12 января

Существует мировое искусство. Каждая страна, типа нация, континент или этнос на определенном историческом этапе вносят в него свой вклад.

Россия внесла в мировое искусство запредельный по ценности и значимости вклад – икону.

С вкладом такого масштаба не сравнятся ни пирамиды, ни остальные чудеса света.

Казалось бы, с лихвой достаточно для одного народа.

Но Россия пошла дальше. Она идеологически оформила такое непревзойденное явление как серебряный век.

Тут просто туши свет – потому что русский серебряный век вообще не укладывается ни в какие параметры.

Собственно серебряный век полностью, продуктивно, во всей полноте состоялся-воплотился-проявился только в России.

Идеальное подтверждение и доказательство – Русская Революция как его итог.

Казалось бы, вполне достаточно, чтобы почувствовать свою национальную состоятельность.

Блин, как же я счастлив, что Господь подарил мне счастье общаться с последними представителями серебряного века. Самая главная удача моей жизни и биографии.

Однако между иконой и серебряным веком Россия если и обогащала человечество открытиями мирового и национального масштаба и значения, то только не в изобразительном искусстве.

Гордиться Шишкиным и Айвазовским – стыдно. Все равно, что гордиться Шиловым.

У России есть миллион других, настоящих поводов и имен для гордости.

Третьяковка, к сожалению, задумывалась и всегда оставалась политическим феноменом – как все всегда в России – формой купеческого мелкобуржуазного «протеста».

Тому, на что ставил Третьяков, увы, было не суждено становиться событиями мирового масштаба.

Все случилось позже, вопреки замыслу собирателя – и то в отраженном свете.

Не Третьяковым, а Морозовым и Щукиным надо гордиться России.

Хотя я не взял бы на себя смелость умалить вклад Третьякова – ведь в его галерее сегодня можно увидеть столько волшебного серебряного века. Так уж распорядилась судьба вопреки замыслу основателя.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: