начала семидесятых не без влияния супруга ею овладело стремление проникнуть в тайны русской иконописи, и вскоре она стала одним из авторитетнейших в России реставраторов шедевров древнерусской живописи. Тогда же она приняла православную веру.
На минувшей неделе г-жа Давлетшина не изменила себе – во-первых, представ перед гостями в элегантной пиджачной паре, мгновенно оцененной присутствовавшими львицами «на пять с плюсом», и, во-вторых, предложив отражающие ее нынешнее душевное состояние экспрессивные, энергичные и одновременно по-женски «беззащитные» абстрактные композиции, в которых уверенность и смелость мазка «микшируются» нежностью и зыбкостью пастельных тонов.
•
Наконец, в арт-кафе Ролана Быкова «Ностальжи» заодно с проходящей там выставкой своих работ решил отметить день рождения художник Анатолий Швец (кстати, он так до сих пор и не уладил конфликт с Государственной думой по поводу украденных в ее стенах нескольких его полотен и намерен стоять насмерть, добиваясь «достойной» компенсации). На банкете присутствовал узкий круг столичных знаменитостей, из чьих портретов г-н Швец предполагает составить «малый» иконостас («большой», высотой с трехэтажный дом, неоднократно демонстрировался), не превышающий параметров обыкновенной жилой комнаты. «Биоэнергетические» (как он их называет) пейзажи г-на Швеца настолько органично вписались в «викторианский» интерьер престижного и респектабельного клуба, что обратили на себя внимание некоторых из ужинавших за соседними столиками, тут же пожелавших «кое-что приобрести». Метод, используемый живописцем, основан на «двойном» изображении объекта – его внешней, телесной или предметной, оболочки и тех «энергий», из которых он соткан (как бы «астрального каркаса» всего сущего).
По мнению сотрудников Госдумы, готовивших год назад экспозицию г-на Швеца, «кто-то из депутатов почувствовал, что развешанные по коридорам работы обладают свойством «подзаряжать», и, проявив смекалку и находчивость, просто умыкнул их».
Скорее всего в отсутствии умопомрачительных, фанфарных вакханалий, на которых можно было бы «оттянуться» в полную силу, «виноваты» предстоящие выборы – жизнь как бы замерла в ожидании их результатов. Низы по обыкновению ничего, кроме перемен, не хотят, верхи, как всегда, не могут удовлетворить их желания. И только обозреватель «М-Э», будучи человеком праздным и легкомысленным, в предвкушении новогодних развлечений не спеша подбирает себе карнавальный костюм.