Наблюдаю со стороны за деятельностью одного ну очень крутого куратора. Похоже, что все его познания в искусстве ограничиваются одним словом – неактуально. Каждому, кто предлагает ему оценить очередное произведение, он говорит: «Неактуально». А на вопрос, что же тогда актуально, отвечает: «То, за что платят миллионы». Прекрасный подход – мол, бизнес и ничего личного. В современном искусстве деньги – единственное мерило качества.

Мне кажется, что такой подход свидетельствует о том, что человек ровным счетом ничего не понимает в искусстве. Если для него деньги выше искусства, то у него кастрированные мозги, и он никогда не сможет охватить взглядом и интеллектом всю панораму мировой культуры.

Лично для меня все мировое искусство выглядит как своего рода таблица Менделеева – только продолжающаяся бесконечно во все четыре стороны – вверх, вниз, вправо, влево. И каждый художник по определению всегда может найти в ней свой квадратик-ячейку. Чем шире кругозор и интеллект любителя искусств – тем масштабнее его личная таблица. Подобно таблице Менделеева, в моей таблице есть место для всех направлений – даже самых новейших, возникающих на наших глазах. Не говоря уже о теряющихся в глубинах веков традициях. В свою очередь каждое направление делится на множество ручейков и ветвей, которые завершаются миллиардами листьев-ячеек.

Такая таблица – как вселенная, в которой не может быть ничего неактуального. В самом деле – человеку в здравом уме никогда не придет в голову озадачиться вопросом, что актуальнее – Альфа Центавра или Кассиопея. Или, если вернуться к таблице Менделеева, титан или вольфрам.

Да, есть условно благородные металлы – но всего лишь условно – потому что так договорились. А есть все остальные. Так же, как есть условно раскрученные художники – и они существуют только потому, что с их помощью дельцам от искусства удобнее регулировать финансовые потоки арт-рынка.

К тому же упомянутый куратор явно не в ладах с логикой. Как известно, в основе постмодернизма (господствующего сегодня метода) лежит постулат о принципиальном отрицании иерархического подхода к искусству. С точки зрения постмодерна, все художники равны в своей иллюзорности. Просто одни симулякры более раскручены, а другие – еще ждут своей очереди. Тогда с точки зрения упомянутого куратора получается, что под актуальностью он понимает  плутократическо-мафиозную раскрученность. Но ведь постмодерн объявляет сам принцип популярности едва ли не главным фантомом и химерой современной эпохи. Получается явная неувязка.

В единой вселенной мировой культуры все равны – в том числе в своей обязанности быть оцененным по степени того вклада, который тот или иной творец внес в копилку мирового духа. Но в деньгах и вообще в материальных величинах такие категории не измеряются. Потому что кто знает, какую роль сыграл в становлении той или иной гениальной личности намалеванный на клеенке коврик, висевший над его детской кроваткой. Может, он стал его первой встречей с искусством и вдохновил взяться за кисть. И вообще у каждого – даже самого нелепого и неумелого художника – есть свои невидимые нам скелеты в шкафу – в самом позитивном смысле. Есть папа, который что-то рисует и вешает на стены своей квартиры. И есть ребенок или кто-то из гостей, которые видят его пусть даже ученические работы и пытаются делать что-то похожее – только на свой лад. И в результате мир узнает о новых гениях.

И уж если быть до конца честным в разделении искусства на актуальное и неактуальное (раньше говорили формат – неформат), то придется каждый день начинать с того, что объявлять все, что было создано вчера – утратившим актуальность и соответственно пересматривать список авторов.

К счастью, искусство развивается по принципу матрешки – в недрах одного явления рождается следующее. И высшим признаком аристократизма я считаю не отрицание, низвержение и разрушение наследия предшественников – не сбрасывания их с корабля современности, а выражение бесконечной благодарности. Потому что не было бы их – не было бы вас и далее везде.

А что касается материальной стороны, то, по-моему, за многих «неактуальных» вчерашних и позавчерашних платят все же побольше, чем за некоторых «актуальных».

Я снова типа отвлекся, но ничего – мы же умирать не собираемся.

6 октября

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: