Luci_Misha

Вселенная историй и ее кураторы

Впервые напечатано в каталоге юбилейной выставки

Галерея ArtStory отмечает годовщину своей деятельности показом уникальной коллекции, которую заботливо и скрупулезно в течение нескольких лет формировали владельцы галереи – Люсинэ Петросян и Михаил Опенгейм. Собственно, «критическая масса» скопившихся у обоих энтузиастов шедевров и привела их к решению объединить усилия и создать свой собственный исследовательский центр. Материала стало так много, а его качество оказалось настолько высоким, что настало время структурировать собрание и вписать его в культурное пространство Москвы.

Не секрет, что процесс коллекционирования искусства предполагает неизбежное восхождение к вершинам искусствознания. Даже если начать собирать при нулевом знании матчасти, руководствуясь исключительно интуицией или принципом «нравится – не нравится», все равно где-то через год общения с бесконечными школами, стилями, техниками и направлениями вчерашний неофит вполне может претендовать как минимум на докторскую степень. Недаром все последователи Третьякова, Щукина и Морозова, приобщавшиеся к искусству на практике – с помощью непосредственного общения и прямого диалога с проходящей через их руки бесконечной чередой исходного материала, обладали куда большей компетенцией в своей области, чем самые авторитетные теоретики – авторы фундаментальных диссертаций и монографий, написанных по впечатлениям, полученным во время посещения музеев и просмотра альбомов с репродукциями. В самом деле, кто способен глубже проникнуть в суть произведения, чем одержимый страстью коллекционирования энтузиаст, который круглосуточно обитает под одной крышей с самыми отборными, изысканными плодами вдохновения классиков и гениев.

Все сказанное относится и к создателям ArtStory. Люсинэ Петросян и Михаилу Опенгейму без всякой натяжки удалось собрать более чем репрезентативную коллекцию, где каждый образец представляет собой квинтэссенцию, лицо, икону того или иного направления. А каталог их поистине необъятного детища, да еще снабженный научными комментариями, видится как будущий учебник по философии искусства, а заодно и по его анатомии – ведь экспонаты подобраны так, что собрание в целом предельно точно отражает весь срез сегодняшних художественных трендов – причем без всяких отклонений как в кондовый натурализм, так и в нарочитую заумь дурно понятого «авангарда». Поневоле возникает желание составить на основе бесценного материала своего рода таблицу Менделеева или периодическую систему искусства, где произведения были бы расположены по принципу взаимодействия друг с другом, что позволило бы выявить зависимость каждой работы от предшествовавших и одновременно определить ее влияние на все, что появлялось позднее. Именно собрания такого масштаба, как то, что послужило строительным материалом для ArtStory, позволяют восстановить подлинную связь времен, а точнее — понять место, значение и роль отдельно взятого художника в едином космосе большого искусства.

Люсинэ Петросян и Михаил Опенгейм, думая над названием для своего детища, исходили из того, что всю ретроспективу культуры (как мировой, так и региональной), ее бэкграунд проще всего сравнить с матрешкой, состоящей из вложенных друг в друга историй. Или с бесконечной ниткой, на которую нанизано несметное количество бусин. Или с пазлом размером со вселенную, каждый фрагмент которого внес свой вклад в общую мистерию сотворения альтернативной, фантастической реальности. Все истории – масштабные или крошечные, судьбоносные или частные, яркие или незатейливые, но всегда рассказывающие об участниках и деталях художественного процесса – авторах и их творениях, органично перетекают одна в другую, дополняя и развивая общий контекст. И если вдруг случается, что по логике повествования и продвижения вглубь неожиданно обнаруживается эстетическая пустота, то приходится отправляться на поиски того, что должно быть на ее месте. Потому что многослойная материя творчества исключает любые белые пятна. Вакуум означает только то, что где-то существует новое, еще не открытое имя – и задача куратора как можно скорее его отыскать и вставить в вакантную ячейку.

Наличие собственной, уникальной концепции позволило коллективу ArtStory всего за год существования стать полноценной творческой лабораторией, где изучают, анализируя и синтезируя, единое художественное пространство, чтобы приобщиться к чуду его возникновения. Кто, как не коллекционер, призван находиться на переднем крае реальности. На черте, за которой начинается Иное – непознанное, но увиденное Художником. Такова уж миссия собирателей и хранителей искусства – раньше всех видеть и чувствовать то, что пока скрыто от подавляющего большинства, первыми ощущать дрожь мироздания и толчки земной коры, понимать только-только формирующиеся языки. Иначе и быть не может, потому что сначала появлялись коллекции, которые иной раз и освистывали – и только спустя годы лучшие умы убеждались, что Щукины и Морозовы были правы, убеждая нас в том, что время давно ушло далеко вперед, а все мы безнадежно отстали.

Было бы непростительной банальностью перечислять имена художников, составляющих ауру ArtStory – они и без того у всех на слуху. Назовите любого из самых талантливых наших современников, лучшего из лучших – и вы наверняка увидите его работу в юбилейной экспозиции. Все вместе они – армия искусства, где есть и офицеры, и рядовые, и даже верховное командование.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: