Впервые напечатано в сокращенном виде в еженедельнике «Мегаполис-Экспресс» № 30 от 7 августа 1996 года под заголовком «Выпить не грех, ваше святейшество? Обозреватель «М-Э» сходил в монастырь»
В полном виде напечатано в газете «День литературы» № 16 (46) в октябре 2000 года
У Саши Гуревича фатально не получалось разбогатеть. Хотя большинство из тех, с кем он дружил с детства, успели стать банкирами и предпринимателями и вообще неплохо устроиться, Сашу им почему-то было выгодно считать хроническим неудачником (скорее всего, чтобы оправдать самих себя за то, что они по разным причинам не хотели ему помочь наладить собственное дело). Тем не менее обширные и качественные связи позволяли Саше вполне успешно крутиться, не бедствовать и даже разъезжать на хоть и подержанной, но все же иномарке. Но, увы, отсутствие стабильных и солидных доходов не давало Саше никаких шансов считаться своим среди влиятельных и состоятельных господ, и поэтому, сколько я с ним общался, он постоянно находился в возбужденно-истерическом состоянии, выплескивая на меня целые ушаты явно авантюрных и фантастических проектов, каждый из которых был призван положить начало его стремительному процветанию. Несколько лет назад он меня удивил, позвонив и пригласив в одну из заново открытых московских церквей на, как он сказал, ответственное мероприятие.
Когда я подошел, вокруг храма пытались припарковаться несколько «мерседесов», а внутри него, посредине, стоял большой стол, на котором лежало десятка два икон – причем явно из тех, которые знатоки и ценители с пренебрежением называют поздними. Саша Гуревич с отрешенным видом стоял перед корреспондентами с телекамерами. В левой руке он держал зажженную свечу, а правой то и дело, вздыхая и возводя глаза к небу, истово крестился. Наконец с улицы вошли человек пять коротко стриженных амбалов в малиновых пиджаках (по тогдашней моде), а из алтаря появился батюшка. Благословив собравшихся, он сказал несколько прочувствованных слов о грядущем возрождении Русской православной церкви, поблагодарил Александра Иосифовича Гуревича за его воистину бесценный дар, которым тот осчастливил его прихожан, многозначительно поклонился в сторону амбалов, после чего пригласил всех в трапезную. Мы прошли через небольшой дворик и оказались в помещении, где нас тоже ждал стол, но уже соответствующе накрытый – хоть и скромно, но зато всем необходимым, чтобы подобающе отметить событие.
После того, как все пропустили по первой и с Сашиного лица сошло выражение напыщенного благочестия, он, вытирая носовым платком со лба пот, обратился к амбалам:
– Ну вот, пацаны, сегодня Господь вам все грехи простил. И прошлые, и будущие.
После второй он заговорщицки отвел меня в сторону и зашептал:
– Все только начинается, старик. Мы такую деятельность развернем. Всех на уши поставим.
И я понял, что Саша наконец стал счастливым оттого, что нашел себе подходящее занятие.
Он звонил мне раза два в месяц, чтобы сообщить, в каком храме и когда проходит его очередная, как он их называл, «благотворительная акция». Иногда я откликался на его предложения прийти – главным образом потому, что каждое подразумевало щедрое застолье с новыми и подчас любопытными для меня людьми из самых разных сфер бизнеса – от откровенных бандитов до нефтяных спекулянтов, от деятелей шоу-бизнеса до руководителей оборонки. Постепенно мне стала понятна подоплека перемен, случившихся в жизни моего приятеля.
Сашу Гуревича осенило случайно. Его знакомый, занимавший должность большого таможенного начальника, как-то выпивая с ним, посетовал, что у него на складе скопилось много икон и вообще церковного добра, конфискованного у иностранцев и наших граждан, пытавшихся вывезти его из страны. Но у его подчиненных не доходят руки, чтобы решить, как распорядиться скопившимися за много лет запасами. Ведь чтобы передать все в церковь или музей, нужно каждый раз приглашать экспертов, составлять всевозможные акты, а у него нет ни лишних сотрудников, ни времени на бюрократическую волокиту.
Сообразительный Саша Гуревич тут же принял информацию к сведению и на следующее же утро открыл одну из своих многочисленных записных книжек с телефонами. В течение нескольких минут ему удалось выяснить, кто из его бесчисленных знакомых работает в патриархии, а кто в системе Минкульта, а еще через день он уже успел побывать у всех, кто ему был нужен, и обо всем договориться.
В результате сложилась схема, которая устраивала всех – и в первую очередь самого Сашу. Ему под расписку выдавали с таможенного склада партию икон и складней, он привозил их к себе домой, потом объезжал своих процветающих, но погрязших во грехе знакомых и убеждал их подумать о душе и начать вносить посильный вклад в процесс возрождения Русской православной церкви. Затем Саша доходчиво объяснял, что совершенно случайно наткнулся на собрание бесценных икон, которое их владелец готов уступить за чисто символическую сумму – скажем, две-три штуки баксов, и если их заплатить, то все предметы культа в торжественной обстановке можно будет передать непосредственно в конкретный храм, получив взамен официальную благодарственную грамоту от какого-нибудь высокопоставленного владыки, а то и от самого Патриарха, которая, будучи оформлена в дорогую рамку, ненавязчиво, но убедительно смотрелась бы на стене офиса, придавая дополнительный авторитет его хозяину.
Отказа Саша не знал – разве что кому-то иногда, если Саша терял меру и перебарщивал, удавалось скостить сумму, которую он называл, и вскоре Сашу даже стали передавать по цепочке от одной коммерческой структуре к другой – чуть ли не как некоего сошедшего с неба спасителя, гарантирующего за сущие гроши автоматическое попадание в рай.
Думаю, что и ежу понятно, что солидную часть собранных с бизнесменов денег Саша оставлял себе, а остальное шло в карман таможенникам и его знакомым в патриархии, которые распределяли дары по приходам и обеспечивали бесперебойную выдачу благодарственных грамот. Само собой, кое-что оставалось и на угощение, неизменно сопровождавшее каждую церемонию пожертвования.
Осчастливив все московские храмы, Саша перенес свою кипучую деятельность в Подмосковье – сначала ближнее, а потом дальнее, и тогда каждый благотворительный выезд новых русских на природу завершался лихим пикником на берегу живописной реки или озера или ужином в каком-нибудь престижном загородном ресторане. Что, согласитесь, тоже—не лишено удовольствия.
•
Минувшим летом Саша, захлебываясь от восторга, сообщил мне, что его с очередной группой благотворителей пригласили в один расположенный в соседней с Москвой области монастырь, где собираются канонизировать местного святого. Соответствующую службу отслужит сам Патриарх. Саше Гуревичу удалось организовать коллективное приобретение какой-то особо почитаемой иконы Богоматери, которую они повезут, чтобы передать в монастырь в честь знаменательного дня.
– На пятнадцати тачках поедем. Столько желающих.
Я сказал, что если для меня найдется место, то я бы присоединился. Саша предложил мне прийти на место сбора – к зданию одного столичного банка, а там как Бог даст.
По случаю раннего субботнего утра в переулке возле Арбата, откуда собирались отправиться в путь, было безлюдно, поэтому мне сразу бросилась в глаза многоцветная кавалькада припаркованных друг за другом иномарок, возле которой царило оживление. Происходящее как две капли воды напоминало типичную великосветскую тусовку с примерно равным количеством элегантных мужчин и их состязающихся в длинноногости жен или подружек. Разбившись на группы, все оживленно беседовали. Саша Гуревич, изображая кипучую деятельность, сновал между всеми сразу. Заметив меня, он тут же к кому-то меня подвел, представил, и вскоре я уже сидел на заднем сиденье просторного джипа с мигалкой, чей хозяин в течение всех семи часов езды демонстрировал как бы мне, но на самом деле в первую очередь своей очаровательной спутнице навигационные возможности своей тачки, по оснащенности электронной аппаратурой больше напоминавшей суперсовременную подлодку.
Ближе к вечеру над дальним лесом показались маковки с колокольней, и вскоре наш кортеж остановился перед монастырскими воротами. Нас ждали. Долговязый человек в интеллигентных очках, оказавшийся, по словам Саши, ученым-атомщиком с мировым именем (он живет при монастыре в надежде получить благословение сменить свой поношенный пиджак на подрясник послушника и поселиться в келье), раздал всем талончики на размещение в городской гостинице и пропуска для беспрепятственного прохода на территорию монастыря. За порядком следили немногочисленные милиционеры и «дружинники» из монахов с голубыми повязками на рукавах ряс.
Повсюду, ожидая прибытия Патриарха, сидели и стояли паломники. Возле трапезной под открытым небом стояли длинные столы, за которые каждые двадцать минут усаживалась очередная смена. От дымившей рядом полевой кухни, предоставленной командованием местного гарнизона, дежурные подносили кастрюли, наполненные постными щами, овсяной кашей и компотом, и противни с только что испеченными сладкими булочками.
Вертолет с Его Святейшеством приземлился метрах в ста пятидесяти от монастырской стены. Патриарх в сопровождении свиты и охраны, раздавая благословения, проследовал в заново отстроенный Богоявленский храм, где «с благоговением и любовью» высочайше определил причислить к лику православных святых местночтимого подвижника.
Пока шла служба, я решил осмотреть монастырь. Забредя на скотный двор, я заметил убиравшего навоз молодого монаха и, поскольку он был единственным, кто не участвовал в общей суете, предложил ему разделить со мной радость по случаю великого праздника – благо в сумке у меня лежал неизменный дорожный набор журналиста в виде бутылки водки, стакана, хлеба и помидора. Мой собеседник (его звали Кириллом) смущенно улыбнулся и после обмена двумя-тремя фразами пригласил меня к себе в гости.
– Как же так, в обители побывали, а с монахом не побеседовали. Окажется потом, что и похвастаться нечем, – подмигнув, Кирилл дал понять, что разгадал мой «коварный» замысел.
Он провел меня в келью – сохранившуюся еще с прошлого века бревенчатую избу, которую он, судя по количеству коек, занимал вместе с семью другими насельниками.
– Не грех же, если в меру, – попытался я оправдаться, обводя взглядом иконы и полки с книгами.
– Мой первый духовник, отец Феофан, своим прихожанам из мирян внушал, что главное – греховное желание в голове долго не держать, а поскорее от него избавляться. Если похоть обуяла, лучше пойди подрочи, освободи ум, чтобы посторонние мысли от молитвы не отвлекали. А то к Господу обращаешься, а у самого ебля на уме. Вам, я вижу, приспичило горло промочить, аж невтерпеж. Так выпейте – и тут же забудьте.
Я последовал его совету. Кирилл больше из вежливости слегка пригубил из наполненного мной на четверть стакана. Закусив разрезанной на четыре части помидориной, я спросил, что привело его к решению удалиться от мирской суеты.
– По молодости столько глупостей наделал. Влюбленность ведь чистой воды шизофрения. Сдуру даже человека чуть не убил – до такого падения дошел. Теперь вот то, что от души осталось, спасти пытаюсь, – он грустно улыбнулся.
Я с понимающим сочувствием кивнул и поспешил перевести разговор на другую тему, поинтересовавшись, что он думает о будущем России в связи с новым президентом.
– Вот и вы туда же, – он шутливо отмахнулся от меня обеими руками. – Все чего-то ждут. А чего – сами не знают. Ну чего людям не хватает? Денег? Так их никогда хватать не будет. Для того их нечистый и придумал. А вы представьте себе, если все станут богатыми и вокруг сплошная гармония и справедливость воцарятся. Вы же первый от тоски взвоете, захотите все к чертовой бабушке взорвать, прости Господи, – он весело перекрестился. – Так что пусть уж все как есть остается. Русским людям без пиздюлей, как без пряников. Думаете, за что Господь нас в самую что ни на есть сердцевину чуда поместил? Ведь если с точки зрения здравого смысла подходить, никакой России вообще не должно быть. Все против нее, матушки, ополчились. И снаружи, и изнутри. Сами небось видите, что заступничества ждать неоткуда. А тут умники вроде вас приезжают, интересуются, можно ли Путину верить. Как с ума посходили. Забыли, что в России живут. Лучше бы Богу усерднее молились. Если б не Его святая воля, нас уже лет сто как не было бы.
Я заметил, что мечтаю встретить кого-нибудь, кто сумел бы укрепить меня в моей вере в русское чудо, поскольку, на мой взгляд, всеобщая деградация зашла настолько далеко, что стала необратимой, и сам факт, что с таким персонажем, как Путин, многие далеко не глупые люди связывают надежды на возрождение России, говорит о том, что ситуация катастрофическая.
– Чтобы рыцарем стать, надо не о том думать, у кого денег взять и кому их отдать, а хотя бы одного дракона победить, – вроде как согласился со мной Кирилл. – Тогда и деньги не нужны будут.
Я почувствовал, что служба закончилась, и мои спутники могут уехать без меня. К тому же я опасался подставить гостеприимного Кирилла перед его товарищами, которые должны были вернуться. Пожимая ему руку, я убедился, что общение со мной, судя по его располагающей улыбке, не заставило его жалеть о впустую потраченном времени.
Я успел вовремя. Наша компания уже рассаживалась по машинам. Для нас забронировали места в городской гостинице, поскольку монастырскую отвели для Патриарха. Через четверть часа мы были на месте. Аскетичность обстановки, в которой нам предстояло провести ночь, особенно отсутствие душа и наличие туалета с умывальником только на первом из двух этажей предоставила моим новым знакомым, привыкшим к европейскому сервису, неограниченные возможности посостязаться в остроумии. Доставшийся мне номер с шестью заправленными верблюжьими одеялами металлическими кроватями как две капли воды напоминал недавно покинутое мной общежитие послушников.
Как оказалось, заранее высланный прозорливым Гуревичем десант уже успел закупить кое-какой незатейливый провиант с приложением в виде двух ящиков водки. Все проголодались, поэтому решили перекусить, собравшись в одном из просторных восьмиместных номеров, тем более что единственное в городе кафе, как предположила дежурившая администраторша, так поздно вряд ли работало, хотя часы показывали всего девять вечера. Едва нарезали колбасу, сыр и помидоры и пропустили по первой, как в дверь ввалились уже успевшие где-то основательно нагрузиться братья-предприниматели Олег и Виктор Хиляевы – весом по сто восемьдесят килограммов каждый.
– Ну и дырища в натуре. Представляете, последний ресторан лет десять назад закрылся, – загудел Олег. – Теперь он кафе называется. Чеченцы держат. Мы их уже зарядили. Правда, мяса у них на столько порций не оказалось. К ним ведь никто не ходит, тут народ, что такое деньги, вообще не знает. Зарплату не помнят, когда последний раз выдавали. Но для дорогих гостей обещали что-нибудь придумать. Куда они денутся. Так что через пару часов можем подтягиваться.
Как я уловил из разговоров, мужскую часть компании волновал вопрос ночевки. Практически каждый взял с собой подругу, а двухместных номеров в гостинице не было. Многие видели друг друга впервые и в процессе застолья знакомились, стараясь найти общих знакомых. Спиртное иссякало на глазах. Некоторые парочки выходили во двор и ненадолго уединялись в какой-нибудь из тачек, после чего снова присоединялись к сидевшим за тремя сдвинутыми столами.
Ближе к полуночи братья Хиляевы напомнили, что кушать наверняка подано, и вся орава, пошатываясь и балагуря, двинулась в указанном ими направлении. Хотя идти предстояло недалеко, метров пятьдесят, не больше, многие умудрились проделать путь до кафе на машинах, а некоторые по привычке даже пытались поймать тачку.
Услышав приближение толпы, на порог построенной еще в советские времена стекляшки вышли два мрачного вида чеченца.
– Добро пожаловать. Все давно готово, – равнодушно приветствовали они нас, и в первую очередь братьев Хиляевых. На сдвинутых в ряд столах кроме бутылок стояли тарелки, стаканы и подносы с зеленью и овощами. – Как договаривались. Если что не так – просим прощения. У нас столько народу бывает, только если свадьба или у кого из начальства день рождения. Но нас в таких случаях всегда заранее предупреждают. А вы как снег на голову. Пришлось пацанов подключить. Постарались и все путем организовали. Чего ради дорогих гостей не сделаешь – тем более из Москвы. Горячее сразу подавать?
– Хорош прибедняться, – отмахнулся от него Виктор Хиляев. – Вы небось тут цари, боги и воинские начальники. К тому же вам Аллах помогает, не то что нам, русским, – он многозначительно подмигнул оказавшемуся возле него Саше Гуревичу. – Свежее хоть мясо?
– Сейчас сами убедитесь. Только чтобы без обиды, – обратился хозяин к Саше, видимо почувствовав в нем главного. – Ваши товарищи шашлык просили, но я предупредил, что у нас столько шампуров нет. Поэтому просто пожарили.
Тем временем все с шутками и прибаутками расселись. Предложили присоединиться и чеченцам, но те наотрез отказались.
– Им Аллах спиртное употреблять запрещает, – прокомментировал кто-то из наших.
– Знаем мы, как они своему Аллаху, когда надо, умеют мозги запудрить, – ухмыльнулся Олег Хиляев. – Со мной в камере чеченец сидел. Будь здоров водку хлестал. Мы его однажды в шутку спросили, как же ему не стыдно заповеди Аллаха нарушать. А он говорит, что Аллах ведь на людей сверху смотрит, а мы под крышей сидим, поэтому ему с неба не видно, чем мы тут занимаемся. А на нет, как говорится, и суда нет. Верно я говорю? – обратился он к хозяевам.
– Каждый поступает, как ему совесть подсказывает, – согласился один из них, после чего оба нашли предлог, чтобы поспешить на кухню, откуда, держа поднос с антрекотами, показалась смазливая русская девушка лет двадцати, пожелавшая нам приятного аппетита.
После очередных тостов все стали лучшими друзьями и наперебой хвастались друг перед другом своими связями и возможностями. Братья Хиляевы приехали без спутниц и быстро выяснили, что нашу «официантку» звали Светой. Когда она в очередной раз появилась, чтобы поинтересоваться, не нужно ли нам чего, они подозвали ее к себе.
– Ты, Света, наверное, наши поддатые разговоры слушаешь, а про себя думаешь, что лохи голимые откуда-то понаехали и за крутых себя выдают, хотя на самом деле круче моих хозяев никого нет, – прицепился к ней Олег.
– Ой, да мне без разницы, кто крутой, а кто нет, – охотно откликнулась она, но уговорить ее присесть за стол так и не удалось.
– Нормально хоть платят?
– Кто же бесплатно работать бы стал? Двести рублей. Иногда триста набегает. За вас вот малость подкинут.
– А из русских в городе есть пацаны, которые в авторитете?
– У нас почти что все отсидели. Напиваются, дерутся между собой. Долго на свободе не задерживаются. А к чеченцам кто сунется? Они милиции отстегивают, администрации.
– Сама хоть замужем?
– Охота была за алкаша выходить.
– А за чеченца пошла бы?
– Вот еще. Они чуть что не по ним – в два счета зарежут.
– Ни за что не поверю, что ты ни с кем из начальства так ни разу и не гуляла, – вмешался в разговор Виктор.
– Погулять желающих всегда хватает. Особенно если хорошие люди угощают.
– И много у вас кавказцев?
– В районе три деревни беженцам отдали. Под фермерские хозяйства. Чуть ли не каждый день едут. Целыми семьями.
– А местная администрация, конечно, не против?
– Кто же от денег откажется.
Решив, что болтает с нами слишком долго, Светлана извинилась и сказала, что ей надо идти. Виктор ее спросил, не подскажет ли она, где у них можно познакомиться с симпатичными девушками.
– Ой, да где хотите, – она весело, засмеялась. – У нас все симпатичные. А вам что, своих не хватает? Вон их у вас сколько.
Братьев Хиляевых явно тянуло на подвиги, и они, пропустив еще по рюмке, пошли искать приключений. Веселье угасало. Видимо, сказывалась дорожная усталость. Кое-кто поднимался из-за стола и говорил, что пора спать. За уходившими потянулись остальные. Я тоже побрел в сторону гостиницы. На моей койке, прямо поверх одеяла, в одежде, обняв друг друга, спала парочка. Почти в каждом номере сидели наши и разливали по последней. Я завалился на первую попавшуюся свободную кровать и прежде, чем отключиться, вслушивался, как еле державшийся на ногах Саша Гуревич обходил всех и, чокаясь с каждым, уговаривал закругляться.
– Нам в десять утра икону жертвовать, а от вас на Святейшего перегаром будет разить.
•
Разбудило меня пение петухов, доносящееся из густых лопухов. Вода в протекавшей прямо под окнами речушке, когда я попробовал в нее окунуться, показалась мне слишком холодной, и мне ничего не оставалось, как возвратиться в гостиничный вестибюль, где готовилась к сдаче смены вчерашняя администраторша. Я удивился, что при таком нашествии паломников у них еще оставались свободные места.
– Те, кто в монастырь приезжают, у нас не останавливаются. Неудобно. Десять километров как-никак. На утреннюю службу не попадешь. Автобус туда редко ходит. Там деревенские ночевать пускают, в праздники аж по пятьдесят рублей с человека берут.
Я расспросил ее о городском житье-бытье.
– Мы, местные, шутим, что наша река экологически самая чистая в мире, – улыбнулась она. – Потому что у нас шесть фабрик когда-то было, а теперь все стоят. Как приватизацию провели, так все подчистую разворовали. Оборудование куда-то вывезли. Даже оконные рамы повынимали.
Я поинтересовался, бывает ли она в монастыре.
– Некогда мне. Они ведь только недавно стали служить. Там когда-то ПТУ было, механизаторов готовили. После перестройки денег не стали давать, его и закрыли. А сейчас, говорят, одно название, а не монастырь. Монахи работать не хотят, Боже упаси, чуть что – кавказцев нанимают – картошку копать или что построить.
Я заметил, что работать вообще мало кто хочет.
– Тогда и в монахи незачем идти, – убежденно возразила она.
– Кто-то же и молиться за Россию должен. Чтобы сегодняшний бардак скорее закончился.
– Да бросьте вы, – отмахнулась она, не поняв, шучу я или говорю на полном серьезе.
В вестибюле стали собираться наши. Кто-то протянул мне бутылку пива. Всех беспокоило, что делать, если по дороге начнут принюхиваться гаишники. В любом случае в гостиницу решили не возвращаться, поскольку всех в Москве ждали дела. Несколько пар, решив, что предстоящее мероприятие не стоит того, чтобы ради него задерживаться еще на несколько часов, попрощались и уехали. Меня попросили помочь привести в чувство Сашу Гуревича. Пока мы его расталкивали, он бормотал что-то насчет «искушения», которому бесы подвергают его всякий раз, когда он собирается совершить очередное благое дело. Мы поднесли ему стакан и бутерброд и погрузили в автомобиль.
Патриарх еще не завершил освящение новой часовни. Я подумал, что успею попрощаться с Кириллом, и нашел его в том же коровнике.
– Между прочим, народ возмущается, что монахи нынче пошли ленивые, забыли, что такое хлеб в поте лица добывать, – рассказал я ему об утреннем разговоре в гостинице.
Он отставил лопату и радушно протянул мне руку.
– Если говорят, значит, так оно и есть, – улыбнулся он. – У нас ведь тоже как везде, хотя, конечно, дисциплины немного побольше. А где сейчас единоначалие в чести? Сам на себя епитимию не наложишь – за скотиной и убирать некому будет, особенно по праздникам.
Когда я вернулся к монастырскому собору, из вместительного джипа под руководством Саши Гуревича уже извлекли массивную, примерно полтора на полтора метра икону Владимирской Божьей Матери, прислонив ее к машине. Образ семнадцатого века был с любовью и грамотно отреставрирован. По толпе пронесся гул изумления. Неожиданно сквозь густые облака сверкнул солнечный луч и, отразившись в позолоте нимба, на мгновение ослепил нас, заставив зажмуриться. Все невольно перекрестились. Вышедший к нам батюшка сказал, что Его Святейшество готов принять дар. Саша Гуревич вдвоем с кем-то встали по обе стороны иконы, подняли ее и через боковой придел внесли в переполненный храм. Мы вошли следом. Патриарх внимательно осмотрел святыню и сердечно поблагодарил за пожертвование. В ответ Саша Гуревич, поддерживая образ с одной стороны и стараясь не дышать на владыку, произнес несколько слов. Голос его дрожал и срывался – не то от волнения, не то от вчерашних злоупотреблений, а весь облик сиял от распиравшего его восторга. Богоматерь, бережно подхваченная монастырской братией, торжественно переместилась в алтарь. Хор, постоянно сопровождающий Святейшего в его поездках, грянул «Многая лета». Наши глаза увлажнились от умиления. Каждый по очереди подошел к предстоятелю Русской православной церкви за благословением, и сразу же откуда-то сверху до наших ушей донеслось ангельское пение. Оно становилось все громче, отчетливее и нежнее и постепенно заполнило собой все мироздание. Небожители поздравляли нас с отпущением всех грехов и обретением бессмертия. Вокруг до самого горизонта простирался рай. В центре его стояли два ангела, как две капли воды похожие на братьев Хиляевых. Они выглядели утомленными, но были вполне довольны происходящим.