3 января

Мне кажется, что в России новогодние телешоу – своего рода пророчества о ближайшем будущем страны. Эдакий вещий сон. И дело не в пословице «как новый год встретишь». Просто новогодние зрелища, чтобы удержать внимание зрителя, должны предельно соответствовать средним ожиданиям, надеждам и чаяниям граждан.

Вспомните, с чего начался тотальный откат в новый застой? Правильно, с эпопеи «Старые песни о главном». До того все еще как-то играли в строительство нового общества, в гражданские свободы, а спев про четыре трупа возле танка, страна со спокойной душой стала смотреть на возврат «главного старого».

Если судить по нынешним капустникам, впечатление о завтрашнем дне складывается печальное. По моим наблюдениям на всех каналах:
а) поют советские песни на новый лад – 25%
б) поют современную эстраду – предел отупения, примитива и бесстыдства – 30%
в) поют зарубежную эстраду 40-х – 70-х годов на новый лад – 25%
г) поют относительно молодую зарубежную эстраду 80-х – 90-х годов на свой лад – 10%
д) в оставшееся время крутят рекламу, поздравляют, трындят и выеживаются.

Что мы имеем? По культурному самоопределению страну несомненно третьего мира, где свою причастность к низовому менталитету готовы признавать и оправдывать подавляющее большинство элит всех мастей и рангов. Страну с непомерным апломбом, вселенская дерзость которой позволяет ей с непосредственностью бандита присваивать все, что кажется ей достижением окружающего мира. Причем не просто присваивать, а упрощать и уродовать под свой полудетский китчевый вкус. Страну без тяги к развитию и самосовершенствованию, но порабощенную стремлением умножать фальшь и вульгарность. Страну, глубоко развращенную и порочную, но ревностно относящуюся к мифу о собственной порядочности и честности.

Социальные сети в данной ситуации – единственная живая альтернатива.

Только что в новостях показали, что Преемник посетил кинотеатр и посмотрел «Иронию судьбы» (новый вариант), после чего подтвердил, что из всех искусств для нас по-прежнему важнейшим является кино и что в данной области у нас произошел фантастический прорыв. Отечественное кино, оказывается, уже даже можно смотреть. Телевизионщики тут же подсуетились и показали счастливые лица москвичей, которые наперебой уверяли, что «отныне, с ростом благосостояния» (так дословно и говорили) семейный поход в кинотеатр станет основной формой досуга для миллионов россиян.

Господи, за что?

Основное, что удалось Путину – резко упростить массовое представление об устройстве мироздания. Впрочем, не только массовое. Я с печалью наблюдаю, как все больше людей, которых я считал как минимум неглупыми, на моих глазах сознательно кастрируют свой интеллект, чтобы подходить под господствующие параметры.

Увы, завещание Велимира Хлебникова «стоять на глыбе слова МЫ среди моря свиста и негодования» сегодня нуждается в коррекции. Единомышленников больше нет. Во всяком случае их так мало, что не наберется того минимального количества, которое необходимо, чтобы возникло понятие МЫ. Поэтому отныне лучшим людям еще долго придется «стоять на глыбе слова Я среди моря свиста и негодования».

В течение жизни я встречал сотни, если не больше таких типов. Во всяком случае со счета я сбился. Некоторые из них были детьми высокопоставленных родителей. Большинство же просто мечтали выбиться из низов и сделать карьеру по идеологической линии. Их объединяли три вещи. Учеба в престижном вузе, здоровый цинизм и желание вкусить запретного плода, который не замедлил предстать перед ними в виде группы «Битлз» – дальше их любопытство и вкусы, к счастью, не простирались. «Битлз» всех вполне устраивали как самый оптимальный вариант.

В вузе будущие Преемники оказались, потому что патриции поступили по блату, а плебеи по конкурсу – причем многие после службы в армии, что давало значительные преимущества. С первых же дней учебы высокопоставленные дети начали приносить обязательные к прослушиванию в их кругу «модные записи» и, чтобы похвастаться своей осведомленностью, давали их «переписать» низкопоставленным. К выпускным экзаменам «Битлз» своим оголтелым демократизмом уравняли всех.

Любовь тех и других к группе «Битлз» выражалась, в частности, в прическах. Те типы, о которых речь, носили точь-в-точь такие, как Преемник в молодости (см. его фотографии).
После «Битлз» они послушали было «Лед Зеппелин» и задумались, не слишком ли далеко они зашли и не пора ли остановиться.

Покончив с «запретными плодами», они решили, что постеров с «Лед Зеппелин», висевших над их кроватями, с лихвой достаточно, чтобы выдавать себя за крутых либералов, постриглись и вплотную занялись карьерой, которая, надо сказать, у всех более чем удалась.

Я к тому, что «Битлз» воистину стали нашим всем. Слишком многим советско-российским карьеристам и функционерам они помогли определиться с выбором пути.

В связи с «трансформацией» общественно-политической ситуации в России поневоле вспоминается пьеса Эжена Ионеско «Носорог». Сегодня она в миллион раз актуальнее, чем в 1959 году, когда появилась на свет.

Тем, кто не читал, советую прочитать. Как будто автор живет в путинской России. В свое время какой-то критик написал в рецензии, что люди в пьесе превращаются в носорогов добровольно, к тому же испытывая от процесса превращения физиологическое наслаждение.

Думаю, будет своевременным объявить что-то типа символического конкурса под названием «Записки носорога». Его итоги можно будет подводить хоть ежемесячно, хоть ежеквартально. Да хоть еженедельно. Как получится.

Для начала я бы объявил конкурс на присылку текстов (своих или чужих), которые подходят для участия в конкурсе на лучшие и самые яркие «Записки носорога».

Посмотрел по интернету несколько новогодних шоу разного калибра из разных стран. Больше всего понравилось из какого-то казино в Лас-Вегасе – особенно оформление. Роскошь, которую можно без всякой натяжки назвать стильной.

Я вообще считаю, что стиль отчетливее всего проявляется именно через роскошь. Ну какой стиль способен зародиться в нищете? Разве что «суровый стиль» ущербных алкашей из МОСХа 60-х годов.

Бросилось в глаза, что о стиле сегодня всерьез задумываются только в Америке. Речь, подчеркиваю, идет не об этнографии, а именно о стиле. Не надо приводить в пример Латинскую Америку или Африку. Все, что там, не стиль, блин, а народные промыслы.

Во-вторых, я имею в виду исключительно большой стиль – как отражение и продолжение государства. А не итальянский дизайн.

С итальянским дизайном все слава Богу в порядке, но к государству он никакого отношения не имеет. Разве что к Ксении Собчак.

Если бы меня спросили, какой фильм последнего десятилетия я считаю самым стильным, я бы без колебаний назвал «Мулен Руж». Я к тому, что со стилем в современном мире полный облом.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: