4 февраля

Через силу посмотрел пару серий «Золотого теленка». Хотел разобраться, почему телевизионщики с таким неистовством глумятся над зрителями, выдавая откровенную художественную самодеятельность за «высшие достижения отечественной кинематографии» (уверен, что еще и премию дадут в какой-нибудь «номинации»). То ли по причине беспредельного цинизма – мол, пипл и так все схавает. То ли поддавшись энергии и эйфории заблуждения по поводу того, что они делают что-то действительно стоящее. Черт его знает. Наверное, обе тенденции протекают одновременно и параллельно. К тому же остается загадкой, по каким причинам нам с беспредельным упорством из года в год навязывают давно потерявшего всякую актуальность персонажа столетней давности – набившего оскомину Остапа Бендера. Мелкий жулик эпохи тотальной нищеты, ценой неимоверных усилий добывающий жалкие копейки, к тому же со временем растерявший последние остатки своего обаяния – даже Меньшиков не спасает. Искусственность, надуманность, а главное – несоответствие и раздирающие противоречия между сложившимся имиджем актера и менталитетом его героя так и прут из каждого кадра. Спросите любую столичную и уважающую себя старшеклассницу – влюбилась бы она в такое суетливое и закомплексованное убожество как Бендер – не в Меньшикова, разумеется, а в того, кого он играет. Если ответит положительно, наверняка соврет. Кстати, у меня до сих пор были большие сомнения насчет самого Меньшикова – так ли уж он «гениален», как его преподносят. Я прибегнул к своему испытанному средству. Обзвонил нескольких продвинутых геев и фриков – индикаторов и законодателей высоких вкусов. Спросил, как им Меньшиков. Все как один фыркали и объясняли, что в их сообществе к нему отношение более чем ироническое. Мол, старается, но вхолостую, нет дерзкой стильности, высокого градуса самосожжения, игры нюансов, утонченной манерности и т.д. В результате все мои подозрения подтвердились. Как известно, приговор клубно-эрэнбишной тусовки (единственного неангажированного оценщика) обжалованию не подлежит. Кого там отвергли, того можно спокойно списывать со счетов.

Сражение двух богатырей – «дуэль» Проханова и Жириновского в передаче «К барьеру!» – лучшая из всех, которые я видел. Потому что встретились два гиганта мысли, два интеллектуальных символа эпохи, две грандиозные личности на нашем бескрылом политическом пространстве, которые наглядно продемонстрировали два мироощущения, два подхода к жизни. Суть Проханова в том, что он одновременно и последний солдат империи, и провидец, который лучше всех понимает, что для его империи в будущем мироустройстве места нет. Он исходит из того, что СССР можно рассматривать только как единое и неразрывное целое со всей его 70-летней историей, и если отколоть от него кусочек «для анализа» или «для осуждения», то все остальное мгновенно рухнет. Поэтому СССР критике не подлежит.

На самом деле СССР при Сталине, при Хрущеве и при Брежневе – три совершенно разные страны, каждую из которых можно исследовать и критиковать отдельно. Главный же изъян Проханова – в отсутствии здоровой иронии по отношению к наследию совкового прошлого и совершенно неоправданной и чрезмерной сакрализации колосса на глиняных ногах, каким оказался Советский Союз.

Жириновский сегодня выглядит более органично, потому что он – само олицетворение иронии и стеба, кем и должен быть истинный продукт нашего беспринципного времени. Он считает, что если страну слили в унитаз, кругом одна туфта и никто ни за что не отвечает, в том числе и за свои слова, то в такой ситуации «все позволено», и политик тоже имеет право говорить и действовать либо по настроению, либо в угоду сиюминутной конъюнктуре, либо за деньги – сейчас одно, через час другое. Он чувствует себя в сегодняшней России как рыба в воде и как никто понимает, что если единственный идеал народа – личное обогащение и успех любой ценой, то нужно играть на его поле, то есть жить по понятиям – и тогда избиратель тебя поймет (причем даже на подсознательном уровне), примет за своего и потянется к тебе. Ведь не секрет, что дорогие россияне, читая в газетах обличительные материалы о жуликах, от которых пострадали простые и беззащитные граждане, искренне симпатизируют не жертвам, а как раз преступникам, восхищаясь их «умением жить». Жириновский понял тенденцию и стал первым, кто свой беспредельный цинизм не только не скрывает, но и бравирует им, собирая необходимый процент голосов. Поэтому он – истинный гений и идеолог современной жизни с ее тотальной продажностью и беспринципностью. Он ведь так и заявил в передаче «К барьеру!»: «У нас свобода слова, которую вам, проклятым коммунистам, у нас отнять не удалось, как вы ни пытались, поэтому я чего хочу, то и говорю». И ведь он прав.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: