index

Про нас, любимых

Впервые напечатано в буклете персональной выставки в галерее ArtStory

Мила Маркелова ничего не придумывает – она всего лишь фиксирует и тем самым актуализирует ключевые фрагменты реальности, заодно помещая происходящее под увеличительное стекло. Каждой своей работой или проектом художник как бы подбрасывает в топку окружающей жизни очередную порцию энергии, тем самым придавая привычной повседневности дополнительный кураж и ускорение. И – начинается. Гормоны раскрепощаются, бунтуют и требуют удовлетворения. Эмоции фонтанируют и выплескиваются через край, раскрывая самые потаенные мечты и желания. Тайное становится явным. Запретное – доступным. Действие развивается еще стремительнее. Актеры выходят за рамки отведенного текста и подчас даже правил приличия. Банальное и повседневное превращается в праздничное и эксклюзивное. Объекты смещаются и меняются местами (как на иконе с ее обратной перспективой). День и ночь, пространство и время, сон и явь сливаются в единое целое. В результате вся экосистема воспринимается как некий катящийся с горы ком, который на наших глазах увеличивается в размерах и втягивает в себя все, что попадается на пути. И вот мы уже помимо нашего желания, не задумываясь о последствиях и подхваченные всеобщим возбуждением, оказываемся среди непредсказуемого водоворота страстей и эмоций наших соотечественников – в специфической стихии русского космоса.

Картины Милы Маркеловой проще всего сравнить с рассказами Михаила Зощенко. Первая ассоциация, которая приходит в голову. Алгоритм у обоих авторов практически один и тот же – поставив перед обществом волшебное зеркало, вынудить публику заглянуть в глубины самих себя, увидеть «дно» или изнанку нашего коллективного бессознательного и решить, есть ли у нас шанс изменить собственный менталитет на более рациональный и тем самым принять «цивилизованные» правила игры. Или же мы достигли предела эволюции – и нам остается только почивать на лаврах собственной безбашенности, кичась наклеенными на нас ярлыками «ватников» и «вечных совков». Ну а так называемый «юмор» получается сам собой – естественно и органично, потому что смеховое мироощущение – во-первых, неотъемлемая часть нашей широкой и разгульной души, а во-вторых, ирония не позволяет серьезному автору-интеллектуалу впасть в пафос «обличительства». Ведь настоящий писатель не может быть «сатириком» – как истинный художник не может быть «карикатуристом».

Вот и живопись Милы Маркеловой язык не поворачивается назвать злой или язвительной. Желающих отыскать в представленной экспозиции насмешку, сарказм, а тем более что-то вроде русофобии ждет разочарование, поскольку виновница торжества продолжает традиции тех отечественных мыслителей, которые своей любовью к России, тонким пониманием особенностей национальных охот и рыбалок во всей их причудливой амбивалентности заслужили право говорить предельно честно и откровенно, показывая все как есть – ничего не гиперболизируя и тем более не корча из себя «моралиста».

Приглашаю слиться с толпой моих персонажей, смело и без всякого стеснения заглянуть им прямо в глаза, – говорит художник, – раствориться в их пестром круговороте, слиться с ними, в буквальном смысле забиться, как воздух или пыль, в поры их лиц, в носы, уши, рты. И тогда вопрос кто мы такие отпадет сам собой.

По-нашему, точнее не скажешь.

indexйунн6

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: