16 июня

На самом деле Собор великолепен и безупречен. Настоящее имперское чудо.

Правда, первый взгляд непроизвольно рождает рефлексию. Например, почему, работая над росписями, отошли от привычного и самого уместного в таких случаях русского стиля – поскольку ничего лучшего со времен серебряного века не придумано. Взяли бы за основу васнецовскую Богоматерь (Владимирский собор Киева). Обобщили бы наследие Нестерова, Врубеля, Рериха, мастеров, которые расписывали Храм-на-Крови. Такое впечатление, что писать Богородицу подрядили какого-то чудом уцелевшего мосховца из самых упертых социалистических реалистов. В результате допустили грубейшую эстетическую оплошность. Получилась фреска вне традиции. Какая-то уж больно советская.

Но стоит погрузиться в размышления, становится понятной вся широта замысла. Начать с того, что весь храм – памятник русской воинской славе – но с акцентом на советский период. И самое главное – проект задумывали с учетом новейших религиозных тенденций. А именно – нужно было подчеркнуть евразийское начало, тем самым начать формировать новое, евразийское православие – единственно возможное в нашу специфическую эпоху, когда на смену советскому интернационализму приходит интернационализм евразийский.

А как вы хотели? Ведь русский национализм, если джина выпустить из бутылки, может стать настоящим могильщиком сегодняшней политической системы.

Отсюда и отказ от русского стиля с одновременными поисками новых, евразийских выразительных средств.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: