Впервые напечатано в каталоге персональной выставки в ЦДХ в 1993 году
В контексте беспредельного раскрепощения, тотальной вседозволенности и всеобщей погони за неуловимым и дурно понятым «авангардом» всякий дерзающий по-человечески честно ностальгировать по искусству, ориентированному на классически-традиционное осмысление категории Мастерства, рискует выпасть из обоймы «корифеев и законодателей», остаться на обочине так называемых «магистральных путей», поплатиться желанной репутацией «плейбоя от культуры» и как следствие – быть вычеркнутым из химерических списков, по которым то и дело сверяют имена «допущенных» многочисленные швейцары и вышибалы от арт-бизнеса. К счастью, проблематичность «бегства в будущее» и затянувшиеся игры в прятки с безнадежно заплутавшим в «концептуальных» лабиринтах зрителем становится темой злободневных поисков и размышлений для все более широкого круга художников. Как примирить эксперимент с внятностью языка? Элитарность средств с демократизмом подачи? Где наконец та неуловимая грань, за которой речь ангелов становится доступна простым смертным? В сущности, всем давным-давно ясно, что исцеление от одичалого одиночества сегодня практически невозможно без мучительного возвращения к изначальным, первичным, распознаваемым ценностям.
В творческом подвижничестве Ивана Новоженова напрочь отсутствует даже малейший намек на «эволюцию», «периоды», «смену вех». Либо он так и родился одержимым персональной идеей, либо умудрился выпестовать индивидуальную философию до того как взялся за кисть. Однако пленительная тайна его «лица» отнюдь не в однажды и навсегда удачно нащупанном «методе», позволяющем добиваться максимального формалистического эффекта с минимальной затратой душевных сил (упражнения в артистической ловкости он отверг сразу и безоговорочно еще в эпоху принадлежности к легендарным, тогда еще преследуемым первопроходцам «инакописания»), а в кропотливом диалоге с первоисточниками, в освоении метафизики классического – натюрморта, пейзажа, психологического портрета, жанра, притчевого иносказания, мифологемы. Незыблемую стерильность вечного Иван Новоженов рассматривает прежде всего как средство облагораживания грубых фактур физического существования. Соединяя неистовость техники с плотно спрессованной фундаментальной информацией, художник достигает заветной гармонии золотой середины, когда трагическая эфемерность страсти уравновешивается величественным безмолвием подмостков – божественного вместилища мимолетных, но испепеляющих мистерий.
Видимо, компромисс между динамикой колорита и статикой сюжетов отражает сугубо личностные свойства автора, изо всех сил предпочитающего демонстрировать не хаос предварительных сомнений, а законченный итог своего изостроительства. Не оттого ли экстатичное начало в его картинах всегда укрощено, загнано в потенцию и тем самым возвышено до уровня высокой и смиренной, но тем не менее активной, переходящей в мессианство духовности – наэлектризованной, и потому цепко удерживающей в напряженном ожидании развязки. Вот-вот должно свершиться нечто, ради чего щедро транжирились драгоценные запасы – слишком натянуты и вибрируют нервы, до отказа переполнено и готово взорваться пространство – но, увы, о дальнейших подробностях и деталях приходится лишь гадать и догадываться самостоятельно.
Сдержанность в суждениях, недосказанность, незавершенность – свойство собеседников умудренных, гурманствующих, уважающих право на чужую мысль и фантазию. Деликатнее недоговорить и спровоцировать воображение, чем тупо засвечивать пленку за пленкой, апеллируя к среднестатистическому потребителю. Святые не впадают в истерику, не поддаются панике, предоставляя право ужаснуться нам, чтобы мы, догадавшись, гордились полученным импульсом. Так стиль перетекает в быт, вымысел оборачивается документом, зеркало воображения выворачивается наизнанку, выталкивая заглядывающих в иные измерения.
Импровизации Ивана Новоженова тревожны и романтичны, как предвкушение надвигающихся катастроф. Их основа – крепкие, достаточно академичные, порой даже натуралистичные контуры и очертания. Мгновение – и изображение подергивается местами до трепета зыбкой, местами непроницаемо-гнетущей пеленой, погружая в смутное пограничье между пряной экзотикой экспрессионизма и декадентским эстетством символизма. Сдвиг, пропуск, гипербола. Гротеск графики – варварски грубой, сочной, осязаемой. И тут же – пастельная вкрадчивость полутонов, змеящийся, цементирующий свет. Вихрь, затишье, пересечение и наложение плоскостей, метаморфозы, плакатная броскость, изысканность лессировок, буря, штиль. Куда плыть? На что ориентироваться? Возвращение к оставленным позади спасительным гаваням унизительно и означает утрату артистического мужества. Будущее механистично, а потому не подходит для иррациональных исследований. Замерзнуть в вязких льдах настоящего – презренная коммерция, дурной тон. Отойти в сторону? Расслабиться? Снизить критерии? Не высовываться? Или же приковать себя к галере, чтобы в каторжной растрате энергии достичь блаженного опустошения?