Горшков11

Властелин страны Горшковии

Впервые напечатано в каталоге персональной выставки «Кораблик счастья» в галерее ArtStory

Творчество Сергея Горшкова основано на дерзком синтезе русской, уходящей в глубины веков архаики, классического модернизма с явным привкусом символизма и дадаизма и весомой-грубой-зримой плакатности Окон РОСТА эпохи футуризма. Его эстетика разрывается между простонародной, вульгарно-балаганной лаконичностью лубка и преддекадентскими изысками прерафаэлитов. В результате авторской рефлексии рождается вполне визионерский космос, наполненный праздничной, карнавальной духовностью, объединившей в единой круговерти вселенского танцпола земную и небесную флору и фауну, астральные гербарии и не менее эзотерических котов, ангелов и блудниц, грифонов и политиков, русалок и красноармейцев. Этакая страна Горшковия.

Все сказанное необходимо еще умножить на мистику Дивногорья – сакрального и культового для Сергея Горшкова места, где разворачивается действие большинства произведений Андрея Платонова. Вообще город Лиски и его окрестности буквально нафаршированы аномальными явлениями. Прогуливаясь там ночью, вы гарантированно встретите привидение, а то и бредущего с кладбища (или обратно) мертвеца. Или вдруг неожиданно для самих себя обретете дар ясновидения. Там, среди бескрайних ковыльных степей верховьев Дона у художника есть пристанище, где он заряжается парадоксальной энергией, возникающей и фонтанирующей из симбиоза интеллектуальной, природной и машинно-индустриальной ипостасей реальности и провоцирующей, говоря словами самого Платонова, на «постоянное углубление в коренные вопросы человеческого общества и всего текущего мироздания».

Еще святые угодники заметили, что чем ближе к божественному, тем больше веселится душа. Вот и Горшков предпочитает дурачиться без оглядки на происходящее вокруг, вовлекая нас, серьезных и озабоченных, в свои шутовские, с бубенчиками, мистификации. А поводов для иронии у него хоть отбавляй. Начать с того, что три десятилетия назад о воронежском гении узнали в Европе и Америке. Еще десятилетие понадобилось, чтобы он стал одним из самых модных художников пресыщенной и привередливой Москвы. И только совсем недавно Горшков наконец получил широкую известность на своей малой родине, завоевав статус местной городской и областной достопримечательности, к которой ни днем, ни ночью не зарастает народная тропа. Как известно, состоявшийся художник в России в первую очередь гуру, а потом уже все остальное.

Сергей Горшков учит своих зрителей и поклонников существованию в пространстве тысячи и одной ночи, где всю работу выполняют джинны, а мэтру остается только приказывать, к какому сроку создать очередной шедевр. Ведь чем меньше обременительной суеты – тем больше времени для размышлений и созерцания. По большому счету художник вообще не должен заниматься пустяками в виде какого-то там «творческого процесса». Его задача – нести людям свет из своего сердца. И если кто-то думает, что Сергей Горшков сидит и в поте лица с помощью нехитрого плотницко-столярного инструмента ваяет свои роскошные фантазии, тот сильно ошибается. На самом деле все происходит реально по щучьему велению. Пошептал – и из невидимого ларца выскакивают два молодца, которые мгновенно принимаются за дело.

А какое удовольствие сидеть вечерами в мастерской Сергея Горшкова у камина, потягивать различные нектары и амброзии и перебирать собранные хозяином поистине эпохальные реликвии – засушенный хвост русалки, череп лешего, когти гарпии, шерсть домового, перья Сирина и Алконоста, волосы бабы-яги, скелет единорога. Чего только нет в уникальной коллекции. Даже крылья Пегаса и фаллос Добрыни Никитича (тоже засушенный – как и хвост русалки).

Сказка – ложь, да в ней намек. Когда автор отпускает своих персонажей на свободу, их популяция резко увеличивается. Так что, коллеги, мотайте на ус.

Горшков111

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: