Цветы из неволи. В начало

Цветы из неволи

Впервые напечатано в каталоге персональной выставки «Цветы из неволи». Москва, галерея «ЭКСПО-88», 2014

Живопись Евгении Васильевой с первого же взгляда подкупает светлым, радостным мироощущением, добротой, искренностью, а значит – художник легко и естественно располагает к себе, вызывает симпатии и доверие зрителя. А что еще нужно для начала знакомства?
По мере погружения в творчество художника подкупает трепетное, почтительное отношение автора к классическому наследию. Сразу видно, что талантливая женщина потратила немало сил и энергии на постижение предшествующих культурных пластов. Причем в каждую живописную породу она погружалась до тех пор, пока не начинала понимать и чувствовать глубинную, органическую связь между всеми элементами и пространствами художественного космоса.
Согласно закону предопределенности, в каждом человеке от рождения заложен определенный набор неких духовных и материальных субстанций, который формирует его жизненные и эстетические пристрастия. Неспроста одни авторы предпочитают абстрактные выразительные средства, а другие чувствуют себя комфортно среди фигуративных композиций. За время путешествия по разным стилям и направлениям Евгении Васильевой посчастливилось найти свою точку отсчета. Ее взгляд на творчество можно определить как триединство 1) предмета, 2) обстоятельств, в которых он оказался, и 3) эмоций, которые возникшая ситуация рождает в душе автора. Поэтому представленные на выставке картины стоит оценивать не только с точки зрения их живописных достоинств, но и как некие эпизоды биографии.
Происки недоброжелателей привели к тому, что Евгения Васильева вынуждена создавать свои картины, находясь под домашним арестом. Так что каждый ее творческий отчет с полным основанием можно считать летописью ее переживаний, а главной лирической героиней – самого автора сюжетов. Подчеркнутая пристрастность, причастность автора к происходящему проявляется то в виде пытающейся вырваться на свободу страсти, то в едва заметной самоиронии, то в нескрываемой печали по поводу допущенной по отношению к ней несправедливости, то в умудренном спокойствии философского созерцания (как известно, от катарсиса до просветления – один шаг). В результате отдельные мелодии, отражающие состояние и настроение автора в тот или иной момент, органично сплетаются в эпическую симфонию красок, которую объединяет тема сопротивления мастера попыткам неких недобрых сил укротить, обуздать, ограничить его творческий потенциал.
Цветущую сложность своего внутреннего мира Евгения Васильева выражает простыми и доходчивыми средствами. Художник придает первостепенное значение процессу обогащения живописного материала, доводя изображение до состояния предельной, максимальной концентрации. Она словно опасается, что смысловые и украшательские «излишества» уведут зрителя в сторону, рассредоточат его внимание, и тогда картина из мощного аккумулятора и источника живительных энергий превратится в обычный, хотя и вполне изящный предмет интерьера.
Евгения Васильева не просто объявляет войну «всему лишнему» – она, как истинная аристократка, исповедует культ сдержанности с его известным принципом – чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Перефразируя, можно сказать, что цвет для Васильевой – не столько средство передачи эмоциональных нюансов, сколько носитель идеи-мечты о будущей свободе. Вдумайтесь в парадоксальность момента. Узница, томящаяся в неволе, дарит нам, счастливым, безмятежным и благополучным, цветы, которые она вырастила своими руками! Разве они не прекрасны вдвойне!
Как бы там ни было, главное достоинство картин Евгении Васильевой – мощное, всесокрушающее эмоциональное наполнение, которое диктует автору дальнейшие правила игры – в первую очередь форму (экспрессивный мазок, открытый цвет, технику alla prima, подразумевающую «запланированное» пренебрежение канонами классического письма). А что еще нужно изголодавшемуся по подлинным чувствам зрителю? Только страсть и искренность, которые не подделаешь – они или есть, или их нет. Поэтому можно не сомневаться, что впереди у Евгении Васильевой – усыпанная терниями и звездами дорога, которая просто обязана привести ее картины в лучшие выставочные залы и галереи мира. А иначе зачем художнику дорога, если она не ведет к храму Большого Искусства?

Цветы из неволи. В конец

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: