Галерея «7 гвоздей», поспешившая объявить о закрытии сезона, неожиданно созвала гостей на «внеплановое» мероприятие – встречу с Татьяной и Натальей Колодзей – культурологами, возглавляющими основанный ими международный фонд «Колодзей Арт Фаундейшн».
Татьяна Колодзей впервые заявила о себе в конце 60-х годов, выйдя замуж за Леонида Талочкина, к тому времени успевшего стать знаменитым собирателем «неофициального» советского искусства. Активно включившись в неутомимую деятельность мужа, она постепенно вошла во вкус, и всего через полгода совместной жизни оба, и муж, и жена, убедились, что двум медведям в одной берлоге ужиться трудновато. После бурных выяснений на предмет, кто кому чего дарил, развода и раздела имущества Татьяна пустилась в автономное плавание, и несколько лет спустя ее энергия, дипломатические способности и умение ориентироваться в ситуации на международном рынке современного искусства принесли поистине золотые плоды. По оценкам экспертов, ей удалось то, чего настойчиво пытались, но так и не сумели достичь многие ее более старшие и опытные коллеги. По количеству собранных холстов и диапазону их авторов г-же Колодзей на сегодня в России конкурентов нет.
С середины 70-х деятельность Татьяны Колодзей приобретает международный размах. К ее услугам прибегает один из наиболее авторитетных американских экспертов по советскому «нонконформизму» Нортон Додж. Он предлагает Татьяне стать его московским представителем. По его поручению она объехала весь тогдашний СССР в поисках перспективных авторов. В результате американская коллекция г-на Доджа пополнилась десятью тысячами работ, на основе которых при университете Ратгерс был создан Зиммерли Арт Музеум, где сегодня успешно учится и работает дочь Татьяны Наталья.
В начале 90-х годов при содействии московского предпринимателя Геннадия Алференко создается международный Фонд «Колодзей Арт Фаундейшн». В совет его директоров вошли авторитетнейшие коллекционеры и знатоки современного искусства из Европы и Америки. Начало своего существования фонд ознаменовал масштабным проектом, призванным символизировать окончание холодной войны и военного противостояния России и США. Г-н Алференко убедил руководство отечественного военно-промышленного комплекса нанести мирный ракетный удар по американской территории. К удивлению многочисленных скептиков, ему удалось осуществить задуманное. В межконтинентальную баллистическую ракету вместо ядерной бомбы поместили девять картин сибирских художников(запуск происходил из Плесецка). Облетев половину земного шара, капсула приводнилась в заданной точке возле города Сиэтла, где картины были тут же выставлены и проданы за соответствующее количество долларов.
На вернисаже в Российско-американском пресс-центре, где расположена галерея «7 гвоздей», культуролог Валерий Турчин отметил, что Татьяне и Наталье удалось составить в буквальном смысле слова энциклопедию современного русского искусства, поскольку в их коллекции представлены все существующие жанры, техники и направления, не говоря уже о громких именах авторов.
По традиции галереи, которая всегда вывешивает ровно семь произведений, мать и дочь Колодзей из собранных ими более чем пяти тысяч «единиц хранения» предложили на суд взыскательной публики всего семь – в частности, работы «панического реалиста» Петра Беленка (к сожалению, недавно ушедшего от нас), «соловья российского менталитета» Андрея Карпова, «наивной абстракционистки» Белы Левиковой и представителя «социального фигуративизма» Дмитрия Канторова.
Многолюдный банкет, как всегда случается в «7 гвоздях», прошел более чем оживленно. Пили и «добавляли» до упора, пока еле державшихся на ногах завсегдатаев не выпроводила на улицу ночная охрана. Однако гуляние не прекратилось. Часть тусовки отправилась в гости к Беле Левиковой, которая в тот день отмечала свой день рождения, а остальные переместились в расположенную неподалеку мастерскую Дмитрия Канторова, откуда разошлись только к вечеру следующего дня.
Как объявил на прощание арт-директор галереи Николай Филипповский, следующего сабантуя ждать осталось недолго. «7 гвоздей» откроет сезон уже 4 сентября выставкой графики Михаила Шемякина из собрания Александра Глезера.
«Мегаполис-Экспресс» №32 от 16 августа 1995 года