Зайдя в «ТВ-галерею», обозреватель «М-Э» стал свидетелем душераздирающего зрелища. Два знаменитых столичных перформансиста – Император Вава и Олег Мавроматти, стоя на коленях, специальными хирургическими иглами и нитками… зашивали друг другу рты. Облачены они были во врачебные халаты с резиновыми перчатками, что придавало акции ярко выраженный «садистско-медицинский» колорит.
После «операции» ее одновременно и исполнители, и «пациенты» взяли в руки колоду карт и стали играть в дурачка. Неизвестно, использовали ли они анестезию, но, судя по их состоянию, явно приближавшемуся к шоковому, боль они испытывали сверхчеловеческую. Проект назывался «Божий промысел» и сопровождался валявшимся при входе в галерею всамделишным трупом (очевидно, какого-то бомжа) и кусками развешанного по стенам тухлого мяса, источавшего с трудом переносимую вонь. Авторы перформанса называют себя «Сектой абсолютной любви» и пропагандируют искусство, за которое художник нес бы перед зрителем реальную ответственность, то есть расплачивался за него собственной жизнью или на худой конец здоровьем. Всю же прочую «художественную продукцию» члены «секты» относят не более чем к салонным забавам буржуазии, а ее ничем не рискующих создателей считают кем-то вроде лакеев, обслуживающих разнокалиберную сытую и праздную сволочь. Словом, как обратились участники мистерии к своим коллегам в раздаваемом журналистам буклете, «если тебе нечего сказать, зашей себе рот и передай иглу другому».
•
Однако страстный и подкрепленный прямым действием призыв г-д Мавроматти и Вавы явно не повлиял на вечное и неистребимое стремление публики к «хлебу и зрелищам». В салоне «У башни» (имеется в виду телебашня в Останкине) целых четыре часа подряд «держал» аудиторию несравненный Вилли Токарев, чей репертуар успел радикально обновиться со времен его предыдущего «наезда» на Москву. Теперь он исполняет не одну только «приблатненную лирику», но и песни гражданско-патриотического звучания, и философские романсы, и даже оперные партии. Единение певца и боготворящего его народа достигло точки кипения. Море цветов, нескончаемые овации, непроизвольные выбегания на сцену с поцелуями, объятия, рукопожатия и все прочее. После продлившегося до полуночи фуршета, организованного хозяйкой салона Тамарой Павловой, продолжить общение с кумиром жен российских политических лидеров по меньшей мере пяти поколений решили в «самом дешевом в Европе и самом дорогом в Москве» китайском ресторане «Золотой дракон».
Явлению г-на Токарева столичному бомонду предшествовал пресс-фуршет в Доме Ханжонкова по поводу предстоящих съемок фильма с его участием «Прощай, Нью-Йорк». Перед приглашенными журналистами выступили автор идеи и инициатор проекта режиссер Владислав Чеботарев, спонсор-инвестор съемок Галина Разина, предполагаемые авторы сценария Аркадий Ваксберг и его ослепительная дочь, телеведущая Наталья Дарьялова, исполнительница одной из главных ролей Ксения Качалина, а также директор Центра национальных кинематографий Расим Дарьях—заде. Пировавшие за общим столом хозяева и гости не скупились на взаимные комплименты и выражали уверенность в том, что будущий фильм побьет все рекорды посещаемости и принесет неслыханную прибыль, гарантией чего служит «звездный» состав его создателей. Г-н Токарев буквально сиял от счастья, говоря о г-же Разиной, что «у него никогда в жизни не было столь энергичного, деликатного и пробивного импресарио». Шампанское лилось рекой в буквальном смысле – уборщицы то и дело были вынуждены вытирать пол швабрами.
•
И все же по «бомондовости» ключевым событием минувшей недели стал прием в московском отеле «Марко Поло» по случаю вернисажа живописца Людмилы Попенко и фотохудожника Владимира Дулова. Не имея информации, в каких отношениях находятся между собой оба автора и не желая вникать в связавшую их тайну бытия, обозреватель «М-Э» тем не менее с удовольствием констатирует как эстетическую, так и коммерческую плодотворность образовавшегося «союза двух сердец». Суть же их совместной «производственной деятельности» в том, что г-н Дулов запечатлевает г-жу Попенко в качестве фотомодели в стиле ретро эпохи «модерна» на фотографиях, стилизованных под дагерротипы, а г-жа Попенко тут же переносит собственные «позы» на холсты, придавая им облик картин «а ля Рустам Хамдамов». Еще г-жа Попенко славится экстравагантными нарядами (одна из курирующих ее кутюрье Катя Филиппова присутствовала на торжестве), появляясь в обществе то в более чем прозрачных платьях, то в интимных кружевных трусиках, то в «шляпах с траурными перьями».
Внимание видавших виды представителей прессы было в основном сосредоточено непосредственно на фирме с безупречной международной репутацией «Марко Поло», представляющей сеть первоклассных гостиниц, разбросанных по всей планете и в том числе по СНГ. В Москве они облюбовали под «перепрофилирование» здание бывшей гостиницы обкома КПСС на Патриарших прудах, пригласив в «совладельцы» столичную мэрию и администрацию Московской области. К сожалению, глава российского представительства фирмы г-н Фолкер Линднер (переброшенный в Москву аж из Африки) по-русски не говорил, и обозревателя «М-Э» буквально засыпали информацией дамы из его «свиты» – прежде всего как бы «второй человек после него» изысканная «царица бала» Галина Клыпина, а также вице-президент не то фирмы, не то художественной галереи «Фарго» Марина Коротаева, которая с очаровательной ненавязчивостью посвящала обозревателя «М-Э» в специфику деятельности руководимого ею «подразделения». Из вполне великосветской беседы выяснилось, что нынешняя высокая презентация все же проходит под эгидой «Фарго» – компании, владеющей бутиками и помещениями в самых престижных московских гостиницах, где выставляемый товар долго не залеживается.
Затем обозревателя «М-Э» доверительно провели по некоторым помещениям отеля. Из импровизированной экскурсии он вынес твердую решимость, что, разбогатев, он непременно предпочтет остаток своих дней провести на манер занимавшего номера лучших европейских гостиниц аристократа Владимира Набокова именно в одном из апартаментов московского «Марко Поло», а не где-нибудь на Капри, как какой-нибудь там пролетарский писатель Максим Горький.
•
Успел заскочить ваш покорный слуга еще на несколько вернисажей. В новом офисном центре на углу Садового кольца и Цветного бульвара третий этаж занимает представительство американского Центра Карнеги – организации, занимающейся изысканиями в области политологии. У них есть просторный конференц-зал, который они решили использовать как выставочный. Первым приглянувшимся им художником оказался старый знакомый обозревателя «М-Э» Сергей Наумов, начинавший свое творческое поприще еще в начале 80-х годов в Битцевском лесопарке, на тамошних субботне-воскресных экспозициях под открытым небом. Г-н Наумов, видимо, привлек внимание американских спонсоров широко используемой им и так модной сегодня в США «индейской» символикой. Правда, фуршет не обошелся без накладок – при фантастическом изобилии водки мгновенно закончилась закуска. Однако наиболее поднаторевшие тусовщики быстро нашли выход. Прошлись по незапертым кабинетам Московского центра Карнеги и основательно покопались в холодильниках его сотрудников. В результате отыскалась кое-какая колбаска.
•
В Музее-квартире Андрея Белого на Арбате владельцы галереи «Эстетик» и коллекционеры современного искусства Виктор и Сергей Половы (отец и сын) устроили вернисаж своего протеже Александра Веревочкина, согласно их утверждению, «художника, совместившего в себе гениальность Паганини и Дали». Ни больше ни меньше. Из восторженных речей искусствоведов выяснилось, что сам виновник торжества в настоящее время находится в самолете на пути в Вену и поэтому застолье состоится без его участия. Среди некоторой части приглашенных возникло было предположение, что поскольку г-н Веревочкин не присутствовал ни на одном из своих многочисленных вернисажей и вообще его никто никогда живьем не видел, то не является ли его существование мистификацией г-н Поповых, собравших более тысячи экспрессионистических холстов, выполненных в одной манере и подписанных неким таинственным Веревочкиным. Однако после того, как ближе к ночи часть гостей переместилась с целью «продолжить мероприятие» на квартиру г-д Поповых, неожиданно раздался звонок в дверь, и на пороге появился растерянный г-н Веревочкин, который, как оказалось, по природной российской доверчивости связался с каким-то туристическим агентством, вызвавшимся без хлопот и мгновенно оформить ему загранпаспорт. Документ, конечно же, оказался, «левым», и г-на Веревочкина не пустили дальше пограничного контроля.
«Гульбарий» по поводу г-на Веревочкина продолжался дней пять и завершился лихой попойкой с участием чуть ли не половины редакции «М-Э» опять же на квартире хлебосольных г-д Поповых, младший из которых, Сергей, не переставал доставать выпивавших прогнозами, что «именно г-ну Веревочкйну, а не кучке самопроизведенных в гении аферистов суждено стать властителями дум грядущего века».
К чести г-д Поповых, собранную ими коллекцию пока еще мало «раскрученных» художников 90-х годов присутствовавшие культурологи оценили более чем высоко, поскольку, по словам одного из участников застолья – искусствоведа номер один в области актуального искусства Сергея Кускова, «в будущем столетии непременно произойдет возврат к живописности, что удивительно тонко предчувствуют отец и сын Поповы, делающие ставку именно на колористическую выразительность собрания».
•
Завершилась неделя для обозревателя «М-Э» вернисажем в Третьяковской галерее Владимира Яковлева – художника легендарной и трагической судьбы. Один из бесспорных лидеров современного отечественного авангарда, он, как и его товарищи – Анатолий Зверев, Александр Харитонов, Дмитрий Плавинский и другие «нонконформисты», начал свое творческое поприще в конце пятидесятых годов. Из-за конфликтов в семье, осложненных умственной неполноценностью и перешедшей в слепоту близорукостью, он лишился квартиры и прописки и на всю оставшуюся жизнь был помещен в психлечебницу, где «благополучно» и пребывает по сей день.
У входа обозревателя «М-Э» встретила одна из кураторов выставки – Татьяна Вендельштейн, чуть ли не набросившаяся на него с кулаками.
– Не вздумайте здесь выискивать «фальшаки»! У нас висят исключительно подлинники, прошедшие авторитетнейшую международную атрибутацию! – вопила известнейшая из культурологов современности, чьи эмоции, по всей вероятности, были вызваны недоумением некоторых искусствоведов по поводу того, что г-н Яковлев лежит себе в дурдоме, практически ничего не рисует из-за хронической недееспособности, а тем временем количество его работ, выставляемых на продажу, с каждым днем увеличивается в геометрической прогрессии.
На недоуменные обращения обозревателя «М-Э» к организаторам вернисажа по поводу того, что, мол, отчего же при столь высоком «наваре» от продажи яковлевских работ не нашлось жалких ста тысяч рублей для доставки «туда и обратно» пребывающего в психушке гениального художника, спонсоры и культурологи «международного масштаба» предпочли отмолчаться. И только куратор выставки со стороны Фонда Малевича Виталий Пацюков в интервью автору этих строк осторожно заметил, что «в экспозицию включены преимущественно ранние произведения художника, представленные ведущими коллекционерами всего мира», после чего ничего не смыслящему в искусстве обозревателю «М-Э» оставалось из-за отсутствия традиционного фуршета погрузить собственное тело в такси и приехать в родную редакцию, где отмечались сразу два дня рождения – нашего обозревателя Алексея Перфильева и руководителя рекламным отделом Марины Король. Теплая и дружеско-интимная атмосфера застолья лишний раз утвердила вашего покорного слугу в убеждении, что как в гостях ни хорошо, а в родных стенах все равно пьется лучше.
«Мегаполис-Экспресс» № 46 от 22 ноября 1995 года