Обозреватель «М-Э» утомился от избыта политики и возлияний

Scan-011

На минувшей неделе обоз­реватель «М-Э» стаптывал башмаки, кочуя с одной «ху­дожественно-политичес­кой» попойки на другую, пос­кольку стремление «взять власть в свои руки» в преддверии вы­боров, видимо, всерьез облада­ло умами не только политиков, теневиков и уголовников, но и «мастеров искусств». Началось турне с галереи Марата Гельма­на, который с недавних пор сле­дует принципу «кто живет эпо­хою, тому заботы по х..» и не устает вовлекать в орбиту своей кипучей и целенаправленной де­ятельности каждого, кто успел «засветиться» как «идеолог» или «оппозиционер». Г-н Гельман (понятно, что не на свои кров­ные) издал аж целых четыре тол­стенных тома статей под общим названием «Иное, или Хрестома­тия нового российского самосоз­нания». Фундаментальный труд призван, очевидно, подбросить очередную порцию дров в начав­ший было угасать спор о том, «кто же все-таки масон, а кто нет». Собрав под твердой обложкой около сорока «рекомендаций» на предмет «обустройства» России, «первый галерист Москвы» разом убил двух зайцев – себя не забыл, выступив в выигрышном амплуа идейного «примирителя» и тем самым переместился на ступеньку выше по лестнице, ведущей на политический Олимп («Независимая газета» чуть ли не предложила ему подумать о пре­зидентском кресле), и засветил всю «ложу», объединяющую, как выяснилось, особ диаметрально противоположных взглядов, ко­торые «на людях» обычно изо­бражают из себя «лютую непри­миримость» и ни при каких об­стоятельствах не подают «идей­ным противникам» руки. На презентации сборника представите­ли обоих враждующих лагерей, пьянея от ощущения общей при­частности к «тайному братству», восторженно лобызались и уго­щали друг друга шампанским, как, собственно, у них, «вольных каменщиков», и принято.

Г-н Гельман как бы невзна­чай и мимоходом предложил при­глашенным журналистам некото­рый «проект заявления 18 декаб­ря» (следующий, как известно, день после всенародного воле­изъявления), в котором говорит­ся, что поскольку выборы не во­йна, то никто никого не победит. «Кто-то получит сверх ожидае­мого, чьи-то ставки прогорят. Те, кто хочет играть (!) ответственно, должны перейти от идеологических текстов к обсуждению наци­ональной повестки дня (!). А зна­чит, главным «пропагандистским фактором» станет не столкнове­ние слов, а сопоставление пред­ъявленных нам правительств (!). Пока нет достаточных оснований, чтобы доказать предпочтитель­ность аграриев перед коммунис­тами (!) или Федорова перед Явлинским, но если каждый из них проинформирует нас (!), кем, по его мнению, могут быть за­полнены 15 — 20 наиболее ответственных постов (!), то мы тогда сможем сделать свой вы­бор». В переводе на русский язык это означает, что и впредь в матушке России масон на масо­не будет сидеть и масоном пого­нять, а значит, в обозримом бу­дущем ровным счетом ничего не изменится. С чем обозреватель «М-Э» и поздравляет весь оте­чественный «электорат».

К слову, фуршет не обошелся без «хохмочки». На вопрос обозревателя «М-Э», кто же так круто расщедрился, отстегнув бабки на издание, г-н Гельман ответил, что благотворительность прояви­ла ни больше ни меньше, как Ассоциация бессмертных. Его слова повергли вашего покорно­го слугу в священный трепет, и он невольно подумал, что непло­хо бы на склоне лет и ему стать членом коллектива со столь да­леко простирающимися возмож­ностями и перспективами. Однако после некоторых разъяснений участники фуршета спустились с небес на грешную землю. Ока­зывается, за «масонским» назва­нием скрывается всего-навсего Внешнеполитическая ассоциа­ция, которую возглавляет когдатошний и наверняка безнадежно забытый широкими народными массами министр иностранных дел Александр Бессмертных. Тьфу-тьфу, привидится же такое. Как выражается в таких случаях моя жена, «допился и размечтал­ся».

Следующей остановкой в его праздничном путешествии по родному краю стало для обозре­вателя «М-Э» присутствие в штаб-квартире Национал-боль­шевистской партии (2-я Фрун­зенская, 7) по случаю открытия в ее стенах художественной гале­реи, курируемой нашим старым приятелем и собутыльником – перформансистом Михаилом Рошняком. Началось мероприятие с небольшого выступления ли­дера НБП Эдуарда Лимонова. Он призвал участников выставки последовать примеру японского писателя и самурая Мисимы, ко­торый после неудавшейся попыт­ки военного переворота покон­чил жизнь самоубийством, сде­лав себе харакири. Затем г-н Лимонов предупредил нетерпе­ливо переминавшихся в ожида­нии традиционной «халявы» гос­тей и журналистов, что «у нас сухой закон», чем сразу же пога­сил все надежды на привычный фуршет и спровоцировал непроизвольно вырвавшийся возглас концептуалиста Андрея Великанова, как, дескать, вы поступите в случае, если мы все же скинемся, сбегаем и разопьем, на что телохранитель г-на Лимоно­ва лаконично ответил, что «бу­дем выводить», после чего воз­мущенный г-н Великанов, мате­рясь, покинул помещение.

Составленную г-ном Рошняком экспозицию можно охарак­теризовать как экстремистско-романтическую (раздаваемая листовка с текстом культуролога Сергея Кускова предупреждала трусливых либералов, что «силы Хаоса, вырвавшиеся из подзем­ных недр, вольно или невольно содействуют Нашей Революции»). «Ключевая» работа изображала обнаженную немецкую девушку с традиционной фашистской по­вязкой на рукаве, прильнувшую устами к щеке маршала Георгия Жукова, облаченного в парадный мундир при всех регалиях. На­зывается произведение «Акт без­оговорочной капитуляции».

Узнав, что банкета не предвидится, огорченный обозреватель «М-Э» направился было к выходу, но его остановил г-н Рошняк, пообещавший продемонстрировать «нечто грандиозное». «Гвоздем» программы стал перформанс, во время которого г-н Рошняк вы­вел на сколоченный из грубых досок помост с ног до головы завернутых в марлю на манер египетских мумий г-на Лимоно­ва и секс-символ его партии – ослепительно сексапильную Еле­ну Бурову. Облив их тела спир­том, г-н Рошняк поднес к ним зажженную спичку. Обе «мумии» вспыхнули синим пламенем. Хотя полыхали они не долго (автор перформанса практически сразу же «забил» огонь чем-то вроде брезента), все же впечатление на пуб­лику произвели.

Однако намерение обозрева­теля «М-Э» отдать 17 декабря свой голос за бесстрашного и непьющего г-на Лимонова из­рядно поколебал владелец гале­реи «Дар» Сергей Тарабаров, пригласивший вашего покорного слугу на вернисаж под названием «Год Яблока» с участием членов одноименного политического блока – г-д Явлин­ского, Лукина и Щекочихина, которые на фоне картин и скуль­птур известных художников с изображением яблок лихо рас­пивали кальвадос (яблочный са­могон), закусывая его яблочны­ми пирогами (паями, как вырази­лись бы англичане), испеченны­ми супругой г-на Тарабарова Евгенией. Призвав обозревателя «М-Э» проголосовать за «Ябло­ко», «пока ему на голову не упало что-то другое», г-н Явлинский подкупил собравшихся как ос­троумием, так и демократизмом, пообещав в случае победы на выборах разрешить журналистам «стебаться» над ним и его коман­дой. Так что если до 17 декабря не найдется кого-то, кто бы пре­взошел г-на Тарабарова в гос­теприимстве по случаю явления лидеров «Яблока» столичной бо­геме, обозреватель «М-Э» пред­почтет хоть и изрядно ему при­евшийся, но зато самый деше­вый, а потому наиболее попу­лярный в народе фрукт.

Тусовочная круговерть за­бросила обозревателя «М-Э» и в салон-квартиру канадского фо­торепортера Хайди Холлинджер, не устающей запечатлевать на пленку доаболи знакомых пер­сонажей отечественной полити­ческой оппозиции. На ее не без изящества «отлакированных» фо­топортретах г-да лебеди, зюга­новы, анпиловы, жириновские и прочие народные заступники и по совместительству претенденты на российский престол выглядят как философы, стратеги, гегемо­ны и вообще чуть ли не демиур­ги.

Очередной прием у г-жи Холлинджер состоялся по случаю развешенных в ее апартаментах новых работ ее приятеля – од­ного из корифеев современной «стильной» фотографии Сергея Борисова. Основная тема его творчества – артистическая бо­гема. Нервные, изломанные, не­прикаянные, утомленные бесконечной погоней за известностью и до жути одинокие и эгоистич­ные люди вписаны в урбанисти­ческий интерьер как нелепые, но колоритные детали и фрагменты, отбрасывающие на окружающую реальность трагические и безыс­ходные отблески. У г-на Борисо­ва немало великосветских друзей, которые с удовольствием пришли на его «квартирную» выставку. Среди них обозреватель «М-Э» заметил одного из продюсеров Лады Дэнс Михаила Сигалова, рассказавшего ему об эпохальном проекте, с которого, как считает популярная исполнительница, в ее творческой биог­рафии начнется «новый отсчет времени». Вскоре нам всем пред­стоит познакомиться с очеред­ным альбомом г-жи Дэнс «Вкус любви». Согласно убеждению г-на Сигалова, альбом, еще тол­ком не раскрутившись, уже вы­звал ажиотаж среди авторитет­нейших зарубежных критиков, назвавших г-жу Дэнс «первой в истории звездой из Восточной Европы, достигшей исполнитель­ского уровня, отвечающего ми­ровым стандартам».

Отчетливый политический «душок» сопутствовал и реклам­ному мероприятию, проведенно­му «общественным движением Фуд-арт» в Литературном музее под названием «Памяти советс­кой кулинарии». Смысл сопро­вождавшейся обильным застоль­ем акции, по всей вероятности, состоял в том, чтобы в очеред­ной раз попытаться воплотить в жизнь коммунистический миф о всеобщем изобилии, увековечен­ный, в частности, в таких извес­тных фолиантах сталинской эры, как «Книга о вкусной и здоровой пище» и «Кулинария». Кроме организации художественных вы­ставок «гастрономической» направленности, «фудартисты» обещают вовлечь москвичей и гостей столицы в нескончаемую вереницу «музыкально-поэти­ческих фестивалей, дискуссий и семинаров, посвященных теме еды».

Представляете, как обрадо­вался обозреватель «М-Э» воз­можности провести хоть один «аполитичный» и «безыдейный» вечер, когда его позвали в Дом актера на встречу-фуршет цир­ковой и театральной обществен­ности. Ан не тут-то было! На сцену в паузе между клоунами, факирами и дрессировщиками забрался «поэт-песенник» Лео­нид Куксо и, врубив магнитофон с фонограммой, исполнил со­бственное сочинение под назва­нием «Гимн общественно-поли­тического движения «Наш дом – Россия», что, если честно, не слишком уж омрачило настрое­ние вашего корреспондента, от души наслаждавшегося и общес­твом своего друга, гениального акробата Владимир Довейко, чуть ли не впервые читавшего перед столь многолюдной и взыскательной аудиторией свои философские стихи, и номером «силача» Сергея Чижова, умуд­рившегося непринужденно-за­лихватски отплясывать цыганоч­ку, поигрывая многокилограммовыми гирями, и аттракционом братьев Александра и Аркадия Шатировых, эффектно и ловко работавших с целым клубком гигантских удавов.

Завершилось круговращение обозревателя «М-Э» по столич­ным тусовкам присутствием на очередной выставке Ивана Новоженова на его квартире. Суп­руга художника Татьяна Недзвецкая настоятельно просила журналистов не употреблять сло­во «салон» применительно к ее апартаментам, поскольку оно, по ее мнению, ассоциируется с праздным времяпрепровождени­ем, а она, мол, приглашает лю­дей «работать», то есть активно вглядываться в холсты ее супру­га, чтобы тут же их обсуждать и анализировать. Что, собственно, приглашенные ею известные ра­финированные эстеты и делали, не отходя от столов с отменными яствами и напитками на все вку­сы и темпераменты.

Г-н Новоженов на сей раз представил полотна, созданные после его творческого визита в США. Со свойственными ему сарказмом и беспощадностью живописец как бы «обличает» пустоту и бездуховность мира наживы и чистогана. Сквозная тема цикла – извивающиеся в погоне за сенсациями люди с видеокамерами, готовые цинич­но и хладнокровно снимать что угодно – от человеческих стра­даний до обнаженных женских тел. Впрочем, не исключено, что разум обозревателя «М-Э» окон­чательно помутился от обилия «политических» возлияний, и он стал воспринимать вполне без­обидные сюжеты как «социаль­ный протест». Не иначе как пора бы передо­хнуть, побродить по заснежен­ному лесу. Так что до следую­щих встреч, горячо мною люби­мые читатели «М-Э».

«Мегаполис-Экспресс» № 47 от 29 ноября 1995 года

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: