Гринч. Верх

Воображение как объективная реальность

Впервые напечатано в буклете к персональной выставке в Зверевском центре, 2016 год

Совершенно очевидно, что Оксана Гринч с помощью своих живописных эскапад пытается убедить всех нас, что так называемое «воображение» существует само по себе – независимо от индивида, который им наделен. По мнению художницы, человеческие фантазии выполняют функции посредника между нашим сознанием и окружающей нас объективной реальностью. И тут все зависит от степени адекватности индивида внешней среде обитания – в первую очередь от его способности установить с собственным воображением добрые и позитивные отношения. Если человек по своей природе неконфликтен, то его восприятие мира будет позитивным и умиротворенным. Но стоит какой-то не в меру активной личности взбунтоваться (хотя бы даже против самой себя), то тут, собственно, и вспыхивает драма противостояния и противоборства трех сущностей – человека, объективной реальности и воображения.

И тогда в результате великой битвы всех начал и субстанций мироздания рождается то, что принято называть визионерским искусством. На наших глазах очередной явившийся гений начинает воспринимать мир как некую раскаленную, пылающую и бушующую плазму, в которой каждый миг рождаются и погибают миллионы фантастических видений. Его амбиции и темперамент не оставляют ему иного выбора, кроме как силой своего воображения пытаться укротить и структурировать разверзшийся пред ним огненный хаос, запечатлев и остановив самые волнующие мгновения. Ведь только сделав серию «нужных», репрезентативных кадров, возможно составить для самого себя (а уж для «человечества» как получится), этакий рекламный буклет, а точнее – путеводитель, соблазняющий путешествием по бесчисленным этажам и самым потаенным закоулкам вселенной духа.

Оксана Гринч окончила Литературный институт. Готовится защищать диссертацию по Андрею Платонову – одному из двух запредельных, выходящих за границы возможностей человеческого сознания (а потому с трудом поддающихся «исследованию») русских метафизиков (второй, без сомнения, Юрий Мамлеев).

Как свидетельствуют ее картины, обретенный Оксаной духовный опыт пошел художнице впрок. Девушка работает с образами, метафорами, а главное – мифологемами неизреченной значимости как с повседневными предметами первой необходимости, что свидетельствует о доскональном знании матчасти и виртуозности мастерства. В ее сюжетах как в капле воды отражается вся суть происходящего на пространствах, о которых даже невозможно помыслить – неспроста творчество Оксаны не на шутку раздражает даже, казалось бы, видавших виды кураторов. Многие считают, что стали жертвами мистификации самонадеянной дилетантки. В самом деле, как тут разобраться, если перед нами – полное отсутствие даже намека на хоть какую-то систему ценностей и приоритетов, а главное – мы имеем дело со сплошным метафизическим плюрализмом в его самом что ни на есть максималистском проявлении. Смешались в кучу кони, люди, духовные традиции, философские концепции. В итоге нет ни вертикали, ни горизонтали, ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни Бога, ни дьявола. Сплошное коллективное бессознательное в виде постмодернистского нагромождения (с точки зрения среднестатистического «знатока и оценщика») чего-то знакомого, но при отсутствии четко обозначенного контекста, который в случае с Оксаной теряет всякий смысл. С какими мерками прикажете подходить к столь сумбурным и противоречащим друг другу «высказываниям»? Ради чего все затевалось? Где та печка, от которой нам предлагает плясать автор?

На самом деле водораздел между Оксаной Гринч и ее оппонентами следует искать в сфере воображения – того самого, которое, по мнению автора, существует само по себе. Наша героиня явно склонна к солипсическому мироощущению, согласно которому человеческое существование становится фактом, а не сомнительной гипотезой и абстракцией, только в случае если субъект обладает способностью манипулировать своими персональными мифологиями – либо выстраивая их в последовательное повествование, либо превращая в жуткое и несъедобное для нормального человека месиво. Одновременно и вся так называемая «объективная реальность» оказывается не гармоничной совокупностью самостоятельных и сотворенных высшим разумом объектов, как многим кажется, а всего лишь плодом (или продуктом) духовных поисков тех безумцев, кто наделен даром материализовывать собственные причудливые фантазии.

Именно воображение, как убедительно доказывает Оксана Гринч, и есть единственная объективная реальность, поскольку только персональные мифологемы призваны заполнить и обустроить пространство между субъектом и черной бездной вечности. Без внутреннего содержания в виде бесконечного поиска и порыва к несуществующему люди умирали бы еще задолго до рождения – впрочем, сплошь и рядом так и случается.

Таким образом, предлагаемую экспозицию проще всего рассматривать как манифестацию и реализацию главной мечты Оксаны Гринч, посвятившей свою жизнь сотворению своего собственного вселенского воображариума, призванного обессмертить всякого входящего в него.

Гринч. Низ

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: