Впервые напечатано в альбоме-монографии Andrei Karpov: Artist is not a serios profession в 1992 году
Художническая концепция Андрея Карпова наглядно и убедительно раскрывает причудливую эволюцию того, что принято называть «российской ментальностью». Вглядываясь в его многочисленные холсты, перебирая их в памяти, можно совершить увлекательное «хождение по мукам» – отправившись откуда-нибудь из гоголевского захолустья и закончив путь на руинах бывшего СССР. И если мы доверимся живописцу и всерьез увлечемся предложенным им маршрутом, то наверняка сможем лучше и подробнее разобраться в сути и смысле происходящего на гигантских евразийских пространствах.
Западная – и, в частности, американская – традиция предполагает постижение истины ценой напряженных интеллектуальных усилий. В России предпочтение отдают интуиции, «сердечным размышлениям». Поэтому у нас особенно ценится наивное, «придурковатое» искусство, которое позволяет донести информацию непосредственно до души – минуя мозг. Неспроста именно в России пришедшая из Византии иконопись проявилась в наиболее иррациональных и действенных формах.
Персонажи Андрея Карпова тоже обитают по ту сторону разума – в неком интеллектуальном вакууме. В ином культурологическом контексте их легко было бы принять за идиотов, но в безалаберной России издавна чтили и продолжают почитать слабоумных, наделяя их мистическим ореолом и связывая с ними планы на чудесное разрешение всех проблем. Карпов – не исключение. Выстроив как бы свой собственный, «частный» дурдом, он постарался обустроить его с максимальным комфортом для пациентов.
России было отчего свихнуться и озвереть. Сегодняшние ее болезни во многом объясняются чисто наследственными факторами. Евразийская драма зародилась и вызрела в самых тайных и недостижимых недрах нашего «коллективного бессознательного». Однако дебилы и дегенераты Карпова стерильны и безобидны – видимо, оттого что подпитывающая их некогда мощная и агрессивная почва успела основательно истощиться.
Карпов – ироник, он трактует слова Достоевского о «широте» русского человека буквально, изображая «широкие» фигуры. Его «малый космос» перенаселен и забит до отказа. В нем нечем дышать. Мужчинам тесно в костюмах, у женщин вот-вот лопнут по швам платья.
Птицам некуда лететь, рыбам – плыть. Правда, есть некоторые пространства, где просторно даже дирижаблям, но оказывается, что это где-то далеко, куда так просто не попадешь.
У откормленных и разжиревших свиней, как известно, стандартная судьба – их элементарно закалывают. Охристые «лики» Карпова будоражат напоминанием о ходячих отбивных и будущих копченых окороках. Они как будто сошли с агитационных плакатов, еще недавно пропагандировавших показное советское «изобилие». Всего так много, что не разберешь, где чье мясо. Страна развитого социализма выпестовала жизнерадостного мутанта – гибрид человека и свиноматки. Именно коммунистической системе посчастливилось завершить эволюцию, доведя ее до точки, до дна, где утопающий несмотря ни на что обретает последний и единственный шанс сконцентрировать усилия, оттолкнуться ногами и попытаться всплыть.
Случается, что физическая смерть наступает задолго до духовной, но чаще происходит наоборот. Карпов анализирует второй вариант, изображая метафизическое пространство, на котором из уже мертвых останков продолжают рождаться всевозможные имитации – вплоть до того, что оживают и перемещаются трупы. Истлела страсть, иссякла энергия чувств, но в закромах памяти нет-нет да и вспыхнет бесформенное воспоминание о чем-то «большом и светлом». Жизнь после смерти, разложение астральных тел, умирание трупов, прощание с оболочками. Иногда кажется, что художник украдкой посылает «им» весточку от нас, пока живых, еще сопротивляющихся, и нешуточно страдает оттого, что «они» уже не в состоянии ее воспринять. И тогда он откровенно «помогает», подсказывает – как школьник не выучившему урок товарищу, прикидывается простачком, пародистом, эксцентриком, нехудожником, просит, чтобы мы не принимали все всерьез и близко к сердцу, уверяет, что ситуация на самом деле не так уж драматична и что он просто вынужден выдавать гротеск, преувеличение за оригинал, подлинник, «правду жизни» – ведь так принято в искусстве, тем более современном.
Миросозерцание любого сформировавшегося этноса возлагает на человека трудную обязанность по встраиванию себя в иерархию определенных сакральных ценностей. Если воссоединительный процесс «не пошел», застопорился, народ «выпадает в осадок», довольствуется объедками чужих культур, религий и откровений, становится вялым, медиумичным и управляемым. Карпов (сознательно или нет, не важно) выносит приговор твердый и беспристрастный. Помощи ждать неоткуда, а перформанс самовоскрешения вряд ли состоится. Поэтому придется дотранжирить оставшиеся крохи, допить, догулять, доблаженствовать в уютном неведении и – поминай как звали.
Правда, мизерную лазейку художник нам все же оставляет. Если мы будем примерно себя вести и соблюдать (пусть и бездушно, механически) завещанный нам ритуал, то глядишь – и оттянем сроки подведения итогов. Словом, портной обязан снимать мерки, физкультурник делать утреннюю зарядку, а юный пионер с достоинством носить красный галстук. И когда разрозненные усилия одиночек сольются в совместное коллективное действо, непременно возникнет иллюзия гармонии.
Так что распад и деградация, видимо, не с нас начались и не нами закончатся. Нынешние катаклизмы – всего лишь миг, фрагмент, выхваченный из бесконечной мистерии «русской идеи». За «широту» и непомерные амбиции нужно платить. Если экспериментировать без перерыва на отдых, то быстро надорвешься. Существуют границы, за которыми время поворачивается вспять и мстит не вписавшимся в ритм истории. Фольклор исчерпан, народ устал, Бог умер. Остались «рядовые интеллигенты» в добротных черных костюмах, отдающие себе отчет, где они находятся и вообще что к чему.
Советский человек, гомо советикус, совок – это всегда актер, стремящийся подражать «человеку нормальному», укорененному как во времени, так и в традиции. Будучи изначально обделенным способностью к созидательному творчеству, он лихорадочно притворяется идеологом, теоретиком, на худой конец – комментатором, торопясь отреагировать (а значит – присвоить и приписать себе право) на прошлое, настоящее и будущее.
Для Карпова «дьявольская», пародийная природа совка – еще и объект для эстетских упражнений в романтизме, который начинается с жалости к обманутым и заброшенным в небытие придуркам. В каждом из них он видит явную потенцию к пробуждению, «искру Божью», едва теплящуюся жажду идеала. В сущности, человек, пожелавший вернуться в дом, но обнаруживший, что дома давно нет, вынужден выбирать между отчаянием и подвигом, между пассивным ожиданием и борьбой, словом – он волен сойти с ума или предпринять какие-то действия. Но в любом случае он победит, если не затеет нового строительства на старом месте (потому что любая потеря все равно метафизически невосполнима), а попытается ощутить вкус свободы и воспользоваться ею сполна.
У Карпова все пребывает в напряженном ожидании спасительного решения, которое должен принять некто со стороны.Все замерло в бездумном, тупом инфантилизме. В имперском СССР граждане точно так же довольствовались почти такими же «незатейливыми» утехами, одновременно не забывая с яростной бессмысленностью наращивать мускулы. Однако наиболее жесткие конструкции оказываются наименее прочными. Выходя из берегов, Россия выдавливала из себя народы, растекавшиеся по огромным территориям. Идеология переселенчества быстро привилась, страна «тронулась», чердаки поехали, крыши потекли, ячейки разрушились, появились технократы, космополиты, а странствующее рыцарство – как альтернатива бездомности – к сожалению, так и не прижилось.
«Личность» – продукт новейшего времени, итог зрелого западного рационализма. Отказавшись от «самобытности», свиное рыло гомо советикуса нагло, без малейших угрызений совести вперлось в калашный ряд неразгаданной, тонкой цивилизации. Произошла та самая «встреча», начался комично-уморительный «диалог культур», результаты которого, собственно, и демонстрирует нам русский живописец Андрей Карпов.
Сегодняшний совок болтается на ниточке между небом и землей, между дном и поверхностью. Ему глубоко чуждо и отвратительно все, что завершено, доделано, доведено до конца. Более того, любую цельность, органику он связывает со своей гибелью. Зато он готов бесстрастно-похотливыми глазами охотника бесконечно выслеживать добычу, разгуливающую в чужих садах. Его стихия – устойчивая неконкретность, то есть грязный быт, незаконченное образование, искусственная полуколбаса и… панический, инстинктивный ужас перед возможностью «выплыть», выкарабкаться, зажить по-людски. Не мудрено! Опыт предшествующих поколений предостерегает. Не копи! Придут – отнимут. Не «начальник» – так Господь Бог.
Карпов – щедрый автор. Он всегда спешит утешить подарком. И поросят накормит, и дурачкам раздаст «погремушки». Пусть себе жиреют, забавляясь. Лишь бы в утешение. До Страшного Суда. А там…
Вокруг – кругооборот, подвижность, вибрации, гудение сфер. А у Карпова – застывшая метафизика совкового сомнамбулизма. Иногда, правда, попадается и рай. Где просторно и по-русски «красиво». Но – туда не пролезть, не долететь. Слишком мы жирные и тяжелые. Слишком обременены бесконечными «возрождениями». Хватит. Останемся уж такими, какие есть. Какими нас видит живописец.