Впервые напечатано в альбоме-монографии «Пути сообщения (видео-арт)»
Пути сообщения автор альбома-проекта рассматривает как ключевую метафору всего человеческого бытия и раскрывает ее в философском и мистическом плане. Ведь что такое человек и его душа, как не путешественники во времени и пространстве – в нижних и высших мирах? От появления на свет, через достижение расцвета, зрелости, потом неизбежного увядания и вплоть до физического конца. После чего начинаются другие странствия – бесплотной души. Более того, каждый из нас связан бесконечным числом каналов и нитей с другими людьми, с природой, космосом, мировым духом. Пути сообщения пронизывают всю реальность, в которую мы помещены по воле Творца. Для Евгении Васильевой именно видео-арт стал идеальным средством, чтобы рассказать о своем понимании сакрального, невидимого, запредельного,показать подоплеку бытия – пусть даже в виде метафор, расшифровать и тем самым рассекретить информацию, которая посылается человеку свыше. Наконец предупредить об опасностях, подстерегающих нас в дороге.
На путях сообщения нас встречают разные загадочные сущности, которые ассоциируются с тайнами окружающей нас вселенной, микро- и макрокосмоса, религиозными учениями и духовными практиками. Мы видим основы небесной и земной механики, природу в разгневанном состоянии, когда великие очищающие катаклизмы напоминают человеку, кто в доме хозяин. Нас пугают и тревожат гигантские стаи воронов, мечущиеся по мрачному пространству подобно душам грешников в аду. А вот часы, то и дело меняющие свой ход – с обычного на обратный. Они дают понять, что время, оставшееся каждому из нас, неумолимо сжимается. На несколько секунд нас ослепляет Фаворский свет – свидетель высших мгновениях земного пути Христа. В некоторых сюжетах появляются знакомые образы политических деятелей прошлых лет, своими биографиями подтверждающие простую истину, что от великого до смешного – один шаг. Звуковое сопровождение сюжетов тоже не позволяет забыть о главной теме – путешествии без конца и края. Автор вставляет в видео загробный волчий вой и надрывный плач младенца. Мусульманские молитвы и буддистские мантры. Стук колес поезда и жужжание назойливой мухи. Причем звук у Васильевой всегда вступает в резкий диссонанс с изображением, но неизменно превращается в метафору, обогащая сюжет дополнительными нюансами.
Например, в видео «Смирение» множество окружностей, состоящих из различных орнаментов, одна в другой, на огромной скорости увеличиваются в размерах, расширяются, множатся и несутся прямо на зрителя под назойливый и въедливый писк комара, кружащегося над ухом. Стремительно мелькающие абстрактные изображения в сопровождении жалкого, но кусачего насекомого – удачная метафора суеты сует, бессмысленного убивания времени. Присутствие комара придает видео комический оттенок – ведь комар связан в нашем сознании с чем-то ничтожным, от чего легко избавиться – например, одним хлопком ладони прикончить наглеца или распылить соответствующий спрей. Во всех духовных традициях смирение считается самым трудным подвигом. Все остальные способы победы над грешной плотью – столпничество, молчальничество, юродство – совершаются во имя достижения состояния смирения. Цель смирения – достичь слияния с Богом через полное и абсолютное подчинение Его воле и одновременно стать абсолютно индифферентным к мирской суете. Для смиренного человека все происходящее вокруг перестает что-либо значить, а весь материальный мир становится чем-то вроде комариного писка. В состоянии смирения перед Богом можно легко вытерпеть любые мучения и пережить самые страшные невзгоды. Смирение как бы выносит человека за пределы окружающей реальности, и он начинает смотреть на самые суровые испытания и на своих палачей со стороны, из потустороннего мира, глазами Бога. Именно смирение позволило Иисусу Христу достойно перенести все страдания. С другой стороны, автор видео предлагает достичь смирения, пройдя испытание суетой сует как бы в ускоренном режиме – за несколько минут, пока длится видео. Достаточно всего лишь сосредоточиться и помедитировать (или помолиться) в условиях, когда сосредоточиться в принципе невозможно. Зато если кому-то удалось сконцентрироваться, угодив в воронку взбесившегося водоворота реальности, отрешиться от бессмысленного мельтешения предметов и людей вокруг нас, а тем более не замечать комариного писка над ухом – тот уже обретает право претендовать на статус потенциального подвижника, сделавшего первый шаг к смирению.
Все видеопроекта созданы в инверсированном, негативном, черно-белом изображении. Тем самым автор подчеркивает двойственную природу всего сущего – то, что у всякого явления, а особенно его толкования есть две стороны – обратная (темная) и светлая. И обе неразрывно связаны между собой. За основу своего замысла Евгения Васильева взяла известный принцип метаметафоры – когда метафоры не складывают и не умножают, а возводят в квадрат. Специалисты сравнивают метаметафору или с матрешкой, когда метафоры находятся одна внутри другой, или с обратной перспективой на иконе, где изображение выворачивается наизнанку и расшифровывается как в прямом, так и в обратном направлении. В результате происходящее в рамках альбома наполнено атмосферой загадок, тайн и вопросов. Художница дает понять, что более чем скептически относится к любым истинам в последней инстанции в виде быстрых и однозначных интерпретаций. Каждое видео представляет собой многослойное экспериментальное пространство с бесчисленными иносказаниями, иной раз ставящими в тупик именно за счет предельной насыщенности прямыми и «обратными» метафорами.
В «Путях сообщения» нет места ни потоку сознания, ни рефлексии. Все выверено до кадра, подчинено единому стилистическому решению и складывается в стройное повествование, где каждому сюжету, как в таблице Менделеева, отводится строгое время и место. Одно дополняет и переходит в другое – социальное и мистическое, рациональное и интуитивное мирно соседствуют, и ничто никому не мешает свободно конструировать собственные интерпретации. «Пути сообщения» одновременно вмещают в себя и метафизику, и философию, и антропологию, и даже социологию. Недаром проект посвящен проблеме всеобщего взаимопроникновения всего во все – взаимоотношениям культур и цивилизаций, столкновению человека с драматическими реалиями и вызовами окружающей жизни, с временем, пространством, собственной душой и Богом. В таких тонких материях все слишком индивидуально, поэтому никто не вправе претендовать на стопроцентное понимание авторского замысла. Нас как бы предупреждают: «Возможно, все именно так и есть. Но быть может, на самом деле все совсем наоборот. Метафора – категория неисчерпаемая». Тем более, что Евгения Васильева визуализирует не образы и предметы, а идеи и символы. И тем самым открывает неограниченный простор для фантазии.
Примером обратной метафоры можно считать видео «Запретный плод». Оно продолжает тему сюжета «Благодеяние». Перед нами кадры того же события – посещения Хрущевым знаменитой выставки авангардного искусства (Манеж 1962 год). Партийный лидер в окружении свиты, состоящей из первых лиц государства, продолжает обличать чуждых народу формалистов. Он машет кулаком – окружающие одобрительно поддакивают и записывают его слова в блокноты. Фигуры на экране колышутся, как деревья на ветру, и покачиваются, как на волнах. Создается впечатление, что все участвуют в каком-то ритуальном танце единомышленников. За кадром кто-то смачно – с хрустом и чавканьем ест яблоко. Громко откусывает и разжевывает. Звук пожирания (именно пожирания, а не поедания) запретного плода срывает с собравшихся борцов за чистоту идеологии маски, обнажая их низменную, глубоко прагматическую сущность, все их вопиющее бескультурье. Под запретным плодом автор понимает всю совокупность запрещенного в СССР передового искусства. Интерес к «неофициальным» художникам или, как их называли, нонконформистам был огромен – в первую очередь среди интеллигенции. Чтобы хоть как-то его удовлетворить, приходилось идти на компромисс – устраивать закрытые однодневные или ночные показы образцов нового искусства. Такие мероприятия обычно проходили в клубах ведущих НИИ – например, в Курчатовском институте и собирали толпы народа – ведь сотрудники всеми правдами и неправдами проводили еще и своих гостей. Евгения Васильева нашла точную метафору оттепели – поедание яблока. Главные идеологи партии отправляют к себе в желудок, чтобы переварить и тем самым уничтожить, запретный плод – современное искусство. Они уверены, что одержат победу. В действительности гонения на художников имели противоположный результат. Ведь запретный плод сладок. Поэтому чем больше проклятий раздавалось в адрес авангардистов, тем сильнее возрастал интерес к их творчеству. Автор выстраивает метаметафору в виде цепочки образов. Искусство – запретный плод – яблоко – искусство, которое уничтожают – снова запретный плод – и снова искусство как торжество справедливости.
Как видим, Евгения Васильева не боится вторгаться в рискованные для видео-арта, который для нее остается воплощением «чистого искусства», сферы – например, в социальные обличения, политическую сатиру или памфлет. Хотя все равно объект ее исследования – реальность сугубо художественная, а не идеологическая. В видео «Проза» автор в сатирической форме использовала фрагменты «зомбирующего» эффекта телепередач –рекламных или политических. На экране – политики или телеведущие в виде, как выражаются телевизионщики, «говорящих голов». Автор не скрывает своего ироничного отношения к ним лично и к их работе. Лица амебообразных персонажей, как в аттракционе «Комната смеха» с кривыми зеркалами, постоянно искажаются – то укорачиваются, то удлиняются, расплываются, сужаются. Они откровенно упиваются своей «гибкостью» и способностью постоянно менять цвет – то есть вещать то, что нужно работодателям. Видео можно считать идеальной по точности метафорой рутины, обыденной повседневности, прозы жизни. Ведь телевизор всегда был и по-прежнему остается главным предметом среднестатистической квартиры обывателя. Процесс рутинной обработки мозгов совершается под звуки пилы. Вообще звуковое сопровождение во всех сюжетах альбома всегда выполняет функции дирижера. С его помощью автор задает происходящему на экране темп.Евгения Васильева предпочитает, как правило, быстрый – от аллегро до престо. Причем она умеет придать ускоренную динамику даже заунывной мелодии. Во-вторых, звук вносит в сюжет определенную интерпретацию. Согласитесь, что одно дело, когда действие происходит под соловьиные трели, и совсем другое – если под звук бормашины или отбойного молотка. Как известно, пила – инструмент, предназначенный для разделения целого на части. В некоторых случаях ее используют как орудие пытки. Современная телеаудитория ежедневно испытывает на себе оба варианта одновременно. Такова проза сегодняшней жизни.
В жанре обличительного памфлета сделано и видео «Жара». За кадром слышится мощный мужской храп. Кто-то крепко спит. Судя по глубине и выразительности храпа, скорее всего пьяным сном. В кадре на трибуне стоит диктатор. Перед ним – безбрежное море аудитории. В первых рядах сидят самые преданные соратники по партии. За ними простираются толпы простых сверхчеловеков. Идет митинг в честь очередной победы. Диктатор больше молчит. Иногда делает какой-нибудь жест. Название видео объясняет, почему диктатор плавится на глазах, как дешевый шоколад. Вместе с ним плавится и аудитория. Как ни парадоксально, действие происходит в темноте. Солнца нет. Видимо, диктатора и его окружение расплавляют какие-то таинственные невидимые лучи. В свое время идеологи диктатора всячески культивировали миф о черном солнце. Даже учредили соответствующий оккультный орден. Черное солнце считалось источником света и оберегом-хранителем для представителей высшей, арийской расы. Якобы видеть его могли только избранные, духовно совершенные люди. Изображение «черного солнца» нанесено на полу в замке Вевельсбург, в Зале Офицеров – культовом месте собраний высших посвященных империи зла. Фашистская свастика тоже имеет сходство с «черным солнцем». Однако эксперименты нацистов с сатанинской символикой обернулись против них самих. Под невидимыми лучами таинственного светила на наших глазах плавится вся структура, созданная диктатором для завоевания мира.Название сюжета в сочетании с храпом вызывает ассоциации с сиестой. В разгар жары жители южных широт ложатся вздремнуть. На самом деле подоплека происходящего всем отлично известна. И как все начиналось, и чем все закончилось. Поэтому мы понимаем, насколько нездоров сон, в который погружена и аудитория, и ее повелитель. На ясную голову так мертвецки не отключишься. Только основательно зомбированные люди способны вести себя как наркоманы. Все упиваются своими иллюзиями, и никто даже не замечает, что вокруг все давно расплавилось и восстановлению не подлежит.
В целом весь проект, хотя и выполнен с помощью компьютерных технологий, пронизан романтическим мироощущением поиска – что для автора более чем принципиально. Какое может быть искусство без веры в высшее, духовное начало. Сами темы для размышлений свидетельствуют о желании художницы приобщить сегодняшнего зрителя к философским и метафизическим категориям– но уже с помощью более привычных для современного человека средств и языка.Евгении Васильевой удалось найти идеальное соотношение между чистым искусством, современным мышлением и новейшими разработками в области видео. Вписать вереницу роскошных метафор в рациональное сознание сегодняшнего интеллектуала и тем самым сделать свой замысел убедительным художнице помог удачный выбор «упаковки». Она выразила свое видение темы в форме видео-арта – искусства, в силу своей молодости обладающего максимальными возможностями для экспериментирования.Создав видео-образ перманентного передвижения по путям сообщения, Евгения предложила собственный вариант бесконечной игры одновременно и с информативными структурами, и с некими загадочными, призрачными категориями, объединив в каждом сюжете интеллектуальное и иррациональное начала. В основу своего замысла она положила одну из характерных особенностей современного сознания. Как известно, из-за предлагаемого разнообразия объектов наша способность что-либо воспринимать постоянно сужается. Рефлексия современного человека отличается мимолетностью, обрывочностью, фрагментарностью.Собственно, масштабный замысел художницы в целом есть не что иное, как попытк апредложитьсвой рецепт современного способа восприятия искусства – ведь сама идея использования путей сообщения не позволяет пассажиру более чем на несколько секунд зафиксировать внимание на чем-то конкретном, мелькнувшем за окном. А значит, «окружающая среда» заведомо вторична по отношению к впечатлению, которое она произвела. А что такое впечатление – как не одна из метафор искусства, которое для истинного художника в любом, даже электронном обличии навсегда останется истиной в последней инстанции.
Евгения Васильева как бы продолжает давнюю дискуссию авангардистов о границе между «жизнью» с ее бесконечными «сентенциями» и искусством и, в частности, праве логики и «здравого смысла» вторгаться в область мифического, сакрального, воображаемого. Для автора понятие поиски истины однозначно означает поиски искусства, с помощью которого художница пытается и объяснить, и изменить мир, чтобы привести его в соответствие с самыми актуальными на сегодня идеями и представлениями. Пути сообщения XXI века, оснащенные современными технологиями, помогают художнице находиться в состоянии постоянного поиска новых выразительных средств, но ее главным инструментом по-прежнему остается обширный арсенал метафор, символов,образов, фантазий, мистики, колдовства. Неспроста весь проект Евгении Васильевой воспринимается как некая фата-моргана – редчайшее природное явление, время от времени встречающееся на пути каравана, когда один мираж причудливо накладывается на другой. Увидев такое фантастическое видео, созданное самой природой, путешественники или в ужасе цепенеют, или становятся зрителями, а значит, и соучастниками волшебной мистерии. Впрочем, художнику только того и надо.