Через картины Дмитрия Сухова мы попадаем в явно «нездешнюю» реальность, вызывающую множество ассоциаций – от отблесков детских снов после обмена страшилками или наоборот – сказками про добрых и злых волшебников до так модных сегодня погружений в хтонические эксперименты типа прогулок по астралу или попыток вступить в контакт со светлыми или еще Бог знает какими потусторонними сущностями. С помощью своих магических пространств художник сразу же приглашает нас отважиться пообщаться с невидимым и неслышимым, но отчетливо ощущаемым. Таким образом мы сталкиваемся с искусством именно инициатическим, которое возносит профанов на более высокий уровень знаний об окружающем нас мироздании, а людям продвинутым в духовном отношении дарит удовольствие от очередной встречи с тайной. Автор же работ при этом отводит себе роль Вергилия, в свое время поработавшего сталкером у известного путешественника по загробным городам и странам. В самом деле, кто как не Поэт (в нашем случае Художник) способен провести для любителей острых ощущений романтиков познавательную экскурсию по непроложенным тропинкам несуществуюших, потенциальных территорий.
С первых ощущений мы не можем разобраться, где мы и что происходит. Вокруг слишком много такого, с чем мы никогда не сталкивались. Типичное фантастическое бытие, не имеющее никаких точек соприкосновения с привычными для нас приметами и ландшафтами. То ли игра нашего воображения, то ли ловушка, в которую мы угодили неизвестно на какое количество времени. Хотя стоит напомнить, что в беспредметном повествовании Дмитрия Сухова время как таковое полностью отсутствует – как собственно его нет в любом «абстрактном» проекте. Самое сложное, что в распространяющемся во все стороны бесконечном пространстве нет ни одного ориентира, который указал бы на что-то типа пути. Сплошная застывшая метафизика.
К тому же принявший правила игры зритель внезапно обнаруживает, что куда-то исчезла опора под ногами, а вместе с ней и привычное притяжение земли. Постепенно к нам приходит осознание, что мы сами больше не физические тела с пятью органами чувств, а что-то вроде парящих в воздухе левитирующих ощущений – к тому же полностью слившихся с фосфоресцирующим космосом Дмитрия Сухова.
Зато цель художника достигнута. Освоившись, мы начинам различать некие всполохи, прорезающие темноту и озаряющие сумерки нашего сознания. Вообще Дмитрий Сухов мастерски улавливает пограничные состояния между дневной активностью и ночным оцепенением. Одна из его излюбленных тем – противостояние всевластия лунных потоков и нервных попыток солнечных лучей доминировать там, где сила их энергий не безгранична. Художник обладает даром совершать и запечатлевать противоположные процессы – уплотнять и одновременно растворять в сфере Духа, «дематериализовывать» (если так можно было бы выразиться о бесплотных субстанциях) различные проявления того, что принято называть эмоциями (увы, в магических живописных измерениях Дмитрия Сухова приходится прибегать к привычным синонимам неопределимых понятий). Мы изумляемся, наблюдая, как непроглядная и всепобеждающая Бездна не спеша, но отчетливо проявляет себя в причудливой игре зарниц – тем самым слегка приоткрывая для нас завесу и позволяя стать свидетелями и очевидцами предвечной и неразрушимой основы замысла – авторской сверхзадачи.
Проницательные участники эксперимента скорее всего уже поняли, что Дмитрий Сухов привел нас в свою творческую лабораторию, чтобы мы стали свидетелями таинства сотворения очередной реальности, а точнее – преображения цвета в Свет (категорию, достойную, чтобы ее написать с заглавной буквы). Художник вполне откровенен и ничего не скрывает. Даже наоборот – считает, что рано или поздно то же самое придется проделать каждому – как только он окажется лицом к лицу перед пустотой Великой Неизвестности. Так что учитесь, пока не поздно.
Из всех материалов предпочтительнее всего выбрать три компонента – абсолютную пустоту (как строительную площадку), собственную фантазию и – цвет. А дальше начинаются алхимические метаморфозы, или проще говоря – волшебство. И тут самое время обратить внимание на особое значение для Дмитрия работы с черными полями и оттенками. Их символика олицетворяет присутствие в сюжете некоего ключевого, основного компонента, наполняющего происходящее содержанием. Речь идет о черном как об абстракции, предельно сгущенной до своей квинтэссенции и ставшей мистической, сакральной закваской, помещенной в абстрактную же стихию. Примерно тот же прием использовал Малевич, закинувший свой Квадрат в энергетическое поле авангардной запредельности и тем самым резко повысив градус ее одухотворенности.
И тут важно отметить, что Дмитрий Сухов пошел дальше. Он сумел наделить свойствами алхимической закваски своих абстракций не только их черную основу, но и всю красочную палитру, тем самым придав каждому цвету безграничный магический потенциал и распространив принцип сакральности на все свои последующие эксперименты с пространствами.
Как вы поняли, на пути от цвета к Свету невозможно избежать прохождения сквозь космический мрак, который придется преодолеть. Для непосвященных таинство превращения (точнее – преосуществления) тьмы в свет – всего лишь оптическая повседневность. На самом деле происходящее в силу своей важности относится к категории чуда и предполагает наличие особого мистического дара – умения управлять метафизикой борьбы темного и светлого начал во всем разнообразии трактовок, контрастов и конфликтов, наслаждаться самой возможностью реальной, а не иллюзорной обратимости черного в белое, зла в добро, смаковать тонкости и нюансы таинства одухотворения материи.
Излишне говорить, что в магической системе Дмитрия Сухова категории «темное» и «светлое» трактуются максимально широко – в зависимости от диапазона цветовой палитры автора. Для художника не существует запретов, тормозов и ограничений. Ему известно, что даже если в азарте творчества что-то исчезает, то все равно его аура какое-то время продолжает сохранять очертания. Холсты Дмитрия фиксируют, аккумулируя в своих свечениях, череду волшебных изменений светоносных полей. Мы видим процесс уничтожения одной магии другой, когда побеждающий слой или уровень питается плотью исчезающего. Перед нами своего рода пищевая цепочка, необходимая для поддержания мистерии обретения нового качества. Энергии множатся, усиливаются, приближая результат – встречу искателей острых ощущений с желанным метафизическим взрывом и возникновением всё новых и новых сакральных вселенных Дмитрия Сухова.