Предвыборный экспресс прибывает на станцию назначения. Ельцинисты благодушествуют. Коммунисты звереют. Народ безмолвствует. Художники и тусовщики развлекаются. Звезды эстрады завершают агитационное турне по стране. Нет уверенности, что через неделю мы не окажемся в другом государстве. И тогда… Ельцинисты слиняют кто куда. Коммунисты начнут грабить награбленное. Народ запрягут ишачить на партноменклатуру. Художники и тусовщики подадутся в дворники и истопники. Звезды эстрады отправятся агитировать за Зюганова. Впрочем, до завтра еще надо дожить. А пока…
Сексуально неотразимая Алена Мартынова решила поочередно спровоцировать всех кандидатов в президенты на интимные отношения (видимо, лавры «дрянной девчонки» Дарьи Асламовой не на шутку уязвили ее артистическое самолюбие). Заручившись удостоверением сотрудницы «Художественного журнала», она аккредитовалась на все пресс-конференции политических кумиров. Первым подвернулся г-н Лебедь. Одевшись так, чтобы подчеркнуть все свои женские прелести сразу и выглядеть как можно более возбуждающе, «королева перформанса», дождавшись очереди, «чувственно» закатила глаза и сделала вид, что изнывает от желания.
– Алена Мартынова, «ХэЖэ», – представилась она. – Ваши коммунистические конкуренты собираются засадить радикальных художников в психушки…
Отставной генерал перебил ее громовым голосом:
– Повторите название вашего органа.
– ХэЖэ! – сладострастно выкрикнула коварная соблазнительница.
– Что «жэ» у вас есть, мы видим. А откуда «хэ»? – услужливо «сострил» кто-то из заполнявших зал журналистов. Однако непробиваемый г-н Лебедь и бровью не повел.
– Никаким голым запретительством ничего запретить невозможно. Чтобы кого-то сажать, я категорически против, – пророкотал он, сразу же потеряв всякий интерес к изнывающей от возбуждения интервьюерше. Последней ничего не оставалось, как с видом оскорбленной невинности гордо покинуть помещение.
Следующим объектом вожделений отважной экспериментаторши стал г-н Горбачев. На встречу с экс-президентом г-жа Мартынова предусмотрительно захватила номер «ХЖ» с подробным фоторепортажем о том, как она на лобном месте Красной площади бреет свой лобок. Улучив момент, неутомимая эпатажница пробралась сквозь забор из видеокамер, положила перед опешившим претендентом раскрытый на нужной странице журнал и чувственно прошептала:
– Намерены ли вы в случае победы издать указ о выделении государственных дотаций на концептуализм?
На мгновение смутившись от явного несоответствия слов устремленному на него взгляду, Михаил Сергеевич тем не менее овладел собой и пробормотал что-то насчет того, что «бульдозеров больше не будет».
Прежде чем полуобнаженную возмутительницу общественного спокойствия оттеснили охранники, она успела схватить холеную ладонь великого реформатора и даже попыталась прижать ее к губам.
Между тем слух о корреспондентке, нарушающей плавный ход избирательной кампании и вызывающей нездоровый интерес ее участников, распространился по Госдуме. На месте свидания с товарищем Зюгановым ее уже ждали…
•
Посетив ярмарку столичных художественных галерей, шумевшую и бурлившую в ЦДХ в течение целой недели, обозреватель «М-Э» стал свидетелем сеанса массового гипноза – иначе чем объяснить легкость, с какой сорок человек, выдающих себя за профессионалов арт-бизнеса, позволили некой конторе под названием «Экспо-парк» «обуть» себя на две-три штуки баксов (столько стоил экспозиционный отсек). Мало того, что спрос на современное искусство сегодня фактически отсутствует (а мазня отечественного производства вообще даром никому не нужна), устроители потемкинского торжища умудрились выбрать для сомнительного мероприятия самый неблагоприятный сезон – ежу понятно, что с началом лета арт-рынок полностью сворачивается, а если еще учесть, что в ожидании результатов предстоящих выборов новые русские вообще прекратили что-либо приобретать, кроме билетов на заграничные авиарейсы и недвижимости за рубежом, то, как и предполагали не пожелавшие выбросить на ветер свои кровные тертые калачи вроде Марата Гельмана, широко разрекламированная затея оказалась сплошным надувательством, что, впрочем, не помешало ее гостям и участникам ликовать и веселиться на всю катушку (такого количества еле державшихся на ногах от обилия то тут, то там выставляемой алкогольной халявы тусовщиков обозреватель «М-Э» не видел давно).
•
В день открытия бутафорской ярмарки в том же ЦДХ, но этажом выше, владелица галереи «ПанДан» Галина Данелия предлагала желающим подходить к стоявшему посреди зала накрытому столу, чтобы пропустить стаканчик за упокой души скончавшегося ровно год назад «наивного сюрреалиста» Леонида Пурыгина – как он себя именовал, «Лёни из Нары Гениального». Стены украшали масштабные полотна знаменитого художника-самоучки, предоставленные известными музеями и коллекционерами. На лотке лежали его посмертно изданные автобиографические книги «Публия» (как бы Библия от Пурыгина) и «Космическая дурочка», напечатанные с сохранением орфографии автора, следовавшего принципу Василия Яковлевича Ситникова «как гаварица, так и пишица». Среди участников тризны обозреватель «М-Э» заметил своего коллегу из «Коммерсант-Daily» Николая Климонтовича с его постоянной спутницей жизни Мариной. Их совместное появление сопровождалось удивленным перешептыванием, поскольку известного московского сердцееда с недавних пор привыкли видеть в обществе некой юной особы (по слухам, «богатой дочки каких-то новых русских из Подольска»). Судачили даже о скорой свадьбе, но оказалось, что очередной роман писателя-женолюба длился недолго, завершившись… предложением руки и сердца, сделанным им верной и испытанной Марине. Свадебная церемония ожидается чуть ли не на следующий день после выборов.
•
Ползучая экспансия «Митьков» в столицу продолжилась в выставочном зале на Кузнецком мосту, 20 при столпотворении столичного бомонда, чей неподдельный интерес к вернисажу Дмитрия Шагина, Александра Флоренского и К означал не что иное, как причисление бывших питерских прикольщиков к российскому артистическому истеблишменту. Отныне у них появился шанс очутиться в качестве почетных гостей какой-нибудь правительственной тусовке за одним столом с Ростроповичем, Плисецкой, Вознесенским или Глазуновым. Спонсировала мероприятие компания «Полароид», перед которой «Митьки» в долгу тоже не остались, оформив свои живописные холсты в виде двухметровых пластинок с «моментальными снимками», запечатлевшими кадры из легендарных фильмов эпохи социалистического строительства («Чапаев», «Белое солнце пустыни», «Место встречи изменить нельзя» и т. д.). На месте физиономий главных героев незабываемых лент (Сухова, Жеглова, Шарапова, Василия Ивановича) зияли овальные дыры, куда каждый желающий мог просунуть голову и посредством то и дело щелкающих полароидов быть увековеченным в образе того или иного народного любимца. Хотя виновники торжества и пригубили «из горла», отдав дань наработанному с годами «простонародному» имиджу, однако традиционную униформу в виде «тельников» сочли не соответствующей занимаемому положению, предложив гостям поностальгировать о бесшабашной и безденежной юности возле висящей на веревке многометровой полосатой занавески, сшитой из нескольких тельняшек. При расставании обуржуазившиеся и разбогатевшие певцы маргинальной совковой вольницы вручили обозревателю «М-Э» только что выпущенный ими компакт-диск «Раскинулось море широко», на котором сладкоголосый коллектив «Митьков» в сопровождении Бориса Гребенщикова и Юрия Шевчука задушевно распевает незабываемые хиты тридцатых-сороковых годов. Придя домой и прослушав подарок одновременно с неспешным опустошением емкости с продукцией завода «Кристалл», ваш покорный слуга настоятельно рекомендует читателям «М-Э» повторить его эксперимент. Ну о-о-очень душевно.
•
Несколько знакомых галеристов слегка пожурили обозревателя «М-Э» за слово «говно», которым он охарактеризовал шедевры современных немецких авангардистов, демонстрировавшиеся в рамках недавнего фестиваля «Берлин в Москве».
– Неужели тебе так совсем уж ничего не глянулось? – упрекнула меня одна из коллег.
Желая повиниться в опрометчивости и резкости суждений, спешу выразить искреннее восхищение прошедшей в галерее «Дар» выставкой концептуалистки из Тюбингена очаровательной Аннэ Ринн. Ее экспозиция, помнится, называлась «Скрытые пружины» (намек на нечто, что лежит в основе человеческих поступков. Центральная часть композиции представляла собой некое подобие насеста, на котором сидели свалянные из ваты белоснежные «курочки». Внутрь каждой автор вставила полую металлическую пружину с лежащим в ней настоящим яичком. При наклонении «курочки» ее содержимое выкатывалось в растянутую под конструкцией кроватную сетку и попадало в одну из «луз», представлявших собой те же перевернутые пружины. Вернисаж прошел без сучка и задоринки, однако на следующий день разразился скандал. Причиной его послужил засидевшийся допоздна завсегдатай галереи Юрий Щекочихин. Когда кончилась закуска, взгляд трибуна и депутата упал на злополучные яйца. Оказалось, что они сварены вкрутую и вполне съедобны. Слопав пару десятков, довольные хозяева и гости разошлись по домам. Утром, по дороге в галерею, ее владельцы – супруги Тарабаровы купили яйца, сварили их и разложили по «курочкам». Однако пришедшая вслед за ними художница начала громко возмущаться тем, что яйца подменили, исказив ее замысел.
– Вчера они были белые, а сегодня – коричневые! – причитала разгневанная нарушением цветовой гармонии своего объекта г-жа Ринн.
Обошедший близлежащие магазины г-н Тарабаров вернулся разочарованным. Увы, во все окрестные’ торговые точки как назло завезли исключительно «бурые» яйца. Пришлось брать такси и отправляться на поиски яиц нужного цвета. Отсюда мораль. Разрушение произведений искусства оборачивается головной болью.
•
Увесистую бомбу под задницы кандидатов в президенты заложило акционерное общество «Сегодня-пресс», начавшее финансирование издания газеты «Фокус», импровизированная презентация первого номера которой состоялась на квартире ее главного редактора – бывшего обозревателя «М-Э» Григория Нехорошева. Издание на сто процентов состоит из компромата на обитателей политического Олимпа. На первой же из восьми полос помещено пространное интервью с доктором психологических наук Сарой Кониной, исследующей тайные пороки, якобы присущие претендентам на российский престол. На конкретных примерах ученый пытается убедить избирателей в том, что Явлинский склонен к гомосексуализму, Брынцалов – классический эксгибиционист, а Зюганов – ярко выраженный копрофаг (то есть человек, одержимый нездоровой страстью к экскрементам. Обозреватель «М-Э» также с неподдельным интересом прочитал документальное повествование г-на Нехорошева под названием «Вагон презервативов из Стокгольма», посвященное истории взаимоотношений двух голубых партнеров, чья попытка поучаствовать в политических играх заканчивается смертельной драмой. Доскональное знание автором мельчайших нюансов интимной жизни «извращенцев» лишний раз подтвердило слух о неоднозначности сексуальных пристрастий известного журналиста.
•
Оказывается, не всем мастерам искусств по душе сегодняшний творческий беспредел. Наиболее радикальные из них жаждут коммунистических перемен, с которыми они связывают некое мифическое «возвращение к исконно посконным истокам». Накануне выборов несколько перформансистов собираются провести совместные шаманские камлания, призвав духов поддержать кандидатуру Зюганова (по слухам, мероприятие щедро оплачивается из казны КПРФ). На Болотной площади под вопли рок-бригад «Русская правда» и «Огонь» Красный Медведь (символ будущей евразийской России) победит в единоборстве олицетворяющую Соединенные Штаты атлантистскую Серую Акулу. В ритуальной мистерии примут участие художники и культурологи, объединенные в «российское общественно-патриотическое движение «Народный альянс». О результатах апелляции деятелей культуры садомазохистской ориентации к потусторонним силам мы узнаем сразу после 16 июня.
«Мегаполис-Экспресс» № 22 от 12 июня 1996 года