Впервые напечатано в каталоге персональной выставки «Всеобщий макроинсектарий» в галерее К35
Тема насекомых возникла в творчестве признанного классика современного искусства Александра Ройтбурда несколько лет назад. Побудительным импульсом послужили размышления автора о полном парадоксов и тайн сосуществовании и взаимодействии двух столь непохожих реальностей – Homo sapiens и Insécta. Не секрет, что для нас, «разумных», нет более загадочных существ, чем членистоногие беспозвоночные твари. Во всем видимом космосе они – самые маленькие, но самые могущественные, опасные, непредсказуемые, вездесущие, неуловимые, неистребимые, многочисленные, ненасытные и абсолютно безжалостные. А главное – живут по законам, подчас противоречащим материальному миру. Неспроста люди с тех пор, как стали обладать самосознанием, относятся к насекомым как к инопланетянам – с ужасом и священным трепетом. А сколько великих цивилизаций наделяли всевозможных блох, скорпионов, многоножек и скарабеев божественными свойствами, считая их посланниками небес, связующим звеном между земным и потусторонним.
В интерпретации Александра Ройтбурда насекомые выполняют роль неких стражников, охраняющих мистическую границу, за которой начинается леденящее душу невидимое и неизвестное, и одновременно – пристально наблюдающих за состоянием нашей психики хищников. Стоит расслабиться или потерять бдительность – и обратной дороги уже не будет. В современном мире воспетая Кафкой сенсация стала банальной обыденностью. «Превращения» происходят на наших глазах – причем повсеместно и в массовом порядке. Увы, сегодняшнее поколение утратило иммунитет против зомбирующих трахейнодышащих чудовищ, чьи амбиции распространяются на весь земной шар.
К сожалению, ничем позитивным мистерия перехода из человеческого состояния в инсектарное не заканчивается, что наглядно подтверждает правоту мудрецов древности, считавших насекомых обитателями одной из (пусть даже самой нижней, астральной) ступеней «ада». Там, за чертой – сплошная слизь, липкая ядовитая паутина, алчные, способные перемолоть что угодно щупальца и челюсти. И пусть никого не вводит в заблуждение «миролюбивость» божьей коровки или изящество бабочки. Пришельцы всегда враждебны – на то они и пришельцы. Скептикам же советуем чаще смотреть многочисленную голливудскую кинопродукцию.
Предлагаемый цикл работ Ройтбурда посвящен самой первой, начальной стадии классической, много раз описанной и показанной трансмутации. А точнее тому, что предшествует процессу. Спасибо автору за то, что он решил не тревожить аудиторию кошмарами. Перед нами – вполне земные персонажи, находящиеся в жизненном тупике и утратившие волю к сопротивлению. Они еще не знают, что обречены и до поры сохраняют привычный облик. Но их аура уже находится во власти полуматериальных пожирателей человеческих душ. Люди, изображенные на холстах, еще не замечают и не чувствуют присутствия своих затаившихся в непосредственной близости палачей-вампиров – зато мы их отлично видим.
Признаемся самим себе в общеизвестном. Тенденция налицо. Тотальное Превращение необратимо. Его уже не остановить. Количество гомо сапиенсов вокруг нас катастрофически убывает – зато ассортимент Всеобщего инсектария (так называется полный каталог насекомых планеты, над составлением которого трудятся ученые Русского энтомологического общества, лаборатории систематики насекомых Зоологического института РАН и сектора энтомологии Зоологического музея МГУ) постоянно расширяется. Мы давным-давно сдались Им, став самой легкой из добыч. Вот почему устроители выставки Александра Ройтбурда назвали проект Макроинсектарием – ведь современный, новейший реестр неумолимо поглощающих нас хитиновых орд должен включать и такой вид, как Homo inséctum.
Александр Ройтбурд прекрасно понимает тенденцию. Неспроста его сверхзадача – не просто поделиться своими знаниями, но и предупредить, предостеречь. В одном из недавних интервью художник категорично заявил: «Учтите, я не энтомолог, а энтомофил». Тем самым маэстро недвусмысленно дал понять, что он вопреки негативным тенденциям остается гуманистом – снисходительным и доброжелательным к своим зрителям в любом их обличии и состоянии.