Вернисажный сезон, не успев начаться, сразу же достиг апогея. Ежевечерне тусовочные профи вынуждены разрываться «на сто частей». На минувшей неделе случались дни, на которые приходилось аж по десять (!) мероприятий. Само собой, всюду, куда приглашали, побывать не удалось, хотя основные события старался не пропустить.
Как помнят постоянные читатели нашей полосы, предприниматель Татьяна Недзвецкая обещала с осени открыть в своей квартире артистический салон с постоянной экспозицией работ своего супруга –художника Ивана Новоженова. Что и сделала, собрав уйму именитого народа. По счастливой случайности первый же «приемный» день совпал с проводами г-на Новоженова в Филадельфию, где в одной из галерей состоится его совместная с Эрнстом Неизвестным выставка. Г-н Новоженов поделился с гостями своей «идеей фикс» о «пятилетнем плане» превращения Москвы в столицу международного артбизнеса. Г-жа Недзвецкая упрекнула обозревателя «М-Э» в том, что в своих заметках он ни словом не обмолвился о ее любимце – бульдоге Берни, у которого в результате перенесенной болезни отнялись задние ноги. После прохождения интенсивного курса лечения здоровье бедного Берни заметно улучшилось. Желая исправить оплошность, обозреватель «М-Э» спешит пожелать четвероногому другу г-жи Недзвецкой окончательного выздоровления.
•
То, что отдельно взятой частной галерее вполне по силам осуществлять проекты государственного масштаба, доказал куратор «Новой галереи» Валентин Горлов, представивший в помещении выставочного зала «На Солянке» объемную тематическую экспозицию (120 работ одиннадцати авторов) под названием «Романтизм соцреализма. Оборотная сторона медали». Как заметила в разговоре с обозревателем «М-Э» очаровательная Вера Глаголева, «авторам проекта удалось полностью реабилитировать метод социалистического реализма в глазах снобствующей либеральной общественности, показав его «человеческое» лицо». С чем обозреватель «М-Э» не может не согласиться, поскольку в советском искусстве два взаимоисключающих подхода – «для души» и «для денег» – нередко пикантно совмещались в творчестве одного художника.
•
Галерея «7 гвоздей», успевшая прославиться «работой на опережение» (вспомним выставку г-на Шемякина, организованную за неделю до «большого» вернисажа в «Доме Нащокина»), в очередной раз собрала гостей на незаслуженно забытого живописца 20-х – 30-х годов Сергея Романовича, работавшего на стыке импрессионизма и экспрессионизма. Куратор галереи г-н Филипповский, решив не изменять традиции, снова организовал вернисаж ровно за семь дней до ретроспективной выставки того же автора в Третьяковской галерее. Собравшиеся искусствоведы основательно утомили обозревателя «М-Э» долгим и нудным выяснением проблемы – «Романович – Пушкин или всего лишь Дельвиг?» В конце концов обе стороны остались каждая при своем мнении, что не помешало всем вместе пропустить по «примирительному» стаканчику.
•
В Доме художника на Гоголевском бульваре журналистов и искусствоведов угощала блюдами собственного приготовления целая семья художников – папа (Николай Благоволин, последний могиканин «сурового» стиля 60-х годов, непревзойденный мастер цветной линогравюры на урбанистические темы), мама (Ирина Большакова, живописец-портретист, соединившая романтическое отношение к модели с «наивным» воплощением образа) и дочка (Екатерина Большакова, автор гобеленов в традициях русского примитивизма). Живет счастливое и дружное семейство недалеко от Москвы в построенном по собственному проекту доме и славится хлебосольством и гостеприимством, в чем имели возможность убедиться многочисленные гости вернисажа, тесно обступившие щедро уставленные «домашними» закусками столы.
•
Удалось обозревателю «М-Э» побывать и на вернисаже в галерее «Moscow fine art», куратор которой Ирина Филатова представляла проект «Художник и модель». Известным художникам предлагалось показать картину и рядом вывесить то, что послужило побудительным импульсом для ее создания. Центром экспозиции стало масштабное историческое полотно «Миллион алых роз», изображающее совершенно обнаженную Аллу Борисовну Пугачеву в окружении амуров и роз. Филиппу же Киркорову авторы отвели роль «стороннего наблюдателя», украдкой подглядывающего за супругой из-за приоткрытой занавески.
«Мегаполис-Экспресс» №39 от 4 октября 1995 года
В патриархии внимательно читают «М-Э»
Как известно, на прошлой неделе Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий посетил Высоцкий монастырь в городе Серпухове. Как сообщил обозревателю «М-Э» представитель пресс-службы Московской патриархии, побудительным мотивом для поездки Его Святейшества послужила публикация в № 33 «М-Э» материала «Чудо для обреченных». Как сообщил компетентный источник, когда близкие патриарху лица прочитали высказанную корреспондентом уверенность в том, что Высоцкому монастырю «в скором времени предстоит стать нашей национальной и поистине народной святыней», они приняли решение рекомендовать Его Святейшеству внести в график своих поездок некоторые коррективы, с тем чтобы в самое ближайшее время патриарх смог почтить своим присутствием подмосковную обитель.
Сопровождавшая патриарха съемочная группа тоже воспользовалась опубликованным материалом в качестве путеводителя, сняв упомянутые автором развалины Владычина монастыря, посещение которого Его Святейшеством Алексием не планировалось.
«Мегаполис-Экспресс» № 39 от 4 октября 1995 года
Букер снизил расценки на русских писателей
– После того как г-н Рассадин назовет имена финалистов, вы пойдете в ресторан, где будете выпивать и закусывать.
Столь категоричным приказом начал выступление перед собравшимися журналистами председатель комитета по присуждению российского варианта Букеровской премии сэр Майкл Кейн. Ожидающая автора «лучшего» из опубликованных в 1994 году романов премия (12,5 тысячи долларов) вызвала у публики ироничные усмешки. По словам обозревателя радио «Свобода» Екатерины Метелицы, «это меньше, чем стоимость минуты телевизионной рекламы». Если учесть, что премию выдает английская компания «Тетра Лаваль Груп», специализирующаяся на изготовлении пластиковой тары для напитков, то оценка фирмой-монополистом (успевшей, кстати, до отказа заполнить неразлагающимся мусором всю планету) творчества «лучшего» представителя российской изящной словесности в самом деле выглядит более чем скромной. Отношение английских спонсоров к отечественным писателям наглядно подтвердило также преобладание на фуршетных столах «кормовых» бананов и отказ оплатить работу жюри, проштудировавшего «на общественных началах и голом энтузиазме» целых сорок шесть (!) объемных произведений.
«Мегаполис-Экспресс» № 39 от 4 октября 1995 года