В «Велте» занимались самолюбованием

Хотя «Велта» открыла сезон несколько позже, чем дру­гие уцелевшие столичные галереи, зато ее первый блин оказался вполне съедоб­ным. Куратор галереи Мария Каткова, до сих пор не уставав­шая обрушивать на публику кас­кады концептуальных головоло­мок, озадачила «простой как мычание» акцией под названием «Мизантроп», показав незатей­ливую по подаче и оформлению, но достаточно весомую по со­держанию выставку докумен­тальных фотографий Владимира Обросова – фоторепортера, гра­фика, дизайнера, участника и организатора нескольких запом­нившихся проектов.

Три из четырех стен выста­вочного зала занимают фотогра­фии, прикнопленные вплотную одна к другой от пола до потол­ка. Подавляющее большинство сюжетов отражают хронику бо­гемных тусовок уходящего года и примелькавшиеся лица их бес­сменных персонажей – в основ­ном выпивающих и закусываю­щих во время бесконечной че­реды презентаций, вернисажей, дней рождений. Весьма показа­тельно, что автору так никого и не удалось запечатлеть за рабо­той, потому что если бы такое случилось, то заголовок экспозиции пришлось бы сменить на противоположный. В труде человек, как известно, неизменно прекрасен.

Собственно замысел г-жи Катковой, в соответствии с ко­торым она отбирала материал, ясен как божий день. Люди (тем более «творческие»), «расслаб­ляясь», теряют бдительность, их сущности выворачиваются наиз­нанку, «маски» спадают, тайное становится явным, и ехидному фотокорреспонденту из какой-нибудь «желтой» газетенки оста­ется только подстеречь наибо­лее «компрометирующее» мгновение. Судя по напечатанному в буклете комментарию, так оно скорее всего и задумывалось – с одной стороны, надсмеяться и обличить (смотрите, какие они, оказывается, мерзкие!), с другой – побравировать и поэпатировать обывателя (вот какие мы не­приглядные, зато в отличие от вас свободные и гениальные!). И то, и другое, мол, два симптома одной болезни – мизантропии, вирусом которой «инфицирован» сегодня чуть ли не каждый проф­ессионально работающий с ка­мерой.

Если же предположить, что г-н Обросов никакой «цензуре» со стороны галереи не подвергался и вывешивал все, что хотел и успел наснимать, то страстный и пристальный («нездоровый», как выразились бы строгие моралис­ты) интерес автора к откровенно «маргинальным» объектам (жую­щим, поглощающим спиртное, кривляющимся бездельникам «при искусстве») тем более со всей убедительностью подтвер­ждает обозначенный в названии «диагноз».

Входившие в гостеприимно распахнутую по случаю верниса­жа дверь выставочного зала пер­вым делом брали в руки услуж­ливо подносимый стаканчик и только после совершения при­вычного ритуала начинали лихо­радочно шарить взглядом по сте­нам в нескрываемой надежде отыскать собственное изображе­ние. Удовлетворив тщеславие и убедившись, что «никто не за­быт», удивлялись:

– По мне, так вполне весело и жизнера­достно. Все счастливы, смеются, развлекаются. При чем тут ми­зантропия?

Что, видимо, и требовалось доказать.

 «Мегаполис-Экспресс» №38 от 27 сентября 1995 года

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: