На минувшей неделе обозреватель «М-Э» стаптывал башмаки, кочуя с одной «художественно-политической» попойки на другую, поскольку стремление «взять власть в свои руки» в преддверии выборов, видимо, всерьез обладало умами не только политиков, теневиков и уголовников, но и «мастеров искусств». Началось турне с галереи Марата Гельмана, который с недавних пор следует принципу «кто живет эпохою, тому заботы по х..» и не устает вовлекать в орбиту своей кипучей и целенаправленной деятельности каждого, кто успел «засветиться» как «идеолог» или «оппозиционер». Г-н Гельман (понятно, что не на свои кровные) издал аж целых четыре толстенных тома статей под общим названием «Иное, или Хрестоматия нового российского самосознания». Фундаментальный труд призван, очевидно, подбросить очередную порцию дров в начавший было угасать спор о том, «кто же все-таки масон, а кто нет». Собрав под твердой обложкой около сорока «рекомендаций» на предмет «обустройства» России, «первый галерист Москвы» разом убил двух зайцев – себя не забыл, выступив в выигрышном амплуа идейного «примирителя» и тем самым переместился на ступеньку выше по лестнице, ведущей на политический Олимп («Независимая газета» чуть ли не предложила ему подумать о президентском кресле), и засветил всю «ложу», объединяющую, как выяснилось, особ диаметрально противоположных взглядов, которые «на людях» обычно изображают из себя «лютую непримиримость» и ни при каких обстоятельствах не подают «идейным противникам» руки. На презентации сборника представители обоих враждующих лагерей, пьянея от ощущения общей причастности к «тайному братству», восторженно лобызались и угощали друг друга шампанским, как, собственно, у них, «вольных каменщиков», и принято.
Г-н Гельман как бы невзначай и мимоходом предложил приглашенным журналистам некоторый «проект заявления 18 декабря» (следующий, как известно, день после всенародного волеизъявления), в котором говорится, что поскольку выборы не война, то никто никого не победит. «Кто-то получит сверх ожидаемого, чьи-то ставки прогорят. Те, кто хочет играть (!) ответственно, должны перейти от идеологических текстов к обсуждению национальной повестки дня (!). А значит, главным «пропагандистским фактором» станет не столкновение слов, а сопоставление предъявленных нам правительств (!). Пока нет достаточных оснований, чтобы доказать предпочтительность аграриев перед коммунистами (!) или Федорова перед Явлинским, но если каждый из них проинформирует нас (!), кем, по его мнению, могут быть заполнены 15 — 20 наиболее ответственных постов (!), то мы тогда сможем сделать свой выбор». В переводе на русский язык это означает, что и впредь в матушке России масон на масоне будет сидеть и масоном погонять, а значит, в обозримом будущем ровным счетом ничего не изменится. С чем обозреватель «М-Э» и поздравляет весь отечественный «электорат».
К слову, фуршет не обошелся без «хохмочки». На вопрос обозревателя «М-Э», кто же так круто расщедрился, отстегнув бабки на издание, г-н Гельман ответил, что благотворительность проявила ни больше ни меньше, как Ассоциация бессмертных. Его слова повергли вашего покорного слугу в священный трепет, и он невольно подумал, что неплохо бы на склоне лет и ему стать членом коллектива со столь далеко простирающимися возможностями и перспективами. Однако после некоторых разъяснений участники фуршета спустились с небес на грешную землю. Оказывается, за «масонским» названием скрывается всего-навсего Внешнеполитическая ассоциация, которую возглавляет когдатошний и наверняка безнадежно забытый широкими народными массами министр иностранных дел Александр Бессмертных. Тьфу-тьфу, привидится же такое. Как выражается в таких случаях моя жена, «допился и размечтался».
•
Следующей остановкой в его праздничном путешествии по родному краю стало для обозревателя «М-Э» присутствие в штаб-квартире Национал-большевистской партии (2-я Фрунзенская, 7) по случаю открытия в ее стенах художественной галереи, курируемой нашим старым приятелем и собутыльником – перформансистом Михаилом Рошняком. Началось мероприятие с небольшого выступления лидера НБП Эдуарда Лимонова. Он призвал участников выставки последовать примеру японского писателя и самурая Мисимы, который после неудавшейся попытки военного переворота покончил жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Затем г-н Лимонов предупредил нетерпеливо переминавшихся в ожидании традиционной «халявы» гостей и журналистов, что «у нас сухой закон», чем сразу же погасил все надежды на привычный фуршет и спровоцировал непроизвольно вырвавшийся возглас концептуалиста Андрея Великанова, как, дескать, вы поступите в случае, если мы все же скинемся, сбегаем и разопьем, на что телохранитель г-на Лимонова лаконично ответил, что «будем выводить», после чего возмущенный г-н Великанов, матерясь, покинул помещение.
Составленную г-ном Рошняком экспозицию можно охарактеризовать как экстремистско-романтическую (раздаваемая листовка с текстом культуролога Сергея Кускова предупреждала трусливых либералов, что «силы Хаоса, вырвавшиеся из подземных недр, вольно или невольно содействуют Нашей Революции»). «Ключевая» работа изображала обнаженную немецкую девушку с традиционной фашистской повязкой на рукаве, прильнувшую устами к щеке маршала Георгия Жукова, облаченного в парадный мундир при всех регалиях. Называется произведение «Акт безоговорочной капитуляции».
Узнав, что банкета не предвидится, огорченный обозреватель «М-Э» направился было к выходу, но его остановил г-н Рошняк, пообещавший продемонстрировать «нечто грандиозное». «Гвоздем» программы стал перформанс, во время которого г-н Рошняк вывел на сколоченный из грубых досок помост с ног до головы завернутых в марлю на манер египетских мумий г-на Лимонова и секс-символ его партии – ослепительно сексапильную Елену Бурову. Облив их тела спиртом, г-н Рошняк поднес к ним зажженную спичку. Обе «мумии» вспыхнули синим пламенем. Хотя полыхали они не долго (автор перформанса практически сразу же «забил» огонь чем-то вроде брезента), все же впечатление на публику произвели.
•
Однако намерение обозревателя «М-Э» отдать 17 декабря свой голос за бесстрашного и непьющего г-на Лимонова изрядно поколебал владелец галереи «Дар» Сергей Тарабаров, пригласивший вашего покорного слугу на вернисаж под названием «Год Яблока» с участием членов одноименного политического блока – г-д Явлинского, Лукина и Щекочихина, которые на фоне картин и скульптур известных художников с изображением яблок лихо распивали кальвадос (яблочный самогон), закусывая его яблочными пирогами (паями, как выразились бы англичане), испеченными супругой г-на Тарабарова Евгенией. Призвав обозревателя «М-Э» проголосовать за «Яблоко», «пока ему на голову не упало что-то другое», г-н Явлинский подкупил собравшихся как остроумием, так и демократизмом, пообещав в случае победы на выборах разрешить журналистам «стебаться» над ним и его командой. Так что если до 17 декабря не найдется кого-то, кто бы превзошел г-на Тарабарова в гостеприимстве по случаю явления лидеров «Яблока» столичной богеме, обозреватель «М-Э» предпочтет хоть и изрядно ему приевшийся, но зато самый дешевый, а потому наиболее популярный в народе фрукт.
•
Тусовочная круговерть забросила обозревателя «М-Э» и в салон-квартиру канадского фоторепортера Хайди Холлинджер, не устающей запечатлевать на пленку доаболи знакомых персонажей отечественной политической оппозиции. На ее не без изящества «отлакированных» фотопортретах г-да лебеди, зюгановы, анпиловы, жириновские и прочие народные заступники и по совместительству претенденты на российский престол выглядят как философы, стратеги, гегемоны и вообще чуть ли не демиурги.
Очередной прием у г-жи Холлинджер состоялся по случаю развешенных в ее апартаментах новых работ ее приятеля – одного из корифеев современной «стильной» фотографии Сергея Борисова. Основная тема его творчества – артистическая богема. Нервные, изломанные, неприкаянные, утомленные бесконечной погоней за известностью и до жути одинокие и эгоистичные люди вписаны в урбанистический интерьер как нелепые, но колоритные детали и фрагменты, отбрасывающие на окружающую реальность трагические и безысходные отблески. У г-на Борисова немало великосветских друзей, которые с удовольствием пришли на его «квартирную» выставку. Среди них обозреватель «М-Э» заметил одного из продюсеров Лады Дэнс Михаила Сигалова, рассказавшего ему об эпохальном проекте, с которого, как считает популярная исполнительница, в ее творческой биографии начнется «новый отсчет времени». Вскоре нам всем предстоит познакомиться с очередным альбомом г-жи Дэнс «Вкус любви». Согласно убеждению г-на Сигалова, альбом, еще толком не раскрутившись, уже вызвал ажиотаж среди авторитетнейших зарубежных критиков, назвавших г-жу Дэнс «первой в истории звездой из Восточной Европы, достигшей исполнительского уровня, отвечающего мировым стандартам».
•
Отчетливый политический «душок» сопутствовал и рекламному мероприятию, проведенному «общественным движением Фуд-арт» в Литературном музее под названием «Памяти советской кулинарии». Смысл сопровождавшейся обильным застольем акции, по всей вероятности, состоял в том, чтобы в очередной раз попытаться воплотить в жизнь коммунистический миф о всеобщем изобилии, увековеченный, в частности, в таких известных фолиантах сталинской эры, как «Книга о вкусной и здоровой пище» и «Кулинария». Кроме организации художественных выставок «гастрономической» направленности, «фудартисты» обещают вовлечь москвичей и гостей столицы в нескончаемую вереницу «музыкально-поэтических фестивалей, дискуссий и семинаров, посвященных теме еды».
•
Представляете, как обрадовался обозреватель «М-Э» возможности провести хоть один «аполитичный» и «безыдейный» вечер, когда его позвали в Дом актера на встречу-фуршет цирковой и театральной общественности. Ан не тут-то было! На сцену в паузе между клоунами, факирами и дрессировщиками забрался «поэт-песенник» Леонид Куксо и, врубив магнитофон с фонограммой, исполнил собственное сочинение под названием «Гимн общественно-политического движения «Наш дом – Россия», что, если честно, не слишком уж омрачило настроение вашего корреспондента, от души наслаждавшегося и обществом своего друга, гениального акробата Владимир Довейко, чуть ли не впервые читавшего перед столь многолюдной и взыскательной аудиторией свои философские стихи, и номером «силача» Сергея Чижова, умудрившегося непринужденно-залихватски отплясывать цыганочку, поигрывая многокилограммовыми гирями, и аттракционом братьев Александра и Аркадия Шатировых, эффектно и ловко работавших с целым клубком гигантских удавов.
•
Завершилось круговращение обозревателя «М-Э» по столичным тусовкам присутствием на очередной выставке Ивана Новоженова на его квартире. Супруга художника Татьяна Недзвецкая настоятельно просила журналистов не употреблять слово «салон» применительно к ее апартаментам, поскольку оно, по ее мнению, ассоциируется с праздным времяпрепровождением, а она, мол, приглашает людей «работать», то есть активно вглядываться в холсты ее супруга, чтобы тут же их обсуждать и анализировать. Что, собственно, приглашенные ею известные рафинированные эстеты и делали, не отходя от столов с отменными яствами и напитками на все вкусы и темпераменты.
Г-н Новоженов на сей раз представил полотна, созданные после его творческого визита в США. Со свойственными ему сарказмом и беспощадностью живописец как бы «обличает» пустоту и бездуховность мира наживы и чистогана. Сквозная тема цикла – извивающиеся в погоне за сенсациями люди с видеокамерами, готовые цинично и хладнокровно снимать что угодно – от человеческих страданий до обнаженных женских тел. Впрочем, не исключено, что разум обозревателя «М-Э» окончательно помутился от обилия «политических» возлияний, и он стал воспринимать вполне безобидные сюжеты как «социальный протест». Не иначе как пора бы передохнуть, побродить по заснеженному лесу. Так что до следующих встреч, горячо мною любимые читатели «М-Э».
«Мегаполис-Экспресс» № 47 от 29 ноября 1995 года