10 марта

Все чаще читаю сетования московских художников на то, что и арт-рынок сдох, и средний класс (основной покупатель произведений искусства) уничтожили, и галеристы растерялись и приуныли.

Видимо, «художникам» пора смириться и понять, что эпоха Большой Культуры безвозвратно прошла. Цены «на Пикассо» не показатель – вы не Пикассо. Вас – слишком до хрена и больше. Вы плодитесь как кролики, размножаетесь с безответственностью трески (как говорил классик). Вы уже заполонили собой все пространство так, что за вашими картинами не видно звездного (так же как и дневного) неба.

То есть реально вы обесценились до абсолютного нуля. И если еще кое-где встречаются инфантилы, которые вас покупают, то поставьте свечку в храме.

Запомните, «Пикассо» в современном контексте – не художник, то есть отнюдь не то же, что и вы. «Пикассо» – всего лишь бренд, который не имеет никакого отношения к тем, кто служит искусству сегодня.

То же касается и западных художников, чье господство над умами подошло к окончательному финалу.

Если коротко, то ситуация такова. Средний класс никуда не делся, а только катастрофически обнищал. В результате его иерархия ценностей, предпочтения и вообще представления о жизни сегодня значительно изменились.

Увы, в первую очередь пострадало искусство.

Что такое сегодня средний класс.

Я бы в первую очередь назвал представителем среднего класса – того, кто ездит отдыхать заграницу как минимум два раза в год. Ну если не два раза, то стремится к тому, чтобы отдохнуть на курорте как можно большее количество раз за год.

Вот она – главная ценность и мечта среднего класса. А вовсе не картинки и вообще «произведения искусства».

Вы уж, господа мои друзья художники «с мировым именем», разберитесь, на кого вы ориентируетесь. Если на покупателей «Пикассо», то вас тут давно и долго не стояло. А другие покупатели давно предпочитает без особых затрат приобретать соответствующий товар почти за бесплатно на набережной возле ЦДХ. Поэтому всем срочно – туда. Вливайтесь в ряды коробейников. «Имена» – среднему классу уже давно по барабану.

Хотите скажу, на что уходит бюджет среднего класса? Пожалуйста. Распределяю в порядке приоритетов. 1) На отдых. Чтобы не ударить в грязь лицом и вообще всей семьей получить максимум удовольствия – сегодня нужны немалые деньги. К тому же – аж два раза в году. Раз в год на курорты ездит офисный планктон – аналог бывшего пролетариата. 2) Посещение различных бассейнов, фитнесов и спа-салонов – надо же доказать самому себе, что ведешь здоровый образ жизни. 3) Мобильники и прочие электронные гаджеты (включая бытовую технику типа пылесосов-роботов) – чтобы ощущать себя в соответствии с модой. И тут только успевай. Общество потребления заставляет менять «аксессуары» как перчатки. 4) Тачки. Тут, уверен, каждый сам все знает. 5) Шмотки, парфюмерия и украшения. Костюмы, платья, фирменные духи, кремы, гели, «брюлики» и бижутерия (тоже вещь недешевая). Надо же выглядеть и пахнуть прилично, а главное – разнообразно. 6) Кафе и рестораны. Блин, с московскими ценами – весомая статья расходов. Но – положение обязывает, и в пятницу в центровые кабаки не попасть. 7) Квартира, ее интерьер. Как ни странно, но цены на жилье вынуждают многих не покупать, а снимать, но тем не менее копить и надеяться. Обратите внимание на далеко не первое место в приоритетах. 8) Дом за городом, его обустройство. Конечно, загородное жилье – удел практически небожителей, обитателей самого верхнего уровня среднего класса.

Вот восемь основных приоритетов. Плюс постоянно растущие цены на лекарства и вообще медицину. Если что забыл – извините.

Как вы думаете, сколько в среднем получает представитель среднего класса? Ответьте на вопрос сами – и тут же задумайтесь. С учетом всех перечисленных трат и московских цен – что в результате остается на покупку «искусства»?

Да вообще ничего.

Вот почему я удивляюсь, когда художники скулят и жалуются. Особенно мои друзья-шестидесятники, которые сами, не имея на то абсолютно никаких оснований, взвинтили цены на свои картины до миллионов.
Спрашиваешь: «Сколько?» На голубом глазу отвечают: «Тридцать штук баксов». А у самих в холодильниках пусто. Просят принести чего-нибудь выпить и вообще рады любому угощению. А между тем работ – полон дом. Сотни – если не тысячи. Завалены все проходы, чердаки, подвалы – под самый потолок. На тот свет забрать что ли собираются?  Тем не менее повторяют как молитву, как мантру, как заклинание: «Умру, но не продам дешевле лимона. Лучше буду голодать. Принцип есть принцип».

Ну и сосите лапу со своими принципами. Если не понимаете, что ваша «нефть культуры» – больше не актуальный товар. Никому не нужна.
Тем не менее у художников, которые все поняли и перестроили свой менталитет на современный лад, все прекрасно продается. Пускай даже по 100 баксов. Курочка по зернышку клюет. Так что арт-рынок вовсе не сдох, а вовсю продолжает функционировать. Он сдох только для упертых мудаков, которые не понимают, что если просить не миллион, а 100 баксов – то каждая работа в конце концов найдет своего покупателя. И вы поймете, что такое бешеный круговорот арт-рынка.

И тут ни средний класс ни причем, ни галеристы. «Причем» только вы сами – с вашими бешеными, высосанными из пальца и взятыми с потолка ценами.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: