Выбрав гостиницу «Славянская» местом проведения учредительного съезда Российского еврейского конгресса, его «крестные отцы» продемонстрировали демократичность намерений и завидную широту взглядов, призванных, по их замыслу, отличать новую общественную организацию, членами которой отныне смогут стать даже православные христиане. Единственное условие вступления – национальная принадлежность. Подтвердить свое «российское еврейство» поспешили многочисленные гости мероприятия. Среди них обозреватель «М-Э» заметил Геннадия Хазанова, Александра Гельмана, Марка Розовского, Михаила Мишина, Аркадия Инина, Игоря Квашу и других известных деятелей (многие из них, правда, предпочли пропустить официальную часть и явились только на итоговый банкет). Центральным событием стала пламенная программная речь мэра Юрия Лужкова, где он сообщил о проделанной им работе не только по предотвращению выезда московских евреев в Израиль, но и возвращению тех, кому не удалось обрести счастье на исторической родине. В свою очередь посол Израиля в Москве г-жа Ализа Шенар мягко намекнула на несколько противоположные задачи ее правительства. Помирил обе стороны главный раввин земли обетованной Элияху Бакши—Дорон, признавший за всеми своими соплеменниками право жить там, где кому нравится. Мирная череда приветствий в адрес собравшихся от первых лиц планеты изредка прерывалась периодическими приглашениями в банкетный зал для организованного приема пищи. Среди блюд, конечно же, преобладала фаршированная рыба и чечевичная похлебка. Выступавшие единодушно призывали положить конец распрям в шумном еврейском доме и объяснялись в любви к «русским березам» и лично г-ну Лужкову. Избрание президентом Российского еврейского конгресса банкира Владимира Гусинского, по всей вероятности, означает переворот в политике финансирования еврейских общин и организаций в России. Если раньше основным источником поступления средств оставались Израиль и США, то отныне бремя расходов частично разделят с ними и «новые русские». В благодарственном слове г-н Гусинский торжественно провозгласил, что с антисемитизмом на государственном уровне в сегодняшней России покончено, хотя некоторые должностные лица, к сожалению, все еще продолжают упорствовать в его проявлении.
Растроганный воцарившимся на съезде согласием, обозреватель «М-Э» обратился за комментариями к главному редактору «Международной еврейской газеты» Матвею Гейзеру, который посетовал, что не видит среди приглашенных практически ни одного из живущих в России видных представителей еврейской интеллигенции, внесших вклад в еврейскую культуру и борьбу с антисемитизмом. Например, автора романа «Тяжелый песок» Анатолия Рыбакова, публициста Александра Борщаговского, правозащитника Ефима Гохберга, писателей Арона Вергилиса и Самуила Гордона, поныне здравствующую актрису театра Соломона Михоэлса Марию Котлярову, чьи законные места оказались . занятыми все той же обоймой из примелькавшихся участников многочисленных бутафорских «еврейских фестивалей» – людей, бесспорно, талантливых и популярных, но не имеющих ни малейшего отношения к национальному мироощущению, которое, увы, может сформироваться только в синагоге, а не на концертах записных юмористов.
•
Вдоволь насладившись еврейской кухней, обозреватель «М-Э» отправился в галерею «Дар», куда его пригласили «на галушки». Московская художница украинского происхождения Тамара Святенко устраивала для культурной общественности столицы пир. На фоне ее «наивных» холстов, изображающих девчат с парубками, избы с плетнями, петухов и подсолнухи, был установлен безразмерный стол, на который поочередно выставлялись и вываливались различные блюда и напитки. Здесь обозреватель «М-Э» вынужден на время замолчать из-за ограниченности выразительных средств и призвать на помощь слова и образы, позаимствованные у одного из своих гениальных предшественников – Николая Васильевича Гоголя: «Появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки – это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия кухни – пирог с головизною, куда вошли хрящ и щеки девятипудового осетра, другой пирог – с груздями, пряженцы, маслянцы, взваренцы… «Не могу!» – сказал Чичиков. «Вы попробуйте да потом скажете: не могу». «Не взойдет, нет места». «Да ведь и в церкви не было места. Взошел городничий – нашлось. А была такая давка, что и яблоку негде было упасть. Вы только попробуйте: этот кусок – тот же городничий». Попробовал Чичиков – действительно, кусок был вроде городничего. Нашлось ему место, а казалось, ничего нельзя было поместить».
Судя по приведенному описанию, г-ну Гоголю не иначе как довелось побывать на вернисаже г-жи Святенко. Обозреватель «М-Э» одних вынесенных в зал «домашних» настоек успел насчитать штук пятьдесят, прежде чем начал сбиваться и не потерял уверенность, что к одному и тому же напитку не приложился дважды. Наступила ночь, а конца ассортименту не предвиделось. Из бог весть каких кладовых извлекались подносы с грудами еды и многолитровые емкости, содержимое которых благоухало ароматами всех известных науке полевых трав. У дам трещали туалеты, мужчины то и дело перестегивали ремни, отпуская их на несколько отверстий. Во избежание заворота кишок обозреватель «М-Э», превозмогая соблазн, с трудом оторвался от пищевого конвейера и покинул одержимую грехом чревоугодия галерею.
•
Отведав даров хлебосольной Украины, обозреватель «М-Э» перенесся в Японию, фрагмент которой воспроизвели в Музее Востока члены клуба «Бонсай» при Главном ботаническом саде Российской Академии наук. При поддержке японского посольства они показали несколько десятков миниатюрных деревьев, выращенных отечественными умельцами. За бокалом шампанского обозревателя «М-Э» посвятили в некоторые секреты древнего и благородного искусства. Оказывается, проблем с выбором вида растения не существует, поскольку их около четырехсот. У себя в комнате можно держать и сосны, и дубы, и клены с липами. Особого мастерства тоже не требуется, главное – терпение. Над некоторыми экземплярами приходится колдовать несколько десятилетий, прежде чем они примут эстетически безупречный облик. Так что тому, у кого есть в запасе «лишнее» время и он не знает, как его потратить, можно посоветовать заняться бонсаизмом.
•
И наконец в литературном салоне «Классики XXI века» с творческим отчетом выступил перед теплой компанией своих поклонников обоих полов поэт Борис Гайнутдинов. Началась встреча, как водится, с буфета, где теперь, кроме банальных бутербродов, можно закусывать еще и аппетитными пельменями домашнего изготовления. Пока «загружались», оказалось, что виновник торжества уже успел закончить художественную часть и, взяв гитару, присоединился к общему застолью, с блеском исполнив попурри из латиноамериканских песен, после чего расчувствовавшийся хозяин салона Руслан Элинин признался обозревателю «М-Э», что стихи г-на Гайнутдинова настолько нежны, интимны и искренни, что даже ему, человеку, изнасилованному поэзией и ее создателями, хочется выучить их наизусть, чтобы бесконечно читать любимым девушкам.
К сожалению, легкое недомогание не позволило обозревателю «М-Э» встретить Старый Новый год вне домашних стен, что, быть может, несколько повлияло на «плотность» сегодняшнего обзора, но нисколько не снизило стремление вашего покорного слуги к дальнейшим поискам впечатлений.
«Мегаполис-Экспресс» № 2 от 17 января 1996 года