Впервые напечатано в семейном альбоме Мулета Б, Париж, 1985 год
Как всегда в этой несуразной стране, решив красным словцом обозначить похороны посредственного литературного функционера, поспешно и невпопад ляпнули, что солнце русской поэзии закатилось. На самом деле в то время оно едва поднималось над горизонтом. Еще предстояла грандиозность Северянина, Клюева, Блока, Маяковского, но для магической завершенности пентаграммы мифотворчества понадобилось явление и смерть Ленечки Губанова.
Солнце русской поэзии закатилось! И о как избранны те, кому посчастливилось приобщиться к последнему потоку его огня!
На сей раз испепеляющая божественность светила ощущалась более чем реально, и те, кто заказывали музыку, предпочли держаться подальше, воровато урывая по лучику на добротный загар для своих свинячьих туш.
Ленечка! Они хихикают, гаденько потирая руки, думая, что объебали Тебя, отстранив от редакций. В действительности же избавили от трагической участи Богов – изнурительной борьбы с насекомыми.
Он обошелся без детства, без ученичества, четырнадцатилетним фавнчиком скакнув откуда-то с неба в сомнамбулическую Москву шестидесятого года. Он был послан снять остатки сонной одури и, сразу же оказавшись в эпицентре событий, на Маяковке, принялся тормошить молодежь, щедро заряжая толпу своей феноменальной энергетикой. Тогда же он предсказал и точный срок своего ухода.
Владея тайной экстаза, он шаманил. Когда он, притоптывая, приплясывая, звонкими своими речитативами околдовывал аудиторию, все понимали, что парень имеет дело со смертью. Он и попытался перехитрить ее, выйдя из мистерии своего творчества. Одновременно уехал на Запад Юрий Витальевич Мамлеев, и никогда еще у нас не было такого ненужного и пустого десятилетия!
Поначалу его пытались замарать «революцией», делая из него лидера чуть ли не «всемирной» организации непризнанных гениев, но он, насмехаясь над «диссидентами», подытожил контакт с ними эпатажем, выйдя к Союзу писателей с лозунгом: «Сломаем целку соцреализму!» Впоследствии тактику сменили, оплетая его стереотипом горячечного алкоголика. О сколько «дружеско»-запойных атак вынуждена была отражать его трепетная психика! Тогда стихи доходчивее воспринимались с эстрады, и в разгаре его славы «поклонники», откровенно распоясавшись, накачивали его водкой уже перед каждым мало-мальски ответственным выступлением.
Как истинный мэтр богемы, он не осквернил себя ни бытом, ни политикой, оставаясь нордически холодным даже в своих бесчисленных пьяно-любовных истериках. В шестидесятые к нему липли разбитные, загульные девки, которых он постоянно за собой таскал. Они не сводили с него сумасшедше поблескивающих глаз. Месил он круто, по-есенински сжигая себя в кутежах. Ему везло – по нему сходили с ума. Но, как и всем истинным поэтам, «женщины» были нужны ему лишь как темы, как эпистолярное наследие. В конце концов все они исчезли, не оставив после себя ни праха, ни воспоминаний. И только одна Алена Басилова обладает правом претендовать на шрам в его отпылавшем сердце. Это был молниеносный, но так сладко отравивший его экзистенцию альянс двух лирических душ, его дань культуре московского салона, в рамках которой удержаться его необузданной стихии было, конечно, немыслимо.
В последние годы, когда Ленечка уже существовал отдельно от своих стихов, и подходить к нему стало безопасно, на него слетались совсем другие «девушки» – тихие, ущербные, со стервозно-злобными лицами. Они по-советски строили из себя жертв, исподтишка умудрившись нарожать ему детей. В последнюю свою ночь он, спохватившись, лихорадочно обзванивал властительниц своих грез, девочек из шестидесятых, и капризничал, гневаясь и недоумевая, что их элементарно нет.
Иногда Боги, пируя и хохоча над нами, кидают нам порцию каких-то таинственных объедков, и мы, жадно хавая очередное экзотическое лакомство, долго, а чаще и никогда не умеем определить его вкус. Ленечка, шутя и играючи, выплеснул на нас целый океан надрывно-воспаленного бреда, и вот нужны поднаторевшие пифии, чтобы расшифровать его волю. Боги актуальны, потому что безумны.
Миф – категория метафизическая. Поэт, поднявшийся до мифотворчества, существует в собственной самодостаточности, как сгусток энергии, заключенной в реторту. Он становится картой в магической игре титанов. Создать замкнутую структуру мифа оказалось не по плечу даже Хлебникову, даже Гумилеву. Ленечке досталось в одиночку заполнять поэтический вакуум пяти десятилетий.
В начале восьмидесятых в Москве появились другие лихие молодцы, принесшие весть о начале нового интеллектуализма, все начало бурно расцветать, и Ленечка, инстинктивно уступив своей языческой природе, снова потянулся к перу, чтобы тут же поставить последнюю точку в мифе о самом себе. Умерев так вовремя, он подтвердил право на собственный культ, и когда новая элита завоюет господство над духовными энергиями нашего космоса, культ Губанова будет учрежден официально.
Сентябрь 1983 года