Фото. Верх

Преодоление плоти

Впервые напечатано в альбоме-монографии «Пути сообщения (фотография)»

Каждый новый виток в творчестве Евгении Васильевой отмечен поисками современного художественного языка, стремлением попробовать себя во всех видах актуального искусства, привнести во все, к чему она прикасается, что-то свежее, особенное, основанное на личном видении и осмыслении сегодняшних проблем и тенденций. Очередной проект автора погружает нас в мир фотографий, созданных с помощью компьютерных технологий. Перед нами – реальность, рожденная воображением автора – полная жизни и мистических превращений. В конце концов любой субъективный взгляд мгновенно становится неотъемлемой частью объективного космоса. Фотоколлаж, который изобрели и активно использовали классики авангарда, можно считать основой актуального фотоискусства. «Глобальная мысль современного художника способна конструировать из разных фрагментов настоящего новую будущность», – писал в одном из манифестов футурист и конструктивист Эль Лисицкий. Именно такой подход к фотографии характерен и для Евгении Васильевой.

Важно напомнить, что «Пути сообщения» представляют собой замысел, состоящий из двух альбомов. Первый, с произведениями видео-арта, уже вышел. В нем раскрывается тема взаимодействия между философскими категориями. Важно подчеркнуть, что во всех своих проектах, в том числе и в первой части «Путей сообщения», Евгения Васильева обращается к понятиям из области метафизики. Стоит подчеркнуть, что в своем творчестве автор придает мистическому началу особое значение – однако именно в предыдущем альбоме духовная составляющая впервые зазвучала с максимальной отчетливостью. Думается, так произошло благодаря использованию самых современных выразительных средств. Дело в том, что век цифровых технологий потребовал своего инструментария, способного адекватно транслировать внутреннюю энергию и интеллектуальный багаж автора. Евгения Васильева тонко чувствует некоторое несоответствие принципов old school и постоянно возрастающих амбиций авангардистов XXI века, поэтому все чаще обращается к технологиям, появившимся в результате цифровой революции, которые пришлись как нельзя кстати для пытливого и дерзкого сегодняшнего поколения экспериментаторов. Наконец-то художники-новаторы обрели возможности, соответствующие менталитету и запросам человека, устремленного в будущее. В самом деле, чем оснащеннее в техническом отношении рабочее место художника, тем более высокого градуса напряжения достигают в своих произведениях лучшие мастера.

В сюжетах, посвященных видео-арту (первый альбом), доминирует тема единства и противостояния земного и небесного, вечного и сиюминутного, человеческого и стихийного, неизбежности смерти и попытки ее преодоления. Сейчас вы держите в руках продолжение проекта в виде образцов фотоискусства. Во втором альбоме автор исследует связи (пути сообщения) между мистическими вселенными, духовными порталами и энергиями. Художница относится к фрагментам изображения – своему исходному материалу – не как к неким частным и сиюминутным проявлениям эмоций, полученным в результате впечатлений и воспоминаний. Для нее каждый пласт – отдельная галактика со своей предысторией и современностью, и даже поэзия абстрактных образов напрямую связана с мотивами, навеянными реальностью.

Для автора главное – сформировать свою утопию по принципу органичного взаимодействия целого и части. Повествование в проекте протекает в некой мультибесконечности, состоящей из, на первый взгляд, независимых плоскостей (или сфер) существования, причем привычный нам мир – всего лишь одна из них. В иных, незнакомых нам реальностях действуют законы иносказания, допускающие присутствие магических явлений и чудес. В некоторых работах параллельные пространства активно взаимодействуют, но иногда они существуют независимо друг от друга и даже враждуют, а то и вообще пожирают друг друга, что соответствует авторскому замыслу и символизирует многообразие и противоречивость мироустройства. В большинстве фотографий присутствуют либо «двери», через которые можно проникнуть из одного портала в другой, либо в самих порталах есть определенные места, где они пересекаются или сливаются, составляя единое целое. Евгения Васильева трактует время как совокупность расходящихся во все стороны дорог, на каждой из которых события развиваются параллельно и одновременно.

Похожий принцип лежит в основе творчества современного фотохудожника Джона Рафмана. Он использует популярную систему «Девять глаз». Так называется фотокамера-робот с девятью направленными в разные стороны объективами. Ее устанавливают на автомобилях, которые ездят по улицам, трассам и вообще путям сообщения всех континентов. Камера постоянно подключена к поисковику Google, произвольно, без участия человека снимает все подряд, и каждый желающий может наблюдать за происходящим на экране своего монитора, оставляя понравившиеся изображения себе на память. Джон Рафман отбирает самые яркие фотографии и составляет из них композиции.

В отличие от Рафмана Евгения Васильева переносит свои поиски в пространство метафизики. На ее коллажах потенция, эмбрион бытия плавно и органично переходит в само бытие. Художница как бы воссоздает мистерию Творения. Бог в ее понимании – не бесстрастный фиксатор, тотально отстраненный от происходящего. Он и по сей день активно включен в созидательную работу – по-прежнему ни один волос не упадет с головы человека без Его воли. И автор проекта – Его помощник и единомышленник. В итоге образуется напряженная дистанция между замыслом и аудиторией – тем, что пыталась донести до нас художница, и попытками зрителя наделить изображение собственным содержанием, привязать фотографии к каким-то личным воспоминаниям.

В своих предыдущих проектах – «Эдем» и «Катарсис» Евгения Васильева поднимала тему обретенного людьми и вскоре потерянного для человечества рая. В фотографиях та же проблема решается через принцип энтропии. Сразу после завершения формирования чего-то определенного начинается обратный процесс – диссолюции. Как известно, окружающий нас мир призрачен и эфемерен. К счастью, нам в утешение посланы некоторые воспоминания о счастливом прошлом. Например, в виде Света – тотального и всепроникающего. Евгения Васильева приоткрывает завесу, и перед нами предстают отблески животворящего, фаворского, инициатического сияния. Именно таким его фиксирует автор – в виде неземного, трепетного свечения с ярко выраженным теургическим началом, которое сопровождает практически созданные образы, предметы или сущности. Обычно похожие мистические зарева указывают на близкое присутствие ангелов и сохранились в современном искусстве как ободряющее послание от византийских и средневековых мастеров. Да и нематериальная условность и «потусторонность» авторской манеры тоже хранит память о предмете как божественной ипостаси. Неспроста многие работы цикла даны в развитии, в динамике – с некоторыми вариациями. Так художнице проще разглядеть и показать нам первооснову – идею или причину, послужившую стимулом для воплощения того или иного объекта или же сыгравшую роль фундамента, достойного того, чтобы на нем возвести материальную, видимую часть замысла.

Фотографии Евгении Васильевой занимают свое место в контексте того сегмента актуального видео- и фотоискусства, чьи представители развивают свои философские системы, взяв за сюжетную основу вполне определенные темы. Речь идет в первую очередь о постмодернистских цитатах и реминисценциях из классического искусства, портретных изображениях людей (в том числе поясных и во весь рост), бытовых житейских эпизодах, подсмотренных на улицах, окружающей среде в виде таинственных пейзажей, образцах глянцевой индустрии от стиля модерн до современного гламура, обитателях микрокосмоса и процессах, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях, космических и природных явлениях, а также шестереночных и часовых механизмах в традиционном понимании. Поэтому упоминание некоторых имен известных мастеров поможет лучше понять источник, из которого черпает вдохновение Евгения Васильева. Например, Тара Селиос. Его образы, которые, по словам художника, «изящно формулируют всю совокупность смыслов существования, делая акцент на идее хрупкости, непостоянства и похоти как основе жизненных процессов». Фотографии Евгении Васильевой пропитаны загадочной и будоражащей воображение меланхоличной атмосферой. Художница, несмотря на воспевание идеи бессмертия не устает напоминать, что смерть всегда рядом и в любой момент готова показать живым свою ужасающую красоту. Фотохудожники Лернерт и Сандер предпочитают оперировать смыслами, в том числе менять их местами. Например, их фотореклама коммерческой продукции на самом деле оборачивается насмешкой над ценностями общества потребления. Евгения Васильева использует аналогичный прием, чтобы раскрыть амбивалентность метафизических категорий, когда высокое сплошь и рядом выступает в низменном обличии, а вульгарное облекается в изысканные формы. Произведения еще одного дуэта – Фишли и Вайса в свое время помогли Евгении Васильевой в работе над проектом «Эдем», в котором она экспериментировала с парадоксальными трансформациями «низких» предметов и ситуаций. Работы известных художников привнесли в творчество Евгении дух дадаизма с его комическим радикализмом и беззаветной любовью к игре, через которую проявляется детская радость от поисков и открытий. В «Эдеме» автор заставил обыкновенные плоскогубцы разыграть целое драматическое представление, тем самым подчеркивая смеховую природу мироздания. Та же ирония проглядывается и в некоторых фотографиях художницы. Лоретта Люкс – признанный мастер фотографических искажений. Ее портреты «фарфоровых» детей с удлиненными конечностями, увеличенными головами, широко расставленными глазами и пристальным взглядом покорили Евгению Васильеву ощущением таинственности и переходящей в ужас тревоги. Загадочные персонажи фотографического раздела «Путей сообщения» столь же хрупки, бесстрастны, окутаны фантастической, сверхъестественной аурой и напоминают какую-то особую породу нереальных существ, вырванных из времени и парящих в иллюзорном мире. Food-фотограф Флоран Тенет собирает фрагменты овощей и фрукты в утонченные композиции. Мастер выявляет срытую суть, философскую сердцевину обыденного, отчего объект раскрывает свою истинную, до сей поры скрытую суть. В «Путях сообщения» решается аналогичная задача – наподобие литературной игры, когда участникам предлагается изменить до неузнаваемости контекст, всего лишь переставив отдельные слова. Евгения Васильева сознательно вовлекает зрителя в аналогичную затею – только в роли «слов» выступают ее многозначные образы и символы. Супруги Инез и Винуд считаются ведущими мастерами гламурных фотоколлажей. В центре их интереса находятся гламурные женские тела, преображенные с помощью фотошопа и окруженные, казалось бы, совершенно не вписывающимися в ситуацию предметами. Фотографии Евгении Васильевой символизируют противостояние женского начала и внешних обстоятельств. Автора занимает сам процесс сопротивления прекрасных сущностей брутальности окружающей среды. Мы видим различные воплощения идеи красоты, как ее было принято понимать в разные исторические периоды – от ар-деко до современного гламура. Объекты, подвергаясь негативному воздействию, меняют облик и распадаются на расплывающиеся, бесформенные фрагменты. То есть исход противостояния предопределен. Именно такую метафорическую форму Евгения Васильева выбрала, чтобы отдать должное ушедшей эпохе коммерческого поп-арта. Заодно художница предлагает подумать, что же нас ждет дальше в плане влияния потребительской культуры на актуальное искусство. Кстати, удачным примером такого смешения авангарда и глянца считается творчество фотохудожника Ника Найта. Он тоже работает с профессиональными моделями. В его эклектичных композициях органично уживаются друг с другом самые разные стили – от барокко до откровенного китча. Евгения Васильева тоже отдает должное гламурной подоплеке традиционного фотоискусства, но исключительно ради констатации коллапса и стагнации явления. И наконец в ряду созвучных поэтике «Путей сообщения» имен нельзя не упомянуть фантастические видео-инсталляции группы АЕS+F. Правда, связь между обоими брендами с большей отчетливостью заметна в первой части проекта – посвященной видео-арту. Родство проявляется в тяготении и Евгении Васильевой, и коллектива АЕС+Ф к магической мистификации – когда для переноса действия в Зазеркалье достигается абсолютный баланс между диаметрально противоположными полюсами. Реальное у них превращается в иллюзорное, низменное обретает привкус непорочности, безобразное возвышается до уровня высокого эстетизма. И тут важно подчеркнуть, что несмотря на ярко выраженную постмодернистскую упаковку творчество АЕС+Ф социально направлено и посвящено злободневным общечеловеческим вопросам, которые находятся также и в поле зрения Евгении Васильевой. В своих видео художница обращается к таким насущным проблемам, как противостояние цивилизаций, разгул насилия и преступности, диктатура рекламы и глобализации в целом, политическое зомбирование, распад традиционных ценностей, попытка уйти от ужасов реальности в виртуальный мир, всеобщий эгоизм и нарциссизм. Ну а поскольку фотоальбом вытекает из видеопроекта, то и тематика никуда не исчезает – в лучшем случае изменяются формы подачи.

Перечисленные выше авторы позволяют определить эстетические координаты и предпочтения Евгении Васильевой, что лишний раз подтверждает очевидную истину. Даже самый актуальный, воинствующий авангард не может существовать вне духовных поисков, единения высоких чувств и помыслов, а главное – личной ответственности автора, его апелляции к высшим силам и размышлений о смысле и сути бытия.

Несмотря на характерную для Евгении Васильевой экспрессионистскую эмоциональность ее искусства вторая часть «Путей сообщения» в отличие от более эмоциональной первой отличается элегантной умиротворенностью и большей степенностью и рассудительностью. Автор хотя и использует характерную для себя стремительность пятен и линий, однако на сей раз повествование уходит вглубь, внутрь самого себя, показывая образец несуетного смирения и даже служения. Каждая деталь исполнена сакрального смысла – опять же благодаря желанию фотохудожницы показать реальность не напрямую, а как бы изнутри, с обратной стороны, с изнанки. «Очевидное» для автора – всего лишь внешняя оболочка, которая, как правило, обманчива и предназначена для того, чтобы скрывать за собой суть.

Евгения Васильева играет с фрагментами мироздания, как с художественным материалом, подчеркивая условность границ между видимым и невидимым. Каждая фотография вмещает в себя некую реальность, которую художница показывает нам как бы на киноэкране, за который во время сеанса из темного зала прокрался не в меру пытливый зритель. Представьте себе, что кому-то захотелось проникнуть в иную, параллельную жизнь и посмотреть, как на самом деле там все устроено. Оказывается, стоит лишь перейти роковую черту, как начинаются сплошные откровения – нужно только быть готовым к их восприятию. Собственно, речь идет об обычном ритуале посвящения, когда для неофита раз и навсегда исчезают различия между явлением и его непознаваемой сутью, и хорошо знакомый предмет предстает во всей полноте своей неожиданной самости. Евгения Васильева сопровождает нас в нашем порыве любопытства, берет за руку и заводит за злополучный экран – ведь не секрет, что современный человек давно привык относиться к окружающей совокупности вещей однобоко, с точки зрения практической пользы – меркантильно и утилитарно. Но, оказавшись внутри мироощущения художницы, мы убеждаемся, что все привычное и набившее оскомину – будь то пейзаж, предмет или человек – в каждом своем проявлении совсем не что-то такое, что может пригодиться в хозяйстве, выполняя ту или иную функцию, а исключительно Божье творение – и ничего больше. Постепенно нам открывается горькая правда. Выясняется, что действия Создателя не поддаются никаким и ничьим оценкам, да к тому же с изгнанием из рая закончился период нашего обслуживания со стороны небесных сил, и мы, как и прежде, вынуждены добывать самое необходимое в поте лица, не имея права ни на какие вопросы. И только бесконечная милость Всевышнего позволяет вещам, стихиям или ближним изредка облегчать нашу участь.

В заключение обратим внимание на сверхзадачу второго альбома. Здесь внимание автора фотокомпозиций сосредоточено на проблеме алхимического процесса трансформации материи в дух. Или, проще говоря, преодолении плоти. Изображения в метафорической форме так или иначе показывают процесс дематериализации. Материя или утрачивает волю к бессмертию и расщепляется с помощью биохимических реакций. Или, сосредоточив усилия на идее спасения души, переходит в свет – через таинство вознесения или воскресения, описанного во всех религиозных учениях. Собственно, художница проанализировала оба варианта. Понятно, что ее интерес целиком и полностью поглощен вторым – мистическим пресуществлением земного в небесное. По мере знакомства с альбомом на наших глазах пейзаж преображается в феерическую фантасмагорию миражей, предметы теряют материальное наполнение и очертания и растворяются в вечности, а человеческие тела и лица начинают ассоциироваться с иконописными персонажами, пребывающими на призрачной черте, разделяющей телесное и эфирное. Еще мгновение – и мы никого и ничего больше не увидим. В предыдущем альбоме есть размышление о видео под названием «Смирение». Там речь идет о том, что состояние смирения означает максимальный разрыв с материальным миром. Так вот Евгения Васильева во второй части «Путей сообщения» приводит свой пространственно-временной континуум в состояние абсолютного смирения на той его стадии, когда некогда грешная плоть становится эфемерной, уступая место бесплотности и бестелесности. И тогда привычные вещи сбрасывают маску узнаваемости и начинают восприниматься как артефакты иного, фантастического бытия, в котором время исчезает и начинается бессмертие, как абсолютная диктатура духа.

Фото. Низ

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: