Существует мировое искусство. Каждая страна, типа нация, континент или этнос на определенном историческом этапе вносят в него свой вклад.
Россия внесла в мировое искусство запредельный по ценности и значимости вклад – икону.
С вкладом такого масштаба не сравнятся ни пирамиды, ни остальные чудеса света.
Казалось бы, с лихвой достаточно для одного народа.
Но Россия пошла дальше. Она идеологически оформила такое непревзойденное явление как серебряный век.
Тут просто туши свет – потому что русский серебряный век вообще не укладывается ни в какие параметры.
Собственно серебряный век полностью, продуктивно, во всей полноте состоялся-воплотился-проявился только в России.
Идеальное подтверждение и доказательство – Русская Революция как его итог.
Казалось бы, вполне достаточно, чтобы почувствовать свою национальную состоятельность.
Блин, как же я счастлив, что Господь подарил мне счастье общаться с последними представителями серебряного века. Самая главная удача моей жизни и биографии.
Однако между иконой и серебряным веком Россия если и обогащала человечество открытиями мирового и национального масштаба и значения, то только не в изобразительном искусстве.
Гордиться Шишкиным и Айвазовским – стыдно. Все равно, что гордиться Шиловым.
У России есть миллион других, настоящих поводов и имен для гордости.
Третьяковка, к сожалению, задумывалась и всегда оставалась политическим феноменом – как все всегда в России – формой купеческого мелкобуржуазного «протеста».
Тому, на что ставил Третьяков, увы, было не суждено становиться событиями мирового масштаба.
Все случилось позже, вопреки замыслу собирателя – и то в отраженном свете.
Не Третьяковым, а Морозовым и Щукиным надо гордиться России.
Хотя я не взял бы на себя смелость умалить вклад Третьякова – ведь в его галерее сегодня можно увидеть столько волшебного серебряного века. Так уж распорядилась судьба вопреки замыслу основателя.