Сделаем привал возле одной из суздальских святынь, немного подкрепимся и порассуждаем на отвлеченные темы. Вчера случайно наткнулся на приглашение посетить просмотр фильма «Пришелец». Тот, что о Сосноре. Нашел в сети. Посмотрел. Фильм вполне грамотный, но тема лично у меня вызывает недоумение. Вот скажите – в чем фишка всей питерско-ленинградской поэтической школы 60-х – 70-х? От Бродского (как апофеоза) до кого угодно – называйте любую фамилию из известной обоймы. Вы поняли, что я имею в виду. Что они внесли в поэзию? Спрошу резче – имеют ли они вообще отношение к поэзии?

По мне – так вообще никакого. Прежде всего потому, что они никакие не поэты, а достаточно сносно овладевшие литературным мастерством графоманы (хотя и высокого пошиба, что не умаляет их графоманской природы) – причем, как все жертвы Маньки Величкиной, одержимые внушенным самим себе и друг другу комплексом собственной гениальности. Конечно, им не откажешь в старании, благодаря которому им  удалось создать цепкую круговую поруку и тем самым, подобно смерчу, втянуть в пространство своей зомбомифологии слишком много недалеких умов из образованцев – как их называл Александр Исаич.

По жизни я встречал тьмы и тьмы разных ищущих к кому бы примкнуть недотеп. Неудовлетворенных, совершенно справедливо считающих себя обделенными и поэтому желающих во что бы то ни стало доказать, что они не хуже других. Прежде всего в интеллектуальном смысле. Давайте разберемся, кого я имею в виду. Многие раньше или позже хотят быть умными. Причем не просто хочу все знать, а еще и сверх того. Типа чтобы выделяться. Но тут есть одна загвоздка. Умным – в смысле эрудированным (как сейчас принято) стать довольно просто. Тут все решает количество информации, которое твой мозг позволяет тебе в себя запихать. Но разбираться в том, что находится за пределами внешних очертаний вещей или явлений, а особенно во внутренней, глубинной основе различных проявлений сущего, увы, дано немногим избранным счастливчикам. Только истинных Поэтов от Бога высшие силы не только благословляют на творчество, но и дают им на вооружение выразительные средства из магического арсенала. А вот непоэтов от рождения никто не благословляет и ничем сверхъестественным не наделяет.

Беда в том, что многие непоэты категорически не хотят мириться со своим материальным, а не духовным происхождением (то есть с тем фактом, что они зачаты материей, а не духом). Поэтому они прилагают титанические усилия, чтобы обмануть окружающих – скрыть свое истинное – материальное происхождение и выдать себя за посланцев Духа. Они поступают просто – наводят тень на плетень и пудрят мозги. А дальше им не остается ничего, как воровать те выразительные средства, которыми их обделили. Поняв, что поэзия основана на метафорах и ассоциациях, они виртуозно, как наперсточники, жонглируют метафорами и ассоциациями. А чтобы никто не догадался, что их тексты не оплодотворены Святым Духом, они выбирают соответствующую аудиторию – состоящую из таких же, как они сами, людей низкого,  материального происхождения, которые от природы лишены дара чувствовать присутствие в повседневности мистического начала.

Набор связанных между собой ассоциаций – еще не поэзия, а всего лишь интеллектуальные экзерсисы, то есть полуфабрикаты. Чтобы слова стали поэзией, нужно, чтобы на текст сошел Святой Дух и оживил его Своим неземным, божественным дыханием. Без таинства такого Великого Сошествия любые слова останутся мертвыми – как бы автор ни пытался их оживить.

Впрочем, никто из тех, о ком я сейчас пишу, даже и не пытаются ничего оживлять. Они привыкли, что в их секте и так сойдет.

Пока прервемся и продолжим завтра. А пока пусть мертвые продолжают хоронить своих мертвецов.

4 октября     

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: