Энциклопедия нонреализма. Верх

Энциклопедия нонреализма

Впервые напечатано в альбоме-монографии «Энциклопедия нонреализма», 2016 год

 

Преамбула

Все на интуитивном уровне понимают, что за искусством Евгении Васильевой стоит проблема огромной, вселенской, судьбоносной значимости. Однако интуитивное понимание не означает способность сформулировать суть. Поэтому вполне объяснима всеобщая настороженность по поводу творчества «скандальной» художницы.

Энциклопедия нонреализма призвана в первом приближении объяснить 1) суть катастрофы современного искусства, которое зашло в полный и окончательный тупик, 2) наметить пути – философские и эстетические, ведущие в направлении культуры перманентного экстаза, и наконец 3) провозгласить начало эпохи освобождения художника из-под диктата сложившихся традиций и вновь вернуть искусство в золотой век безграничной свободы, вечной весны и упоения творчеством.

По большому счету теория нонреализма предполагает не отрицание реальности и ее отражения художественными средствами, а в первую очередь провозглашает и утверждает новую реальность – как свободное от всего устаревшего и негативного фантастическое бытие.

Поскольку присущий всем художникам-новаторам полемический задор вынуждает на некие объяснения с современниками, то каждая статья нашей Энциклопедии вынужденно начинается со слов «до сих пор».

 

 Основная матчасть

 

 А

Авангард

 До сих пор авангардом в искусстве считалась очередная смена стилей и направлений. Постмодернизм подытожил процесс, уравняв в правах и подведя черту под всеми предыдущими стилями и эпохами. Нонреализм, как состояние перманентного восторга и восхищения, принципиально противопоставляет себя как авангарду, так и постмодернизму, снимая оба понятия с повестки дня. Нонреализм не пытается поразить зрителя чем-то «новым» и не занимается жонглированием взаимоотрицающими категориями. Нонреализм создает искусство на пустом месте, что принципиально отличается от авангарда, призванного отрицать предыдущие культурные пласты. Тем самым нонреализм не борется с формой и содержанием. Мы пытаемся изменить саму живописную структуру произведения и создать универсальный живописный язык, который призван вернуть зашедшему в тупик искусству радость и наслаждение от самого процесса созидания.

 

Б

Будущее

 До сих пор художники жили надеждой и упованием на блага, которые им принесут занятия искусством. Тем самым они идеализировали будущее – но только как некое окончательное (желательно комфортное) пристанище в виде либо награды за «труды», либо просто за сам факт пребывания на земле. На самом деле, с точки зрения нонреализма, будущее связано исключительно с переживаниями, которые мы рассматриваем как пограничную ситуацию между существующим и несуществующим. Между потенциальным, пока не осуществившимся, и реальным, уже воплотившимся. Таким образом мы, будучи последовательными отрицателями набившей оскомину реальности, относимся к будущему как к некой потенциальной, неземной субстанции счастья, которой пока не существует, но художник-нонреалист своим восторженным, экстатичным отношением к творчеству всячески ее приближает.

 

 В

Вызов

До сих пор все попытки художника бросить вызов существующим эстетическим системам по большому счету были обречены на неудачу. Потому что до сих пор ни одна «старая» система так и не погибла под натиском «новой» – и в результате все существуют одновременно – причем вполне благополучно. Нонреализм впервые пытается прервать принцип «смены поколений» и уравнять всех художников в праве на подлинно свободное, то есть восторженное  творчество – без учета «исторического фактора». Нонреализм видит свою задачу в спасении художника путем извлечения его из тюрьмы устаревшего исторического и прочего контекста.


Г

Гипноз

 До сих пор даже самые независимые художники не подозревали, что находятся в ситуации тотального гипноза, который осуществляется с помощью такого космического инструмента, как разум – он же главный цензор человечества. Нонреализм четко отделяет позитивную, созидательную роль разума от негативной – зомбирующей, состоящей из трех ипостасей, которые все вместе можно обозначить как бред целесообразности. 1) Гипноз с помощью причины, которая неизбежно порождает следствие – со всей возникающей вереницей бессмысленных забот и хлопот. 2) Гипноз с помощью цели, благодаря которой жизнь якобы обретает «смысл». И наконец 3) гипноз с помощью направления, которое якобы показывает, куда идти, чтобы достичь цели. Практика нонреализма направлена на освобождение из-под диктата тотального гипноза ради духовного рождения, для чего художник-нонреалист делает ставку на принципиальную внеразумность своего творчества, в основе которой лежат такие категории, как экстаз, вечная весна и фантастическое бытие.

 

 Д

Духовность

 До сих пор духовность в искусстве рассматривалась как состояние смутного беспокойства и волнения от встречи с окружающим миром. Целью художника было – передать свои эмоции через художественные образы и поделиться ими со зрителем. Духовность в понимании нонреализма призвана 1) преодолеть все ощущения, связанные с так называемым «настроением» – как реакцией на изменения, происходящие в реальности, 2) противопоставить физиологическому восторгу, вызванному соприкосновения с холстом и красками, всепоглощающий восторг пребывания в абсолютном экстазе вечной весны. И наконец 3) довести степень творческой свободы до равенства творца с высшими космическими субстанциями и иерархиями. Духовность художника-нонреалиста подразумевает полный разрыв с земными, человеческими «чувствами» и переход в состояние перманентного блаженства.

 

 Е

Единство

 До сих пор искусство воспринималось как смена различных соответствующих эпохам стилей. Задача нонреализма – отыскать в открытиях и откровениях всех времен и народов некое интегральное единство, чтобы снять все противоречия, ограничивающие свободу художника, вынужденного останавливаться и замирать от недоумения на границе стилей. Интегральное единство в нашем понимании предполагает отмену всего прошлого опыта и воцарении на его основе некой территории экстаза, свободной от необходимости следовать каким бы то ни было канонам. Постмодернизм сделал огромный шаг вперед, даровав художнику право на стеб и эклектику балагана. Мы, нонреалисты, вообще отменяем балаган как таковой. В едином художественном пространстве бесконечного экстаза нет и не может быть таких низменных состояний, как смех или слезы. Оно стерильно от «простых человеческих эмоций», а потому – универсально в своем стремлении выплеснуться за пределы «человеческого». Нонреализм – не искусство, а наука, изучающая законы формирования искусства для того, чтобы раз и навсегда их отменить, приведя творца в состояние вечного блаженства.


Ж

Жизнь

 До сих пор художники интерпретировали жизнь как процесс пребывания человека в некоем не вполне ясном и не до конца понятном отрезке пространства-времени, который вызывает в каждом живом существе определенные рефлексии в виде набора смутных и примитивных эмоций. Нонреалисты считают, что происходящее с любым живым индивидом представляет собой полную погруженность в бесконечный сон – по типу зомби. Поэтому мы ставим перед людьми искусства задачу пробуждения человечества от тотального гипноза, как пиетета перед совокупностью всех традиций и правил. Художник-нонреалист бросает вызов погруженному в сон царству, в которое давным-давно превратилась планета, и воспринимает «сотворенное» как территорию для своих экспериментов со временем и пространством, цель которых – привести человечество в состояние вечной весны и перманентного экстаза.


З

Знание

 До сих пор художники преклонялись перед так называемым «объективным знанием». С точки зрения нонреализма, уже давно понятно, что именно «объективное знание» и полная очевидность окружающего стали причиной несостоятельности реалистического отношения к реальности. С точки зрения нонреалиста, любая очевидная вещь (и в первую очередь человеческий мозг, посредством которого мы получаем всю так называемую «информацию») – не более чем иллюзия, суть которой необходимо немедленно преодолеть через свое творчество. Нонреалисты считают, что все данности внешнего мира продиктованы и сформулированы самой гипнотической структурой реальности, при которой человек не в силах противостоять «объективному ходу истории» и вынужден сдаться на произвол обстоятельств, приняв мир таким, каким он ему представляется. Вот почему цель нонреализма – вывести искусство из состояния знания в состояние тотального экстаза неведения.

 

 И

Искусство

До сих пор искусство считалось социально обусловленной формой человеческой деятельности, программируемой внешним миром – то есть гипнотическими шаблонами, которые навязаны художнику всей совокупностью запретов и правил. Нонреализм впервые объявляет искусство триумфом субъективной воли, сугубо личным мифом вечного блаженства, свободным от каких бы то ни было исходных данных – традиций или методологии. Нонреализм ставит цель вернуть художника в золотой век абсолютной свободы выбора художественных средств и возможности не тратить усилий на объяснение того или иного высказывания. В основе искусства нонреализма лежит ощущение творчества как бесконечного чуда, которое самим фактом своего явления не требует каких бы то ни было «комментариев».

 

 К

Контекст

До сих пор даже самые крутые новаторы творили, пребывая в жесткой системе координат, которую им навязал прошлый опыт их предшественников. Они писали самые смелые манифесты, но их мысли были пленены эстетическим контекстом, чьи правила игры они поначалу отказывались соблюдать, но в конце концов рано или поздно все смирялись перед кошмарной неизбежностью судьбы, не в силах противостоять неумолимому стечению обстоятельств. Нонреализм впервые отрицает любой исторический и прочий контекст, как диктатуру объективных обстоятельств, противопоставляя ему абсолютную свободу от любой системы эстетических и прочих координат. Нонреалистов можно сравнить с романтиками-первооткрывателями, которые отправляются в бессмысленное плавание, заведомо отказавшись от карт и навигационных приборов. Мы полагаемся исключительно на собственную интуицию, направленную на поиски перманентного экстаза.

 

Л

Любовь

 До сих пор люди искусства воспринимали любовь как жалость к себе, любимым, порождающую желание поделиться своей обездоленностью с партнером. Нонконформизм считает любовь одной из форм все того же вселенского зомбирования, под воздействием которого находится современное человечество. Никто не против естественных человеческих чувств и эмоций. Но другое дело – отражать их в искусстве. Нонреалисты воспринимают любовь как некую эмоциональную агрессию восторга – причем направленную больше в никуда, чем на конкретный объект (ведь из критического отношения к реальности следует, что в подлунном мире нет и не может быть кого-то, кто достоин нас). Таким образом любовь в нашем понимании несет в себе сугубо нарциссическое начало. Изначальное отсутствие объекта вынуждает нонреалистов воспринимать страсть как драгоценное индивидуальное благо, которое не на кого излить – в том числе и на самих себя, поскольку мы заведомо растворены во всепоглощающем океане восторга и экстаза.

 

 М

Метафора

 До сих пор все авангардисты, начиная от классиков серебряного века, в сущности требовали одного: «Мы призываем чтить права художников на увеличение выразительных средств, дополнив его произвольными и производными метафорами». Характерная цитата наглядно и убедительно показывает, в чем состоял максимум претензий всех новаторов и нонконформистов от искусства. Нонрелисты считают, что погруженность и растворенность художника в бездне чуда и перманентном экстазе вообще не нуждается ни в каких «метафорах» и вообще иносказаниях. Фантастическое бытие нонреализма раз и навсегда погружает художника в состояние абсолютного блаженства, при котором все так называемые «высказывания», а тем более их внутреннее лингвистическое наполнение, теряют смысл.

 

Н

Неведение

До сих пор ключом к постижению произведений искусства служили либо разум, либо интуиция. Оба варианта так или иначе предполагают диалог между причиной и следствием, который происходит абсолютно во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому творчество в своей основе до сих пор по большому счету ничем не отличалось от банального ремесла. Нонреализм отрицает главенствующую роль разума и интуиции в искусстве, которое, с нашей точки зрения, призвано стать абсолютным восклицанием в состоянии полнейшего и стерильного неведения – то есть перманентного ожидания чуда. Иными словами, нонреализм начинается там, где заканчивается всякое объективное знание и начинается романтическая тайна бытия. Отсылаем читателя к изложенной выше мысли о плавании без навигационных приборов. Нонреалисты подобны средневековым рыцарям, которые, не имея теплой одежды и соответствующей экипировки, ушли на северный полюс в предчувствии, что найдут территорию вечной весны.

 

 О

Обскурантизм

 До сих пор ни один из художников-авангардистов не достиг уровня абсолютного обскурантизма (тотального отрицания) по отношению к реальности (в ее грубом и вульгарном проявлении). Хотя пытались многие, поскольку именно в обскурантизме и состоит смысл авангарда как смены эстетических формаций. Но всякий раз дело заканчивалось простой человеческой истерикой. Дело в том, что новаторы прошлого выбирали для противостояния существующему укладу активную форму – считая, что чем громче они заявят свой протест, тем он будет эффективнее. Нонреалисты считают, что принцип обскурантизма и вообще отрицания не должен принимать манифестационные формы, а быть органично (имманентно) присущим всему мироощущению художника. Иными словами, нонреалисты не отрицают реализм и реальность как таковые, а отрицают исключительно антиромантизм и рационализм современной реальности. Наша цель – превратить скуку и банальность в восторг и чудо созидания.

 

 П

Протест

До сих пор художник нуждался в какой-либо мотивации и объяснении своего творчества с помощью таких категорий, как  побудительный импульс (причина), цель, результат, впечатление, направление и так далее. Нонреализм считает источником искусства бессознательный протест существа, находящегося в плену тотальной космической зомбированности, и предпринимает первую попытку противопоставить субъективную волю художника (как активное, восторженное, экстатическое начало) онтологической оцепенелости мироздания. Наш протест направлен не на само искусство, а на восприятие искусства как бесконечное тиражирование набивших оскомину банальностей.

 

Р

Революция

До сих пор любую смену манеры письма художники объявляли чуть ли не революцией в искусстве. Хотя какие могут быть «революции», если весь художественный процесс давно пришел к общему знаменателю. В эпоху нонреализма не может быть никаких революций в привычном понимании – кроме революции магической, когда каждое произведение искусства создается и рождается как чудо, как некая двукрылая субстанция. Одно крыло – магия, другое – неведение, как отсутствие рационального начала (разума). В результате художник-нонреалист, соединяя в своей сущности магию и иррационализм, достигает состояния перманентного экстаза. Иными словами, художник-нонреалист выходит на уровень сознания, недоступный обыденному человеческому разуму. И поэтому он сам может не владеть возникающими в его душе образами, выступая в роли своего рода медиума, сквозь которого протекает мистический поток, не требующий никакого логического объяснения.

 

С

Свобода

До сих пор во всех так называемых «поисках» авангардистов отчетливо прослеживались следы «здравого смысла». Все нонконформисты необычайно тонко чувствовали, что именно требуется современной аудитории – и грамотно и вполне рационально удовлетворяли общественные запросы на «новаторство». Нонреализм  вообще отказывается повиноваться диктатуре так называемого «здравого смысла», противопоставляя формальной логике абсолютную и ничем не ограниченную свободу художника как стремление к чуду, к чему-то иррациональному – наконец как к отрицанию трагического и утверждению жизнеутверждающих основ реальности. Ибо со стороны нонреалистов было бы свидетельством отказа от свободы выбора исповедовать традиционную, общепринятую эсхатологическую схему эволюции. Иными словами, нонреализм рассматривает свободу как выбор в пользу всепобеждающего позитива и оптимизма.

 

Т

Тщеславие

 До сих пор художники, будучи одержимы тщеславием, не сомневались в уникальности, самобытности и незыблемости их собственных личностей-сущностей. Нонреалисты вообще не делают из самих себя культа, понимая, что любое эго столь же условно, как и любая внешняя данность. Нонреализм наиболее последователен в стремлении вывести амбиции творца за пределы творческого процесса. С точки зрения универсального богословия, в будущей реальности нет места ни эллинам, ни иудеям. Точно так же и нонреализм уравнивает всех творцов в едином порыве к перманентному экстазу, бесконечному и самовоспроизводящемуся чуду, и наконец к нетварному свету как проявлению абсолютной  свободы.

 

 У

Универсализм

 До сих пор художники ставили перед собой цель достичь причудливого многообразия выразительных средств. Им казалось, что таким образом их произведения станут более заметными на общем фоне. Тем не менее художественная палитра с каждым годом становится все более тусклой и унылой. Диапазон используемых приемов неумолимо сужается. Общепринятой тенденции нонреализм противопоставляет принцип универсализма, согласно которому художник вообще не ставит перед собой какие бы то ни было задачи, а тем более отказывается от деления выразительных средств на «хорошие» и «плохие». В нонреализме вообще отсутствует такое понятие, как качество произведения. Ни одна работа не имеет преимущества перед другой. Нонреализм ценен не качеством произведений, а самим фактом того, что они созданы в рамках нонреализма – как состоянии бесконечного восторга и упоения самим процессом творчества.

 

 Ф

Форма

До сих пор художники-новаторы либо благоговели перед такими традиционно культовыми категориями, как форма и содержание, либо покушались на их целостность. Художники-нонреалисты пошли дальше. Мы пытаемся преобразовать саму структуру мироздания, чтобы приблизить обещанные пророками новую землю и новое небо. Нонреализм в принципе освобождает художника от всяких обязательств перед какими бы то ни было традициями и тем самым открывает перед самыми дерзкими космос безграничных возможностей. Важно понять, что с точки зрения нонреализма все искусство прошлого – от классического до экстремистского – давно утратило ценностное наполнение и таким образом полностью уравнивается в правах (а точнее – в бесправии) как оголтелый академизм, так и самый безбашенный авангард. Мы провозглашает торжество принципа форма – ничто, свобода и искренность – всё.

 

Х

Художник

 До сих пор смысл существования художника состоял в мятежном метании между двумя основными идеологическими принципами – искусства для искусства или искусства для народа (что на деле означает для носителей той или иной идеологии). И никакие смены общественно-политических формаций так и не смогли отменить оба полярных и взаимоисключающих мировоззрения. Нонреализм впервые противопоставляет безграничную свободу современного художника всем ключевым принципам и традициям, всему эстетическому и прочему наследию, тем самым приводя все противоборствующие идеи к общему знаменателю. Классическое наследие актуально для нонреалиста только тем, что провоцирует пребывающего в экстазе перманентного поиска автора на дальнейшее экспериментирование – уже в соответствии с современными запросами и вызовами. Не искусство для искусства и не искусство для народа, а исключительно искусство для художника, как создателя и творца чуда и фантастического бытия, когда тот остается один на один не с идеологическими и искусствоведческими догмами, а просто со всем, что было сотворено до него.

 

 Ц

Ценность

 До сих пор художники выстраивали свои системы и теории в соответствии со строгой иерархией навязанных прошлым опытом традиций, теорий и представлений – и даже самые крутые новаторы не осмеливались выходить за рамки сложившейся системы координат. В конечном счете всех «смутьянов» примиряла с самими собой именно верность здравому смыслу, как высшей мудрости мироздания – с какой бы степенью вольности они к ней ни относились. Нонреализм впервые выносит за скобки своего метода существующую иерархию ценностей, которая, как мы считаем, уже много десятилетий тиражирует саму себя. Увы, сегодня ничего, кроме нонреализма, не противостоит самому факту существования так называемой «системе ценностей» – хотя ее сомнительность и условность понятна каждому мыслящему человеку. Поэтому в ситуации тотальной диктатуры понятий «хорошо» или «плохо» вообще невозможно возникновение чего-то принципиально нового, как выходящего за общепринятые параметры.

 

 Ч

Чудо

 До сих пор художники ощущали чудо как умозрительную, абстрактную категорию. Поэтому употребляли понятие скорее в спекулятивно-рекламных целях. Никто реального чуда в искусстве так и не совершил. Чудо в понимании нонреализма начинается с самого подхода, с отношения к творчеству как к опыту по переустройства самой молекулярной основы, ткани сегодняшнего искусства, с  открытия (и последующей актуализации) «темной материи», из которой состоит искусство будущего, призванное вывести нас из тупика обыденности в фантастическое бытие перманентного экстаза. Чудо в интерпретации нонреализма – не что-то, что могло бы быть, а могло и не быть (как чудо понимали до сих пор), а именно нечто, что не могло случиться ни при каких обстоятельствах. С другой стороны, нонреализм ожидает чуда, как бесконечного наслаждения творчеством, призванного рано или поздно растворить в себе даже само искусство. Иными словами, нонреализм считает перманентный экстаз художника выше конечного результата в виде рождения произведения искусства.

 

 Ш

Школа

 До сих пор школой в искусстве считалась группа единомышленников (более-менее протяженная по времени своего существования), объединенная общностью взглядов ее участников, а также манер и техник письма. Нонреализм не претендует на то, чтобы быть школой. Нонреализм не школа, а состояние души. Мы приветствуем в своих рядах всех художников, в свое время отдавших дань разным течениям и направлениям. И призываем неофитов овладевать наукой поиска. Главное – как распорядиться полученными навыками и умениями. Не превращать их в застывшие и иссушающие душу догмы, а сделать живой, новой, актуальной реальностью – магистралью, ведущей в царство безграничной свободы и соответственно в бесконечность нереального упоения творчеством.

 

Ъ

Твердость

 До сих пор художники и сочувствующие им специалисты проявляли истерическую твердость по отношению к своим оппонентам в искусстве. А между тем в ста процентах случаев оппоненты оказывались как нельзя более убедительными, и в итоге последующие поколения всегда признавали их в качестве эталонов. Нонреалисты мечтают прекратить любые споры между так называемым «старым» и «новым», призывая художников начинать творить с чистого листа – относясь к искусству как к духовной практике, призванной способствовать достижению состоянию перманентного экстаза как средству вхождения в фантастическое бытие.

 

Ь

Мягкость

 До сих пор художники – и в первую очередь самые последовательные новаторы-авангардисты – проявляли необъяснимую мягкость и снисходительность по отношению к экзистенциальному контексту, который им навязали предыдущие поколения людей искусства. И никто из крутых специалистов не замечал элементарного противоречия – подобно тому, как очередной политический деятель передавал власть своему последователю (хотя бы и через революционные смуты), так и в искусстве – по большому счету «передача власти» происходила вполне мирным и бесконфликтным путем. Нонконформизм призван положить конец бесконечной череде передачи власти в культуре и обозначить универсальный подход ко взаимоотношениям внутри треугольника художник-реальность-зритель, где высшим приоритетом становится право художника на сотворение перманентного чуда как среды обитания – причем не только своей собственной, но и всего человечества.

 

Э

Эстетика

До сих пор в истории искусства одна эстетическая система координат неизбежно и неумолимо сменяла другую. Даже постмодернизм четко разделял эстетические концепции и играл ими как ребенок в кубики – с той или иной степенью осознанности или бессознательности. Эстетика нонреализма относится ко всему мировому художественному наследию как к вечно живому, единому и целостному организму – вечному источнику наслаждения (в отличие от постмодернистов, для которых наследие прошлого служило источником вдохновения). Нонреалисты вообще относятся к такому понятию как вдохновение с большой долей настороженности (а ведь именно эстетические теории и концепции всегда служили для художников основными «технологическими схемами» реализации их замыслов). Проще говоря, нонреалисты никого не цитируют. Мы просто наслаждаемся плаванием в безбрежном море вселенной без навигационных приборов. И если нам иной раз совершенно случайно попадаются некие Азорские острова, то почему бы их не запечатлеть-сфотографировать – но уже с точки зрения новой, фантастической, иррациональной реальности.

 

Ю

Ювенильность

 До сих пор искусство старалось избавиться от принципа ювенильности, от своих архаических истоков и корней. Даже так называемые «наивные» художники всячески бахвалились откровенным практицизмом в «продаже» своего мироощущения и примитивной манеры письма. Мол, мы-то знаем, что сейчас модно. Из всех исторических пластов нонреализм готов признать, пожалуй, искусство архаическое, ювенильное, традиционное в примордиальном смысле. Мы рассматриваем ювенильность мироощущения как ту печку, от которой в идеале все-таки когда-нибудь приходится начинать танцевать художнику, делающему первые шаги в искусстве. Как место, где можно поставить первую точку. Ювенильность для нонреалиста – та бездонная первозданная солнечная плазма, из которой периодически вырываются протуберанцы его высказываний. Тот прообраз иррационально-мистического золотого века искусства, в который мы мечтаем вернуть и художника, и зрителя.


Я

Яйность

 До сих пор под таким понятием, как яйность художника подразумевалась поистине безграничная страсть человека искусства к самоутверждению. Во что бы то ни стало быть не таким, как все, плюс еще и знаменитым. В реальности мы наблюдаем, как ловкие дельцы от искусства наделяют яйностью (и вообще индивидуальностью) лишь своих протеже. Иными словами, яйность художника давно превратилась в орудие манипулирования как самим творцом, так и аудиторией. Нонреализм снимает проблему яйности (самости), уравнивая всех художников во всепоглощающей свободе творчества и вечном кайфе, полученном в результате создания произведений искусства. В нонреализме не может быть «плохих» или «хороших» авторов – «дорогих» или «дешевых». Все равны, поскольку абсолютно свободны и счастливы. Наступающую эпоху нонреализма можно сравнить с большим взрывом, который положил начало (если принять соответствующую теорию) всему, что мы наблюдаем вокруг себя. Поэтому нонреализм появился как нельзя кстати. Еще немного – и искусство окончательно превратилось бы в кашу, в некий бездонный котел, где варились бы миллионы потерявших всякий смысл «яйностей». Со всеми вытекающими последствиями.

 ————————————

Некоторые дополнительные сведения о нонреализме можно почерпнуть также из статей, предваряющих альбомы-монографии Евгении Васильевой «Нонреализм», «Катя-Женя» и «Ай-яй-яй».

Энциклопедия нонреализма. Низ

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: