Детский сад. Верх

Избавление от мудрости

Впервые напечатано в альбоме-монографии «Детский сад», 2017 год

Дети и все, что с ними связано, в современном социуме считаются территорией повышенной политкорректности. Особенно при вторжении на нее представителей творческих профессий. Банальными сентенциями тут не отделаешься, а начинать многоплановый разговор с глубоким погружением в тему опасно – могут не так понять и обвинить во всех смертных грехах. Поэтому актуальные художники, озабоченные не менее актуальными проблемами, предпочитают обходить деликатную тему стороной. Тем ценнее выбор Евгении Васильевой, посвятившей очередной цикл графических произведений ювенильным началам бытия, первым шагам ребенка в познании мира, взаимоотношениям малышей и взрослых, воспитанию чувств и наконец – мистическим свойствам детской психики.

Как правило, размышлять о детях имеет право только тот, кто сам в душе остается ребенком. Недаром все предыдущие творческие поиски автора проекта «Детский сад» с самого начала подкупили зрителя искренностью, доверчивостью, исповедальностью и непосредственностью. С течением временихудожница осваивала все более новаторские приемы и подходы, философское наполнение работ становилось богаче, но основа оставалась все такой же бесхитростной и до прямолинейности честной. Евгения Васильева ни разу не слукавила и не попыталась искусственно что-то «усложнить»в своем творчестве ради иллюзии многозначительности. Вот почему желание художницы вернуться на много лет назад, в свое счастливое детство (а детство у автора было более чем насыщенным позитивными впечатлениями – повезло с родителями и вообще с родословной) выгляди ткак нечто само собой разумеющееся. В творческой биографии автора настала пора, когда личный опыт потребовал выхода на диалог со зрителем. Как говорил великий Поллок, «самый простой способ справиться с переполняющими тебя эмоциями – выплеснуть их на холст». И тут нет ничего экстраординарного. По словам Ренуара, «все люди искусства ведут речь об одном – о том, чем переполнена душа».

На первый взгляд, мир детства в проекте показан в стерильном виде – сам по себе, без пристальной опеки со стороны родителей и воспитателейи вообще окружающей среды.Перед нами – не результат, а процесс. Мы погружаемся в атмосферу некой утопии – идеального детского сада, где созданы все условия для жизни без проблем и забот. Что-то напоминающее Эдем. Много ли нужно ребенку, чтобы он чувствовал себя комфортно? Всего лишь дать вволю набегаться и наиграться, регулярно читать и рассказывать ему сказки, показывать веселые представления, приобщать к природе – растениям и животным, гулять с ним по городу. Все перечисленное и составляет содержание сюжетов, которые предлагает в своем проекте Евгения Васильева. Упомянутые занятия и развлечения возникли давным-давно и уходят корнями в глубокую древность. Однако в мировой живописи мы практически не находим адекватного подхода к теме. Что лишний раз доказывает присущее взрослым всех времен и народов пренебрежительное отношение к своим малолетним согражданам. Детей писали в основном художники-реалисты – и почти всегда с набившей оскомину слащавостью и сентиментальностью. Во многих музеях мира встречаются детские портреты – как правило, выполненные в «психологическом» жанре по заказу влиятельных родителей или в качестве подарков от художника. Поэтому искать в них «жизненную правду» бесполезно. Евгения Васильева решила прервать инерцию буколики и создала цикл произведений именно авангардно-актуальных, новаторских, современных и вместе с тем бросающих вызов классикам модернизма. Ее графика предельно пластична и лаконична. Художница апеллирует к архаическим началам – беря пример с тех же дадаистов, и использует минимальное количество художественных приемов – черной тушью обозначая исключительно образ, идею, но не отягощая изображение излишними подробностями. Получается что-то напоминающее авангардные иллюстрации детских книжек 20-х годов. Как говорил Корней Чуковский, «идея может быть усвоена ребенком, если она преподнесена ему на его языке и в его системе координат». Евгения Васильева подняла принцип Астрид Линдгрен «рассказывать взрослым о детях на языке ребенка» на новый уровень. Так, как она, детей не рисовал еще никто. Перед нами целый космос – с точки зрения художницы, незнакомый, неизученный,трогательный, хрупкий и трепетный.Именно в нем и обитает современный ребенок и его сверстники. Малыши общаются, играют, находясь одновременно и в реальном детском саду, и в своих фантазиях.«Искусство для меня – самая простая вещь, – пишет Евгения Васильева. – Как прост детский лепет, когда ребенок говорит «мама», чувствуя ее присутствие, ее тепло, ощущая всей душой, что без матери его жизнь невозможна. Искусство – естественное состояние души, благодаря которому существует бесконечная возможность познавать себя на пути к истине». Эффект «детскости»в проекте достигается в том числе с помощью фотошопа. Психологи уверяют, что дети в раннем возрасте видят мир без оттенков и полутонов. Малыши, рисуя, не смешивают краски. Если бы они были свободны в выборе материала, а не пользовались наборами, которые покупают для них взрослые, то для передачи своих впечатлений выбирали бы только чистые, «химические» (их еще называют кислотными, анилиновыми, люминесцентными), утрированные цвета – какие получились у автора«Детского сада». Более того, художница решила превратить черную тушь на белом фоне в белую на черном.В результате проект зазвучал более торжественно, патетически – как написанная в честь всех детей земли симфония.

Альбом входит в «философскую» серию из трех альбомов Евгении Васильевой, над которыми она работала практически одновременно. Речь идет об «Эдеме» и «Катарсисе». Получается некое развитие смыслов. Адам и Ева до изгнания из рая – те же дети. Более яркое состояние неведения и безмятежности невозможно представить. После изгнания молодожены испытывают катарсис от ужаса, вызванного последствиями их грехопадения. И наконец в «Саду» Адам и Ева, раскаявшись и очистившись, возвращаются в детство уже в земном, «человеческом» обличии. Казалось бы, остается порадоваться за счастливых малышей из волшебной страны. Однако, чем дольше вглядываешься в работы, тем больше открывается пластов. По словам Ролана Барта, «иногда читаешь о птичках, а душа разрывается от тоски и боли». Скорее всего иллюзия бесконфликтности, заложенная в основу проекта, понадобилась автору для контраста – чтобы подчеркнуть разрыв между текстом и подтекстом, утопией и действительностью, а главное – между нашими представлениями о детях и реальным положением дел. Поневоле вспоминаются слова Корбюзье: «Мое дело создать идеальный дом. А какие монстры его заселят, тут я бессилен».

Особую роль в альбоме выполняю тчерно-белые фотографии детей, сделанные в детских садах советской эпохи. Снимки даны в негативном изображении, что вовсе не означает соответствующего отношения автора к нашему недавнему прошлому. Прием «очернения», с одной стороны, призван подчеркнуть мистическую природу детского мышления, а с другой – дает повод поразмышлять о специфике детства, уходящего корнями в более чем противоречивый исторический период. Не секрет, что все мы так или иначе – оттуда, из СССР. И до сих пор в системе воспитания мало что изменилось. В частности, Евгения Васильева задает вопрос – «больное» ли мы общество или у нас все не хуже, чем у других. Ответ, что всегда читается индикатором настоящего искусства, получился многоплановым. Какая среда – такие и дети, а следовательно – и взрослые. Разницы нет. Взрослые рожают Адамов и Ев, чтобы превратить их в себе подобных особей. Сознательно или подсознательно – не важно. Людей формирует психологический климат с присущими ему иллюзиями. Весь мир сегодня находится на распутье – человечество в очередной раз расстается с идеалами. Одна за другой рушатся утопии и надежды на «счастье». Все пионеры-герои (у нас) и дети, сказочно разбогатевшие на доставке пиццы (у них), остались в далеком прошлом. Социальные лифты сломались, и никто не знает, как их чинить. В результате краха иллюзий в общественном сознании господствует эмоциональный комплекс утраты – что-то вроде абстинентного синдрома при наркомании.В обществе происходит ломка от расставания с привычным укладом. В условиях всеобщего разочарования центр воспитания переместился из официальной идеологии с ее СМИ и прочими средствами пропаганды в сферу семьи и «улицы». Значение и роль детского сада как учреждения, выполняющего государственный заказ по формированию личности, свелась к минимуму. Власти давно предоставили граждан самим себе. Какая разница – пойдет ли ребенок в цирк с родителями или его туда поведут воспитательницы. Лишившись привычной атмосферы, пропитанной духом коллективизма и ощущением принадлежности к защищающему его «государству», сознание ребенка погрузилось в духовный вакуум. Сегодня ни семья, ни детский сад, ни даже школа не в состоянии сформировать гармоничную, свободную личность. У родителей нет времени заниматься детьми целыми днями – они вынуждены зарабатывать деньги. А что может дать ребенку современный детский сад – с его отсутствием и идеологических ориентиров, и стимулов у воспитателей. Да только то, что предлагает Евгения Васильева. Кстати, ассортимент не такой уж скудный и даже вполне достаточный, чтобы доставить ребенку удовольствие и занять его чем-то полезным. Но не слишком широкий, чтобы вырастить гения, творца новой цивилизации. О чем вы говорите. Какое может быть «будущее» среди бесконечных войн и нашествия беженцев и гастарбайтеров.

Дети – индикатор состояния общества, его самая непорочная, а потому уязвимая часть. Вся мерзость мира в первую очередь выбирает в качестве жертвы детей. Достаточно вспомнить знаменитую скульптурную группу Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», установленную в Москве на Болотной площади. Проект Евгении Васильевой можно считать ее антиподом, своеобразным ответом Шемякину. Двое играющих в жмурки детей с завязанными глазами изображены в окружении целого сонма трехметровых аллегорических монстров – жутковатых человеческих фигур с головами зверей и рыб, каждая из которых символизирует какой-нибудь порок. Скульптор явно смакует и эстетизирует соблазны, которые подстерегают ребенка с первых лет его жизни – наркоманию, проституцию, воровство, алкоголизм, насилие, эксплуатацию детского труда. В то время как Евгения Васильева воспевает дарованную детям Богом и самой природой чистоту и непорочность. Недаром в своем комментарии к проекту она приводит слова Христа: «Славлю Тебя, Отче, что Ты утаил сие от мудрых мирской мудростью и разумных плотским разумом и открыл то младенцам, которые больше могут вместить познания о Боге в своей простой душе». Так что доминирование в альбоме черного цвета означает еще и завесу, разделяющую две параллельных вселенных – взрослых с их фальшью и детей – как носителей божественной истины в последней инстанции.

К сожалению, современным родителям некогда вникать в особенности психики ребенка. Но если бы они вступили со своими малолетними детьми во вдумчивый и доверительный диалог, то узнали бы немало ошеломляющих подробностей. Они бы ни за что не поверили в услышанное, приписав рассказы ребенка бурным детским фантазиям и не в меру разыгравшемуся воображению. Возможно, именно из-за боязни узнать что-то не укладывающееся в голове взрослые подсознательно боятся расспрашивать детей об их контактах с необычными явлениями. А между тем сто раз доказано, что дети способны проникать в тонкие пласты реальности, видеть ауры растений, животных и даже людей, общаться с умершими, ангелами и различными астральными сущностями. Большинство детей, вырастая, теряют свой дар – да и какой смысл его развивать, если взрослые все равно посмеются над их рассказами. В результате практическая сторона жизни постепенно вытесняет романтическую, и ребенок неизбежно становится «как все нормальные дети».

В сюжетах Евгении Васильевой взрослые встречаются редко. Они если и присутствуют, то на заднем плане и действуют не в единении с детьми, сообща, а живут своей, отдельной жизнью. Их мысли явно далеки от происходящего. Тем самым Евгения Васильева подводит нас к мысли, что ребенок XXI века– существо безнадежно одинокое, изолированное от родителей, близких, а тем более от воспитателей. Правда, о своем одиночестве большинство детей даже не подозревают. Ведь их мозг до отказа загружен информацией. Вокруг постоянно что-то происходит, мелькают люди и события, дважды в день меняется обстановка – при перемещении из дома в детский сад и обратно.По улицам ездит много машин. Сегодня у малышей достаточно игрушек. В детских садах соблюдается режим дня. Одно занятие сменяет другое – как на рисунках Евгении Васильевой, сумевшей через разнообразие форм деятельности детей показать именно одиночество современного ребенка в коллективе и обществе.Персонажи художницы воспринимаются как предоставленные самим себе и не находящие (да и не ищущие) контактов друг с другом существа – ведь современная жизнь с ее бешеными ритмами не позволяет взрослым вникать во внутренний мир детей. Малышам комфортнее находиться в компании животных и растений, чем среди взрослых, которые представляются им самыми равнодушными существами на свете.Сегодня люди вынуждены жить по инерции. Никто вообще не задумывается о воспитании детей. Такой вопрос в семье даже не возникает. Отправили в детский сад, пошли на работу. Потом забрали, покормили, уложили спать. Конечно,есть семьи, где интересуются питанием детей, внешним видом, успеваемостью, беспокоятся по поводу взаимоотношений со сверстниками. Но главное – переживания малыша, его интересы, мечты, фантазии, чувства – все равно остается за кадром. Евгения Васильева считает родительское равнодушие самой серьезной угрозой для будущего человечества. И своим альбомом пытается обратить внимание на целое поколение неосознанно страдающих от одиночества детей нашего времени.

Графика в альбоме начинается с цирковых зарисовок и ими же завершается. Цирк призван ввести нас в атмосферу чистого, свободного от любой умственной нагрузки праздника. Что больше ассоциируется со счастливым и беззаботным детством в общечеловеческом смысле, как не цирк. Автор в экспрессивной и гротесковой манере продолжила традиции, идущие еще от наскальных рельефов гробницы египетского фараона Хнумхотепа Второго с изображениями жонглирующих и исполняющих акробатические номера девушек. Недаром философы называли античность детством человечества. Недаром в то время цирк был объектом внимания и удовольствия исключительно взрослой части общества. Сегодня ситуация прямо противоположная. Взрослые успели растерять интерес не только к цирку, но и к собственным детям, которые приняли у них эстафету любви к цирковым зрелищам.

Цирковая серия Евгении Васильевой ценна не только в связи с темой детства. Она заслуживает внимания и сама по себе – как отдельный цикл графических работ, с неожиданной стороны объясняющий философию цирка, его уникальную, немного неземную колористику (она на редкость удачно передана в альбоме), готовность рисковать жизнью с улыбкой на лице, тонкую иронию клоунады. При знакомстве с рисунками художницы возникает множество ассоциаций.Например, с диптихом из музея Вероны с изображением юного пилариуса (жонглера). Окруженный толпой зрителей древнеримский юноша жонглирует семью мячами. С хранящимся в Историческом музее в Москве римским знаменем II века, на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующая на шаре. Со сценами выступлений странствующих артистов, украшающими средневековые европейские манускрипты. С картиной Босха «Шарлатан», где фокусник манипулирует шариками и стаканчиками.С канатоходцами, акробатами, жонглерами, фокусниками, кукловодами Брейгеля Старшего и его современников. С дрессированной лошадью Гойи, стоящей на провисшем канате с танцующей наездницей на спине. С гравюрами Домье, посвященных жизни уличных акробатов. И, конечно же, с многоцветием и торжеством циркового праздника Дега, Ренуара, Тулуза-Лотрека, Матисса, Дали. И еще зарисовками немецкого художника Генриха Ланга – летописца немецкого цирка второй половины XIX века. Художнице удалось создать обобщенный образ цирка, собранный из лучших классических произведений. Мы поневоле вспоминаем и«Девочку на шаре», «Акробатов с собакой», «Семью акробатов», «Атлета» Пикассо, и искрометные импровизации Шагала, который однажды заметил: «Клоуны и акробаты – существа трагические. Они напоминают персонажей с религиозных картин». Слова мастера целиком и полностью можно отнести и к цирковой серии Евгении Васильевой. Цирк в ее интерпретации – своего рода религиозный ритуал, вобравший в себя и обобщивший множество сакральных традиций. Неспроста действо там совершается под куполом – как в храме.

Альбом Евгении Васильевой можно считать своеобразной энциклопедией детства – слишком тщательно отнеслась к своей задаче автор. Проект учитывает все интересы и привязанности ребенка. Название раздела «Подвижные игры» говорит само за себя. В нем показан любимый детский досуг – носиться и беситься. Дальше мы оказываемся в «Живом уголке» и общаемся с нашими меньшими братьями – причем некоторые животные благодаря детскому восприятию выглядят как фантастические существа, пришедшие непонятно из каких реальностей. Затем собираем «Мой гербарий» – тоже из самых разных растений – как хорошо знакомых, растущих в нашем дворе,так и скорее всего привезенных с других планет. После чего посещаем «Сказкин дом». Реальность и вымысел переплетаются там настолько, что не знаешь, где кончается одно и начинается другое. По дороге нас ждет еще и «Сад нефритовых фей» – что-то вроде «Тысячи и одной ночи», но только действие происходит не в Персии, а в Японии и Китае. «Воскресная школа» посвящает нас в христианское вероучение – от Библии до Евангелия. Когда речь заходит о мистических категориях, дети с удовольствием включают свое воображение. Для них в религии нет никаких противоречий. В их головах мирно уживаются любые противоположности. Попробуйте расспросить своего ребенка о Боге – даже если вы уверены, что он ничего не слышал о таких понятиях, как вера и религия.Совершенно неожиданно для себя вы услышите ответы на самые сокровенные вопросы, которые вы никогда бы не осмелились задать себе. И наконец в «Где мы были» дети делятся с нами впечатлениями о прогулках по городу и его окрестностям. К чему бы ни прикасались детские руки – все обретает сакральное значение. Очевидно, что автор альбома специально подталкивает нас к важному умозаключению. Всем известно, что в детском коллективе малыши не только постигают первоначальные жизненные навыки. Они еще и набираются негатива – учатся у своих сверстников разным «плохим вещам». Бранным словам, некрасивому поведению или цинично-потребительскому отношению к жизни – мол, если взрослые меня не понимают, то пусть компенсируют свое равнодушие подарками. Тем не менее Евгения Васильева настаивает на своем толковании ситуации. Все содержание альбома буквально кричит о детской святости. Художница абсолютно уверена, что ребенок своим присутствием способен освятить и облагородить даже самые «убитые» и загаженные места и предметы. В том числе и детский сад, который он посещает ежедневно в течение целых пяти лет.

Персонаж Кнута Гамсуна молился удивительными словами: «Господи, избавь меня от мудрости!» Он мечтал навсегда, даже в старости сохранить мироощущение своего детства и чувствовать себя ребенком. Мир серьезных «взрослых» людей раздражал его суетой, в которой он не видел смысла. Многие мыслители видели в детях образец духовного совершенства, на который нужно равняться. Всем известны слова Христа о необходимости быть как дети, чтобы войти в Царство Небесное. То есть нужно снова стать такими, какими были Адам и Ева до искушения мудрым змеем. Как тут поспоришь с утверждением, что мудрость и коварство – синонимы. Обратите внимание, что когда внимательно слушаешь словесный поток маленького, едва научившегося говорить ребенка, то открываешь столько неожиданного и ошеломляющего, сколько никогда не вынес бы из толстенных фолиантов признанных мудрецов. Секрет прост. Ребенок в отличие от взрослого человека свободен от так называемого «общественного мнения». Его мышление не зомбировано миллионами прочитанных книг, просмотренных фильмов и телепередач, а главное – социальными сетями. Как говорил Спиноза, «выбросьте из головы то, о чем вы узнали от людей или из книг, и оставьте то, что пришло в голову лично вам, и вы узнаете истину». Внимательно пролистайте альбом. Вы не увидите ничего, кроме напряженной работы детской фантазии. Малыши только притворяются, что ищут стимулы для развития в окружающем мире. На самом деле ребенок лет четырех – самое развитое и прогрессивно мыслящее существо из всех живущих на планете. Евгения Васильева как идеальная воспитательница детского сада – что она убедительно доказала своим альбомом –предлагает своим воспитанникам просто пообщаться с гусями – попасти их или поиграть с ними в догонялки-убегалки (см. обложку). При таком раскладе и гуси, и дети остаются абсолютно свободными. И – обратите внимание на четвертую страницу той же обложки. В роли укрощенных гусей уже выступают дети. Хозяйка гордо шагает впереди – как профессиональный вождь или политический лидер, а за ней покорно следует целый выводок держащихся друг за друга малышей. Воистину слепые поводыри слепых. Хотя, с другой стороны, должен же кто-то позаботиться о безопасности переходящих дорогу воспитанников детского сада.

В любом случае, посмотрев альбом, вдруг понимаешь, что в современном мире с его хитросплетениями и бесконечными обманами проще оставаться ребенком до самой смерти. Потому что в случае чего с младенца какой спрос. Где сядешь – там и слезешь. Жаль, что мечты и желания сбываются не так часто, как хотелось бы. Взрослые бдительно стоят на страже своих интересов – и не позволяют нарушать привычный и естественный ход вещей.

Детский сад. Низ

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: