Впервые напечатано в семейном альбоме «Мулета». Париж, 1989 год
Кризис русскоязычного
Хуже некуда, если источником так называемого «вдохновения» служат сиюминутные эмоции. Тогда творцы превращаются в рабов, попадая в плен своего «человеческого». Они – марионетки собственных ощущений, слепо повинующиеся элементарным комплексам. За ними не стоит ничего, кроме «их же самих». Их кругозор – это их «внутренний мир», обычно простирающийся не дальше их ауры. Ничтожный, иллюзорный, а потому ущербный. У таких «творцов» отсутствует метафизическая перспектива.
Тупик, в котором оказалось все русскоязычное, закономерен. Он – итог ориентации на себя, на самоисследование, на «психологизм». Вот уже полтора столетия (если не дольше) весь наш свинарник с тупой покорностью движется в раз и навсегда заданном направлении. Удачливые цинично наслаждаются состриженными купонами. Неудачники злобно тявкают, скрывая зависть, ущербность и обездоленность за маской «непризнанных», «непонятых», «несправедливо обойденных». Само собой, никакого качественного различия между первыми и вторыми нет, и основное, что объединяет официальных и неофициальных – это полная отключенность от духовных энергий, свинство и беспросветная предоставленность самим себе. Как те, так и другие как будто и не подозревают, что человечеству было отпущено предостаточно времени для более чем досконального самоизучения, что вся программа выполнена с лихвой и что «мы с вами» – это единственное, на чем не осталось белых пятен. Кому сегодня интересны чьи бы то ни было «откровения» – пусть даже самые заумные и причудливые. Разве что тем, кто использует их в своих интересах. А то, что изначально неспособно пленить, объединить, мобилизовать, автоматически обречено прозябать вне духовной актуальности.
Мы тоскуем по героическому, мечтаем о победе над инфляцией и девальвацией. Наше чаяние – вернуть культуре остроту, пряность, действенное, шокирующее начало, расплодить способных говорить на уникальных и неведомых языках. Светлый путь к свободе – глобальная переориентация всего и вся, агрессия против «психологического», прорыв за отпущенные пределы, возрождение атмосферы богов.
Двумерность «пушкинского начала»
Проклятие русскоязычного – «пушкинское начало». Первый поэт России – идеальный экземпляр творца, лишенного малейших зачатков, проблеска мифотворчества, эталон интеллектуальной двумерности. Недаром именно Пушкин первым среди «русскоязычных» абсолютно бесхитростно, на полном серьезе провозгласил и материализовал мечту всякой посредственности об общении с народом. Неспроста он с упорством маньяка стремился остаться в истории первым на Руси «профессионалом», а «прогрессивные» культурологи с их фетишизацией всего тускло-ординарного до сих пор свято запрещают творцам выхолить за рамки «пушкинского начала», подвергая нарушителей жестоким репрессиям. Его пример комфортен и зажигателен для любой посредственности, приступающей к творчеству. И кому как не Пушкину служить сегодня на своей родине официальным идеологическим эталоном, малейшее отступление от которого смерти подобно.
Реализм – это культ «человеческого», кружение по плоскости, запрет на эзотерическое и герметическое, отсутствие откровений. Пушкин – непревзойденная квинтэссенция реализма, в том числе и наиболее жутковатой его разновидности – «социалистического».
За Пушкиным не числится ни одного открытия – ни метафизического, ни интеллектуального, ни даже поэтического. Чуткое вслушивание во все подряд позволяло ему вдохновляться ежедневно, ежеминутно. Его волновала любая близлежащая мелочь, на которую он откликался как истинный мэтр реализма – без тени иронии.
Пушкин – классический образец творца, одержимого манией быть доступным решительно всем, а потому вынужденного напропалую лебезить и угодничать, настраиваясь на камертон своего суетливого и глуповатого окружения. Жесткая самоцензура не позволила ему хотя бы однажды вызвать недоумение современников. Из ребят пушкинского типа получаются всего лишь относительно квалифицированные функционеры. Завершение его поприща более чем закономерно. Посредственнейший редактор едва ли не скучнейшего в России журнала!
Ориентация на «пушкинское начало» – умышленное бегство от мифотворчества, причина измельчания и вырождения некогда золотой ситуации.
Диверсия против русскоязычного
При жизни Пушкин был заметен едва-едва. Вялый интерес к его личности поддерживался в основном за счет недалеких и досужих салонных девушек, которые тешились его юркостью, умением всюду поспевать, занятно балагурить и быть в курсе всего. Его держали за остроумного сплетника и недурного дилетанта. Отсутствие в его вполне ловких стишках и рассказиках повода для интеллектуальных усилий устраивало всех. Патриотов, не шибко разбиравшихся в европейских тонкостях, повергала в щенячий восторг его способность готовить из расхожих славянских слов блюда, по вкусу напоминавшие французские. Его лингвистическими фокусами козыряли как доказательством величия и могучести русского языка.
После смерти его мгновенно и заслуженно забыли, но уже чуть позже, когда Владимир Бенедиктов попытался вывести русскую поэзию из двумерности, придав ей вертикальную направленность, всполошилось бесчисленное и вездесущее масонство. «Не их» человек, игриво преодолев, казалось бы, непреодолимое, с беззаботностью и легкомыслием Матиаса Руста не только завладел умами, но и дерзнул переориентировать всю подконтрольную и поверженную в прах культуру. Оплошность повлекла решительные, энергичные меры. Срочно потребовался кумир на все времена. Масштабнее, даровитее и универсальнее чем Пушкин кандидатуры изобрести было невозможно.
Наследие «основоположника» сыграло роль бомбы замедленного действия В навязанной системе координат состязаться с Пушкиным бесполезно – слишком исчерпаны средства. Но «жизнь» требует человеческого материала, вовлекая в кастрирующую мясорубку «пушкинского начала» свежие толпы томимых духовной жаждой.
Реализм многолик, а потому коварен. Он шутя принимает любые обличия – от помпезно-вычурных до экстремистски-авангардных. Он грамотно мутит воду, используя для дезориентации обширный арсенал всевозможных «измов». Он – князь мира сего, способный прельстить всякого мечтающего приобщи пи я к «элите», и игра его беспроигрышна. Лучшие виртуозы воюют под его знаменами.
Боги вполне доступны. Но реалисты их не интересуют.
Путь к мифотворчеству
Творец и среда всегда однородны. Ставящий опыты на собачке исследует себя. Сфера «психологического» уютно замкнута. Хваткие и пронырливые демагоги приспособили ее под персональный рай. Элита же формируется из порыва к трансцендентному, из осознавших необходимость расстаться с теплой колыбелькой «разума».
Путь к мифотворчеству – это сражение, цель которого – победа над самим собой. Посвящение – необходимое условие первого шага. Оно предполагает разделение собственного я на божественное (творческое) и человеческое (личностное). Божественное способно обрести свободу лишь будучи выведенным из-под цензуры человеческого, которое требует немедленного и безжалостного уничтожения. Отныне иная, альтернативная реальность создается по прихоти богохудожника, богоартиста. Собственно, в отсутствии таковых и заключена едва ли не главная причина нынешней тотальной стагнации.
Увы, сегодняшним инфантилизированным «интеллектуалам» просто не под силу честно и непредвзято разобраться в истоках овладевшей массовым сознанием неудовлетворенности. Ни один из них даже не смекнул, что и космос, и вообще все-все стало совершенно не тем, чем было еще недавно, и все прежние метафизические ценности, включая самого Господа Бога, вдруг резко потеряли смысл. Утопая, они продолжают лихорадочно цепляться за последнюю призрачную соломинку, уверяя себя и окружающих в незыблемости и непреложности сущего, по инерции черпая вдохновение в формальной логике и иллюзии псевдоединства. А уж если прежние ориентиры из помощников превратились в нечто противоположное, то это значит, что мы находимся не на нуле, а где-то гораздо-гораздо ниже, чуть ли не на самом дне инфернальности, где все искажено и запутано настолько, что ни одно понятие не соответствует самому себе.
Рыцарь отправляется на бой с драконом, вдохновившись животворным посланием из несуществующего. Отважного мифотворца ожидают всамделишные, вагнеровские бездны. Посвящение, пришедшее от того, что не имеет отношения ни к чему, оборачивается трагедией необратимости. Отпившие божественного нектара не способны вписываться в оставшееся позади. Их земная участь плачевна.
«Творцы» и мифотворцы
Душевные позывы – строительный материал творца, реагирующего на окружающее, как крыса физиолога на внешние раздражители. Опутанному оковами «мировоззрения» живописцу икона не по зубам. Даже в наследии нафаршированного спонтанными предчувствиями Хлебникова нет ничего более масштабного, чем его насквозь промедиумиченная встречными и поперечными энергиями личность. Сумбурность помешала целостности. Погоня за «находками» вытеснила работу на результат.
Мифотворца отличает от любого гениального художника то же, чем истинный денди превосходит самого безукоризненного джентльмена. Между ними дистанция величиной в принципиально иное качество. Прекрасная Дама предлагает смертельные забавы, и только прижизненное самоуничтожение гарантирует неуязвимость.
Культура не лучшее помещение для богов. Благоприятнее, когда ее вовсе нет. Мифотворчество не самоутверждение, а совокупность поступков, совершенных в абсолютной независимости от чего бы то ни было. Мифотворец лишен настроения. Он не спешит облагодетельствовать человечество «проблемами». Ему безразличны «темы», потому что доступно все. Его прикосновение способно перевоплощать земное в метафизическое, реальное в несуществующее, банальное в божественное. Интриги небожителей незатейливы. Смертным, не знающим кайфической праздности, они даже напоминают знакомую суету. Но горничные просыпаются принцессами отнюдь не по желанию убогих «сочинителей».
Предтеча, стержень личного мифа, его безошибочный индикатор – индивидуальная идея. Если она есть, то обнаруживается мгновенно, с первого взгляда и легко формулируется. Придумать ее столь же невозможно, как выучиться на бога. Ее отсутствие – печать «пушкинского начала», превратившего планету в кладбище шедевров. Количество, не оплодотворенное позитивным импульсом, котируется не дороже грязи. Так называемый золотой век русского искусства создал изобилие, которое сегодня утратило всякое значение (поистине не все, что блестит, золото). Попытки ужаснуться и прервать затянувшуюся мистификацию забрезжили чуть позже, очередной раз подтвердив, что ценность и весомость эпохи определяется количеством мифотворцев.
Мифы серебряного века
Беспечные и праздные боги, не обременяя себя «отношением» к смертным, порой феноменально точны. Непревзойденный идеолог нордизма Игорь Северянин остался единственным, отмеченным поэтической короной. Его избрали автоматически, без конкуренции. Несмотря на вполне сносное качество письма многих российских авторов иных столь же безупречно ослепительных кандидатур на литературный престол не было. Сфантазированное им не предусматривало места для остального. Его наследия с лихвой хватило до конца истории. Секрет этой уникальной актуальности — в открытии идеологической закваски, превращающей занятия беллетристикой в мифотворчество. Испепеляющая эротика декаданса, аромат смерти и одиночества, утонченная роскошь модерна, знойная экзотика танго, причудливые извивы «упадничества», томительная нега вечного поиска девственности, брезгливое отношение к черни – воплощению скуки, серости, бескрылости, ординарности, верность мертвым возлюбленным, метафизический плюрализм с доминантой самообожествления, вакхическая праздность, изысканно-буржуазная надменность, эстетство, жеманная нежность экзальтированных девушек, опоэзивание грез и богемы, салонно-элитарная повседневность, культ отсутствующего, наивные ласки сексуально озабоченных детей, трепет и ажиотаж перманентной влюбленности, фаллический надрыв, сентиментальная ирония королей, утонченность ресторанных тайн и беспричинных истерик – вот те волшебные компоненты, из которых, обладая элементарными алхимическими навыками, легко приготовить эзотерический бульон. Их можно добавлять щедрой рукой, без боязни переборщить, по принципу каши маслом не испортишь. Избыточность, количественная и качественная, мифотворчеству не грозит. И даже наоборот – чем больше вложений, тем концентрированнее результат.
Футуристы и примыкающие к ним теоретики изрядно преуспели в дискредитации пушкинского начала, но их активность ограничивалась в основном сферой формотворчества. Ни у одного из них (за исключением, конечно же, Маяковского, который из упрямства взялся изобретать собственный велосипед) так и не хватило духа, воспользовавшись предложенным Северяниным ассортиментом, повернуть стрелку компаса из горизонтального положения в вертикальное.
Спасительная ориентация
Как любит повторять известный русский метафизик, кто умер, тот никогда не жил. Индивидуальное спасение – отнюдь не подвиг, а презренная коммерция. Перехитрить нечистую силу не так уж сложно. Дельцам и торговцам от магии, алхимии, астрологии это удается почти всегда. Но что толку. Параметры собственных возможностей всюду одинаковы – как «здесь», так и «там». Сымпровизировать Олимп на небольшом необитаемом острове – проще простого. Но каким бы распрекрасным он ни удался, безбрежность и необъятность окружающих стихий сведут на нет его эффективность.
В сущности, времени больше нет. Боги будущих поколений, скованные инфернальным заточением, уповают на героя-освободителя, восставшего против гипноза объективного рока, свободного от соблазна перед засасывающей трясиной диалога. Вот почему мы поставлены в ситуацию последнего, радикального выбора между всем и ничем. Не довольствоваться крохами, юродствуя в обожании «себя», а заняться делами, более подобающими мужчинам – завоеванием пространств, открытием далеких и новых горизонтов, покорением неведомых народов.
Миф и идеология – синонимы. Это означает, что любой поступок мифотворца тенденциозен, но антиутилитарен. Он направлен на приближение вселенской весны, лучи которой могут вспыхнуть только в последней обители духа – империи, где фокусируется коллективная воля к фантастическому. Здесь этично все, что убивает всякую, особенно обращенную в себя вопросительность.
Искусство принципиально антиинтеллигентно. Оно начинается с агрессии созидания, направленной против рефлексирующих «обличителей», описателей, «выразителей», чьи амбиции устремлены либо на «переосмысление» прошлого, либо на устранение конкурентов. Негативная, разрушительная активность несовместима с фундаментальными ценностями и глобальными метафизическими программами. Триумф господ невозможен без усмирения наглых и самоуверенных рабов. В конечном счете черви и насекомые могущественнее всех. Но стоит уничтожить среду, где они обитают, как они мгновенно безвозвратно исчезнут.
Реальность неумолимо и необратимо сжимается. В ней не может уместиться все, что угодно. Поэтому конец истории не обойдется без решающих выстрелов.