Впервые напечатано в еженедельнике «Мегаполис-Экспресс» в № 5-6 в начале 1995 года. Точная дата по вырезке не определяется. Интервью взял у меня Гриша Нехорошев буквально за пару недель до начала моей работы в редакции
Писатель и искусствовед Игорь Дудинский на днях выпустит новую книгу «Двор во дворе». Издание спонсирует рекламное агентство ТЭКО. По словам писателя, его книга посвящена любви. Казалось бы, чувство это не нуждается в дополнительных определениях. Однако мы привычно говорим о любви тургеневских девушек, девушек чеховских пьес и девушек из «Молодой гвардии».
– Есть ли какая-то особенность в эротике шестидесятников?
– В годы застоя эротические игры были, пожалуй, единственной сферой, свободной от вмешательства государства. К концу пятидесятых ленинская идеология поизносилась, и тотальный контроль над частной жизнью граждан значительно ослаб. На интеллигенцию еще стучали, по инерции иногда таскали в КГБ, но персонажами с репутацией «бабников» власти уже не интересовали. Так что эротика в шестидесятые оставалась наиболее легальной возможностью для творческого самовыражения. Быт диссидентской богемы наполовину состоял из лихого пьянства. Но вторая половина приходилась на амурные интриги и скандалы.
Из книги «Двор во дворе»: Друг на друга жадно в конце пятидесятых набрасывались. Истосковавшись, не гомосексуально чуть ли. Себя предлагая. Теперь куда доступности поубавилось, чем в коктейль-холлах тогдашних, где наука праздной жизни осваивалась и девочки дешевле коктейлей и грибов, как говорится.
– Говорят, что недавно вы женились в девятый раз. Такое обилие браков и разводов – для вашего поколения правило или исключение?
– Специфика богемы – в ее замкнутости. Чтобы к нам попасть, требовалась определенная смелость. Общавшиеся с нами серьезно рисковали. За контакты с «неофициальными» литераторами и художниками могли уволить со службы, исключить из партии. Отсюда и ограниченное количество девушек, проникавших в наши круги. Их появление всякий раз вызывало «вселенский» ажиотаж. На каждую тут же объявлялось по два-три десятка без ума влюбившихся претендентов. Разворачивались нешуточные баталии. Когда мы боролись за «чувих», мы и развлекались, и самоутверждались, и оттачивали интеллект. Предложение руки и сердца входило в ритуал соблазнения. Расписаться в загсе означало окончательную победу (к тому же свадьба – лишний предлог попировать с приятелями). Соединившись в браке, воспитанники богемы, не привыкшие обременять себя какими бы то ни было обязательствами, быстро разводились. С тем, чтобы незамедлительно начать следующий роман. В богеме все ощущали себя родственниками. Наши бывшие жены выходили замуж за наших же друзей. И никто ни с кем не рвал отношений. Наоборот – расставались друзьями и даже при удобном случае снова встречались в постели. Словом, мы дурачились, актерствовали, развлекались, разыгрывали спектакли. В своей книге я пишу о том, как многие необратимо заигрались и поплатились. И в результате остались ни с чем. Что касается моих женитьб, то я уже не в силах преодолеть инерцию, приобретенную в юности.
– Если на женщин вы смотрели как на «исходный материал», как на средство для самоутверждения, то наверняка богемные романы проходили не столь идиллически.
– На мой взгляд, суть богемной любви точнее всех определил Игорь Северянин: «Мне не нужно женщины, мне нужна лишь тема, чтобы в сердце трепетном зазвучал напев. Я могу из падали создавать поэмы, я могу из горничных делать королев». Мы редко употребляли слово «любовь». Чаще говорили – «кровавый замес». «У них кровавый замес». «У нас с ней кровавый замес». «У него очередной кровавый замес». Мы состязались в экзальтации, и трудно определить, где кончалась игра и начиналась целенаправленная ломка женской психики. Творческой личности вообще присуща потребность перекроить предмет страсти на свой лад, перелопатить его мировоззрение, заставить подчиниться и сменить систему ценностей. Особенно жестоко обходились с «комсомолками», которых иногда заносило в нашу среду. Над ними экспериментировали на всю катушку. Сначала до безумия влюбляли в себя, а затем начинали садистически выкорчевывать «коммунистическую заразу». Цеплялись к каждому слову, жесту, поступку – мол, а ты, советская сволочь, молчи. Кое-кто не выдерживал, и иной раз доходило до самоубийства.
– А был ли у вас интерес к эротическим журналам или книгам?
– Богема состояла из людей образованных, ищущих, состязающихся в эрудиции и к тому же мистически ориентированных. Эпоха шестидесятников проходила под знаком восточных философий. Порнуху нам заменяли индийские трактаты о теории и практике отношений между полами. Мы спорили о тантризме, жадно набрасывались на средневековые исследования о суккубах и инкубах.
– И как же ваш эротический садизм сочетается с гуманистической основой восточной философии?
– Будучи первоклассными «теоретиками», в душе мы оставались глубоко целомудренными «практиками». Сказывалось пуританское наследие большевизма и то, что русское понимание секса основано на традициях отечественной классики – в частности, Достоевского. Его герои много говорят, но мало делают. Обратите внимание – проза Достоевского перенасыщена эротикой, но вы не найдете у него ни малейшего намека на конкретный половой акт. До сих пор женщины с удивлением отмечают, насколько целомудренно и деликатно я веду себя в постели. Для нас любовь – не спорт, где важен результат, а перманентное таинство. Наше навязчивое желание «перетрахать всех» – не гедонистическая греза нимфомана, а подсознательное воплощение идеи русской соборности. Мы рассматривали себя как неких миссионеров, цель которых – повязать общей верой как можно большее число людей. Мы не выбирали, не отбирали партнершу по каким-то признакам, а просто спали со всеми подряд, кто под руку попадался. Ни возраст, ни внешние данные значения не имели, хотя высшим пилотажем считалось соблазнить натурщицу. Очевидно, они служили для нас прообразом сегодняшних фотомоделей.
– Только что вышла книга вашего друга Николая Климонтовича «Дорога в Рим», целиком посвященная отношениям автора с женщинами. Кто еще из богемы 60-х может похвастаться обилием «боевых заслуг и побед» на любовном поприще?
– Мы все занимались любовью круглосуточно – в тех или иных формах. Эротика служила постоянным фоном, основой нашего мироощущения. Все остальное (сочинение стихов или прозы, участие в политических акциях, культпоходы в церковь) имело сугубо прикладное, вспомогательное значение и ценилось ровно настолько, насколько помогало кого-то «закадрить». Каждому из нас есть что вспомнить. Для рядового тусовщика одна победа в день считалась нормой. Так что мы все – абсолютные профессионалы. Встречались, однако, среди нас и запредельные асы, виртуозы секса, которые умудрялись за сутки охмурить и соблазнить три-четыре, а то и шесть девушек. Выделять кого-то было бы несправедливостью по отношению к остальным. Может, пример Климонтовича вдохновит кого-то на многотомные исповеди – тогда и узнаете многие славные имена.
– Многие участники диссидентского андеграунда в свое время эмигрировали. Как их богатый сексуальный опыт реализовался на Западе?
– Увы, участь отечественных половых гигантов, оказавшихся за границей, оказывалась плачевной. Выяснилось, что тамошние красавицы не считали эмигрантов за людей, и все надежды обустроиться с помощью первичных половых признаков и способности часами молоть языком на интеллектуальные темы рухнули как карточный домик. Моим друзьям приходилось довольствоваться визитами к проституткам. А те, кто уезжал, женившись в Москве на иностранках, и вовсе оказывались заложниками собственных жен. Они относились к ним, как к бесплатным слугам, взвалив на них всю домашнюю работу. Не позволяли иногда даже самостоятельно выходить на улицу. Разница в менталитетах. «Там» любовь рассматривали как удовольствие, а мы привыкли считать ее образом жизни. Мои друзья в Париже «оттягиваются» так. Кладут в карман тысячу франков и отправляются на Сен Дени, где прогуливаются, попивают винцо, кочуют из одного кафе в другое и время от времени «снимают» за двести франков на пятнадцать минут проституток разной национальности – полек, негритянок, японок… За вечер как бы совершил кругосветное путешествие. Какие там «кровавые замесы»! Зато когда приезжают в Москву, то как с цепи срываются – не брезгуют даже своими бывшими боевыми подругами, многим из которых, кстати, уже за пятьдесят.
Гжегош МАЛИЦКИЙ