Кого можно считать русским. Блин, и в самом деле, кого?
Конечно же, кровь и «национальность» тут совершенно ни при чем. Для меня, например, Троцкий – самый что ни на есть русский человек. Тогда что превращает (или точнее пресуществляет) человека в русского?
У меня нет сомнения, что человек может считаться русским только если он причастен к тому, что называется русским опытом. А того, кто его пережил лично или сам был его творцом (как, например, тот же Ленин и многие другие как из нашего, так и из противостоящего лагеря), того вообще можно считать русским святым.
Русский опыт в современном смысле начинается, конечно, с Федорова и заканчивается Мамлеевым, то есть занимает отрезок примерно в полтора века. Но поскольку у Мамлеева сегодня нет фанатичных последователей, то я имею в виду раннего Мамлеева, когда он был в расцвете сил и вокруг него вертелись сотни единомышленников, которые ловили каждое его слово (то есть когда его идеи были реально актуальны).
Если кто возразит, что элементы русского опыта встречались и до Федорова, я соглашусь, потому что, откровенно говоря, не так хорошо знаю, что происходило в России до того, как она забеременела Революцией.
Конечно, было бы слишком смело сводить весь русский опыт к Русской Революции, но я такую смелость охотно на себя беру.
Итак, я настаиваю, что человек, не причастный к духовному или физическому переживанию русского опыта, не имеет права называться русским. Более того, он не имеет никакого отношения к феномену под названием Россия – даже если он и родился на территории с таким названием.
Следовательно, если считать, что Революция, а вместе с ней и русский опыт закончились в 60-е годы прошлого века с уходом последних диссидентов-романтиков (а так оно и есть), то получается, что начиная с 70-х годов не родилось ни одного русского человека.
Отсюда вполне естественно следует, что и сегодняшняя Россия не имеет к реальной России вообще никакого отношения.
Конечно, мне возразят, что и сейчас нет-нет да и встречаются романтики от революции. Многие молодые люди за свои революционные идеалы даже находятся в заключении. Я согласен считать их русскими. Но только их – и никого больше.