4 января

Сверхдержавой можно назвать только ту страну, народ которой объединен (сплочен) стилем. И тут у Америки конкурентов на обозримое будущее нет. Голливудские постарались. И хотя там потенциал явно иссякает, но пороха в пороховницах еще хватит.
В России, увы, последний объединяющий нацию стиль скончался одновременно со Сталиным.

Хрущев приучил народ мыслить в масштабах Польши и ГДР. Хорошо еще, что не Латвии с Эстонией. Журнальные столики перед низкой раскладывающейся на ночь и складывающейся после сна кушеткой, бесконечные торшеры. И – все, блин. Только Польша и ГДР. И немного Югославии – как уж совсем нечто запредельное по дерзости.
С тех пор больше похвастать нечем.

Вплоть до горбачевских времен так и жили Польшей и ГДР. Посмотрите на все наше искусство – как официальное, так и «нонконформистское». Все до деталей срисовано с журналов «Польша» и «ГДР» – такие тогда выходили.

Помню, в начале шестидесятых мы с моим другом Витькой Калугиным впервые оказались в мастерской у Эрнста Неизвестного. Я хожу, рассматриваю, пытаюсь понять, нравится мне или нет. А он брезгливо морщится и цедит сквозь зубы:

– Сплошное гэдээр.

Все телевидение – бесконечный «Кабачок 13 стульев» и «Мелодии друзей». И как вершина – балет «Фридрихштадтпалас» с девками в купальниках. Кстати, с «Фридрихштадтпаласа» продолжали воровать чуть ли не до конца девяностых – то есть дольше всех. По-моему, до сих пор остановиться не могут.

Все радио и виниловая индустрия – «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», где сплошная Польша и изредка Мирей Матье – как пламенный борец за мир и лучший друг Советского Союза.

В результате что мы имеем на сегодняшний день? Казалось бы, свобода – твори, выдумывай, пробуй. А со стилем все никак не складывается. Даже ни малейшего намека на что-то вырисовывающееся на горизонте. А ведь без большого стиля не бывает ни большого кино, ни вообще чего-то «большого». Я к тому, на что власть сейчас делает ставку. Уж лучше бы продолжали воровать у Польши.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: