23 января

Россия как всегда впереди по тенденциям. То, что на Западе еще только «дискутируется», у нас становится руководством к действию. Так было с марксизмом и коммунизмом. Так продолжается и сейчас. Мы по-прежнему главные максималисты планеты. Именно у нас в начале двадцать первого века впервые построено общество потребления в его идеальном, дистиллированном виде. Именно у нас все население впервые с непревзойденным по оголтелости фанатизмом уверовало в сверхмогущество успеха и денег, добровольно разделив само себя на чистых и нечистых, на два неравных и практически не пересекающихся друг с другом государства в государстве. Причем оба живут по одним и тем же законам. То есть и чистые, и нечистые, независимо от того, что у одних есть все, а у других ничего, ориентируются на одни и те же ценности – например, предпочитают исключительно «раскрученное», потому что раскрученность – свидетельство того, что за человеком стоят солидные деньги, поэтому он не мудак. А если так, то к нему стоит прислушаться. И наоборот. «Почему я должен верить тебе на слово, что он хороший писатель (художник, музыкант), если он не раскручен?» Только в России принцип «если ты такой умный, то почему такой бедный» стал основной, доминирующей нормой морали, мерой всех вещей, неким сакральным и не подлежащим обсуждению сверхабсолютом. В других странах пока стесняются, но скоро перестанут и назовут вещи своими именами.

В один прекрасный день ребенок вырос, почувствовал себя в доме хозяином и спросил: «Папа и мама, как так получилось, что на нашем участке очутилась чья-то могила?» «Видишь ли, сынок, – нахмурились родители. – Когда-то очень давно наши соседи считали наш участок своим и вели тут боевые действия с другими соседями, которые тоже считали наш участок своим. Кого-то из соседей тут убили и здесь же похоронили». «Но мне совсем не нравится, что на нашем участке похоронены совершенно посторонние люди, – возмутился сын. – В конце концов здесь не кладбище, а наш дом, и мне нет никакого дела, что тут происходило много лет назад. Пусть соседи выкапывают своих покойников и, если они им так дороги, забирают к себе».

В Эстонии действительно выросло поколение, которое реально и совершенно искренне не понимает, почему оно должно терпеть на своей автобусной остановке могилы каких-то «неместных», да еще в военной форме с запрещенной законом «советской символикой». К тому же старшее поколение уже успело внушить им, что там похоронены «оккупанты», то есть враги их родины. И никого уже ни в чем не переубедишь, да и Кремль лишен адекватных пропагандистских возможностей. Все участники ушедшего в историческое небытие конфликта давно живут совсем в других государствах с другой системой ценностей и координат, и любые аргументы здесь бессильны. Поэтому для Кремля было бы куда умнее не раздувать потерявшую всякую актуальность проблему в своих корыстных интересах, не пудрить никому мозги, а спустить все на тормозах, смирившись с абсолютно назревшим и своевременным решением эстонцев. Кремль ведет себя некорректно. Для внутреннего употребления его обитатели от советских ценностей отказались, зато соседям из последних сил пытаются их навязать. И устраивают истерику, если не получается.

Я, конечно, не уверен, но Москва, по-моему, сегодня единственная столица, в самом центре которой расположено главное кладбище страны. Ладно бы просто кладбище. Так на нем, главном кладбище страны, еще и догадались залить каток, куда приходят развлекаться обеспеченные господа, самые известные люди страны, представители власти. И им всем глубоко наплевать, кто именно тут похоронен. Они уже успели забыть 99% имен тех, кто тут покоятся. Во всяком случае их дети уже не знают, кто такой Ленин и за какие заслуги для него выстроили такую роскошную усыпальницу. Там же периодически устраивают встречи Нового года и другие «культурные мероприятия». Если в вечно безумной зомбированной России не видят в таких психических извращениях никакой патологии, то граждане других стран имеют полное право придерживаться более цивилизованных норм жизни.

Милейший идеалист Митя Ольшанский спровоцировал целую дискуссию на тему, как воспитывать детей. С улыбкой ознакомился с лавиной самых различных мнений по вопросу, который давно лишен всякого смысла.

Дело в том, что общество потребления вообще лишило всякого смысла многие проблемы, которые считались актуальными и злободневными всего какой-нибудь десяток лет назад. Одна из них – воспитание детей.

В обществе потребления функции воспитателей выполняют не родители, а их деньги. И в зависимости от их количества ребенок или вырастет воспитанным, или наоборот. Если родители обеспечили ребенка достаточной суммой, за его воспитание можно не беспокоиться. В любом случае приличными манерами и умением себя подать он овладеет во время общения с продвинутыми людьми своего круга. И тут родителям даже не стоит вмешиваться. Все произойдет само собой, то есть автоматически отрегулируется в процессе общения с себе подобными.

Если ребенок вырос в нищете, то о какой воспитанности может идти речь? Где он наберется хороших манер, если путь в престижный клуб и приличное общество для него заказан?

И вообще общество потребления считает воспитанными всех успешных и наоборот – невоспитанными всех, кто пролетел мимо кассы.

Пока писал предыдущий текст, вспомнил одну историю. Когда-то давно я оказался в одной постели с очаровательной норвежской студенткой, которая стажировалась в России. Она не в меру суетилась и то и дело напоминала мне о «предохранении». Причем она боялась не подцепить что-нибудь нехорошее, а элементарно забеременеть. Сказала, что не успела сегодня что-то там себе вставить.

Я в шутку спросил, почему она так беспокоится. Ну залетит, родит ребенка, что такого страшного? В Норвегии огромные пособия, можно жить припеваючи и не париться.

И тут она так злобно меня спрашивает:  «Ты что, фашист?»  Я удивился и поинтересовался, почему у нее возник такой вопрос. Она говорит:  «Потому что только фашисты поступают так, как считают нужным, не считаясь с желаниями и мнением людей».  Я спросил, какое отношение имеют ее слова к текущему моменту. И она на полном серьезе мне объяснила:  «Если бы ты не был фашистом, то сначала бы поинтересовался, хочет ли ребенок, чтобы его рожали, а уж потом принимал решение».

Признаться, больше никогда в жизни не слышал более оригинального и гуманистического суждения о детях.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: