Автопортрет2

От исповеди к самопознанию, или Философия автопортрета

Впервые напечатано в буклете выставки «Автопортреты» в галерее ЭКСПО-80

Автопортрет – самый загадочный из всех жанров. Можно сколько угодно размышлять на тему, что заставляет художника однажды взять и изобразить самого себя, выставив свою персону на всеобщее обозрение. Желание исповедаться, покаяться в накопившихся грехах и тем самым очистить душу для дальнейших свершений? Поделиться наболевшим, сокровенным, интимным? Обратиться к зрителю за поддержкой и одобрением: «Правильную ли дорогу я выбрал? Всем ли по душе то, что я делаю?» Или перед нами своего рода манифест, в котором автор недвусмысленно заявляет о своих политических или художественных симпатиях? А что если речь идет об элементарном самолюбовании – мол, посмотрите какой я мудрый и одухотворенный (или наоборот – дерзкий, свободный, раскрепощенный и вообще без комплексов)? А может, автор – сознательно или интуитивно – воспринимает мироздание как антропоцентричную систему, в центре которой находится он сам, и поэтому считает, что, исследуя себя, свой внутренний космос, он размышляет о самом главном в жизни? Скорее всего ни зрителям, ни специалистам так никогда и не суждено узнать о причине появления на свет того или иного автопортрета, и нам остается только оценивать и анализировать готовое произведение искусства – с эстетической или психологической точки зрения.

Впрочем, одно можно утверждать наверняка. В основе автопортрета всегда лежит объяснение в любви (или жалость) к самому себе (даже если автор в порыве эпатажа изобразил себя в самом что ни есть неприглядном виде) и сознание собственной значимости. Заметьте, никто из великих не начинал свой путь в искусство с автопортрета. Желание увековечить для потомства собственную персону обычно свидетельствует о наступлении творческой зрелости. В один прекрасный день художник, уже успевший создать немало произведений и ощущающий себя либо уставшим от аплодисментов властителем дум, либо непризнанным гением, страдающим от невозможности достучаться до сердец, начинает испытывать непреодолимое желание подвести некий итог, поразмышлять о сделанном, о своей жизни в искусстве, о выводах, к которым он пришел. Проще говоря, совершить сеанс психоанализа, выступив в двух лицах одновременно – психотерапевта и пациента. Писателю хорошо – он садится и пишет о себе, любимом, роман-эпопею. Композитор на худой конец может сочинить посвященный себе реквием. А как быть художнику? Как правило, на помощь приходит автопортрет.

Если провести аналогию из жизни, то создание портрета проще всего сравнить с хирургической операцией, когда ты – врач, а на столе перед тобой лежит другой человек – пусть даже и близкий тебе. А автопортрет предполагает операцию на самом себе. Конечно, художник несет бремя ответственности за все, что выходит из-под его кисти. Но согласитесь, что одно дело исследовать окружающий мир – и в том числе других людей, и совсем другое – копаться в собственных внутренностях. Стоит еще учесть, что подавляющее большинство портретов так или иначе пишутся на заказ (или чтобы доставить кому-то удовольствие), поэтому исполнитель поневоле вынужден напропалую льстить модели и всячески приукрашивать ее внешние и внутренние достоинства – какая уж тут «исповедь». Конечно, и автопортрет не свободен от предвзятости в виде кокетства автора перед самим собой и зрителями, но все равно ставить эксперименты на других куда легче, чем на себе.

В экспозиции представлены семь художников. Каждый аккумулировал в себе солидный и неповторимый жизненный и профессиональный опыт, который он решил воплотить в жанре автопортрета, чтобы вынести его на наш суд. Что ни произведение, то какая-то личная, сокровенная тайна, которую предстоит разгадать нам, зрителям, исследуя самые разные ипостаси человеческой личности. Кто-то из авторов видит себя со стороны – как бы в зеркале, где перед ним – он сам, его лицо, фигура, душа, характер, которые надо познать. Кто-то наоборот – смотрит из картины на нас. Тогда художник занят не познанием, а скорее выражением себя. В любом случае мы держим в руках кардиограмму, где зафиксирована информация о тонкостях и нюансах взаимоотношения творца и окружающей действительности.

Для всех участников проекта автопортрет – своеобразная декларация, творческая платформа, доказательство того, что они активные обитатели современного художественного пространства. Каждый раскрывает свой внутренний мир с помощью своих собственных выразительных средств, поэтому вся экспозиция представляет собой убедительный срез сегодняшнего искусства.

Автопортрет1

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: