Марина1

Гламур в разрезе, или Анатомия китча

Текст буклета-анонса к персональной выставке в галерее «Склиф»

При погружении в творчество Марины Мариз было бы весьма опрометчивым идти на поводу у первых пришедших в голову «ассоциаций». Уж слишком амбиционные – особенно в контексте сегодняшней «эпохи сбора урожая» – задачи ставит перед собой художник. Во-первых, окончательно стереть границы не только между массовым и элитарным, высоким и низким, классиками и «дилетантами». Во-вторых, автор призывает зрителя собраться с духом и раз и навсегда оборвать внутреннюю связь со всей сложившейся за тысячелетия общепринятой иерархией, сосредоточившись исключительно на духовно-эстетическом результате, к которому сегодня пришло все мировое искусство.

Как известно, с «земной», «человеческой» точки зрения, именно гламур считается венцом, пиком, вершиной, апогеем развития европейской цивилизации (которую принято называть обществом потребления). Шаг в сторону от гламура означает шаг в сторону варварства, мракобесия, торжества быдла, хамства и гопоты. Не удивительно, что, размышляя над пространством своего творческого бытия, Марина Мариз остановилась именно на земном рае с его роскошью и вечным торжеством гедонизма. А как могло быть иначе? Ведь высшее предназначение (и соответственно мечта) цивилизованного человека – прожить отпущенную Богом жизнь изящно, стильно, эффектно, комфортно, без негативных эмоций и в полной материальной пресыщенности. Да и согласно замыслу Создателя наши желания и в самом деле обязаны удовлетворяться в момент их возникновения – и ни мгновением позже! И иного не дано.

В биографии любого автора, работающего в эстетике гламура (особенно в его «демократической», а следовательно итоговой разновидности – пин-апе), рано или поздно наступает день, когда он к своему изумлению отчетливо осознает, что перешел рамки, за которыми кончается гармония таблицы Менделеева и начинается хаос неадекватного и неуправляемого китча. Кто-то в ужасе бросает кисть и отступает. Те, кто посмелее, продолжают рефлексировать в паутине компромиссов, чем вызывают негативную реакцию со стороны коллег. Мол, опустились до пошлятины!

Марина Мариз – единственная, кто сумела не угодить в расставленную ловушку. Счастливая, избранная, она просто-напросто не придала значения самому факту «перехода границы» и как ни в чем не бывало продолжает свое путешествие по Зазеркалью – как обратной стороне общепринятого (или традиции). Она смотрит на реальность из некоего стотысячного измерения – оттуда, где сбылись мечты всех рвавшихся к истине, и демонстрирует то, что предстало перед их посвященным, умудренно-потусторонним взором.

С точки зрения вечности, между фаюмскими энкаустиками, византийскими иконами, южнорусскими парсунами, светским европейским портретом, народным лубком и американскими пин-апами нет никакой разницы. Ведь времени в метафизическом смысле не существует, поэтому нам изначально не дано знать, кто у кого заимствовал темы – Бетховен у Леннона и Маккартни или наоборот. Важно только одно – что победило. Если изображение, подобно всемирному аккумулятору, вместило в себя опыт всех предшествующих цивилизаций и художественных школ – значит, оно стало ни больше, ни меньше, как ипостасью Абсолюта.

– Я начала с того, что пыталась отыскать собственное объяснение едва ли не самой актуальной для общества потребления проблемы. Я называю ее «материальной духовностью», – рассказывает Марина Мариз. – В современной цивилизации место Бога давно и прочно заняли окружающие предметы. Мы достигли высшей стадии сакрализации автомобилей, электронных гаджетов, ювелирных изделий, зданий и помещений, в которых мы обитаем или мечтаем в них жить, мебели, предметов интерьера, одежды, человеческого тела. Причем чем изысканнее, совершеннее и дороже объект, тем с большей страстью мы его обожествляем. Таким образом материальный космос рождает новую, соответствующую вызовам эпохи духовность – по силе ничем не уступающую «традиционной». Я предпочитаю не называть свои изображения «иконами», потому что традиционная церковная живопись призвана выполнять функцию моста между материальным и духовным космосом, а мои «девушки» свидетельствуют о существовании фантастически недосягаемой сверхреальности, которая лежит далеко за пределами всего сотворенного Создателем.

Ключ к вызывающе соблазнительным красоткам Марины Мариз – в том, что она создает не произведения искусства, не портреты, а универсальные матрицы, с помощью которых можно проникнуть в сердцевину (или «душу») любого элемента современной реальности. Проще говоря, ее картины можно считать своеобразными школьными прописями, азбукой для искусствоведов и культурологов, пытающихся постичь высшие, запредельные тайны Ее Величества Живописи. Потому что в поле зрения Марины Мариз одновременно находятся два взаимоисключающих начала – Замысел и Итог. Именно так видел Свое Творение Великий Архитектор Вселенной.

Предлагаемый вашему вниманию проект мастера замыкает магический круг. От первозданности архаики и наива – через цветущую сложность – к постискусству (или Абсолютному Искусству) общества сверхпотребления. Вглядитесь в экспозицию – и вы убедитесь, как решительно и необратимо Марина Мариз переключила на себя всю энергию, предназначавшуюся для наполнения мироздания смыслом, тем самым опустошив и обесточив все созданное до и после нее.

Марина2

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: