«Сегодня – рано, послезавтра – поздно». Кажется, приблизительно так определил дату нашумевшей на весь мир концептуальной акции организовавший ее вечно живой товарищ. Видимо, именно с учетом рекомендаций «стратега всех времен и народов» назначил очередной «эпохальный» вернисаж в своей галерее «Obscuri viri» ее владелец и директор одноименного издательства Александр Малюгин.
Впрочем, 1 сентября всегда cчиталось идеальным днем для открытия нового артистического сезона. Столичный истеблишмент, основательно изголодавшйся на более чем скудном летнем тусовочном ассортименте, готов проглотить практически любую наживку.
В помещении выставочного зала «На Солянке» гостей встречали духоподъемными немецкими военными маршами тридцатых-сороковых годов. Видимо, из опасения оказаться скомпрометированным небезызвестный гражданин государства Израиль г-н Бренер, услышав «крамольные» мелодии, так и не решился переступить гостеприимно распахнутую дверь и после тридцатисекундного топтания на пороге предпочел тихо-тихо «стушеваться», что, по единодушному мнению присутствовавших, явилось подтверждением крайней степени усталости профессионального скандалиста. Зато в остальных именитых представителях «авангардного» бомонда недостатка не наблюдалось, а присутствие «самих» господ Пригова и Рубинштейна на экспозиции с довольно претенциозным названием «Моя Империя» лишний раз укрепило обозревателя «М-Э» в уверенности, что скромное обаяние девушек в «нордическом» обмундировании, приветствовавших входящих вскинутыми вверх ладонями, окончательно восторжествовало над историческими и национальными условностями.
В целом «Моя Империя» представляет собой классический проект из разряда «стерильных», то есть стремящихся достичь максимального идеологического и стилистического эффекта при минимуме изобразительных средств. Упражнения в «монументальном текстиле» Марины Колдобской и Марины Обуховой свелись всего-навсего к шести слегка намеченным вышивкой гладью портретам (золото на красном!) отцов-основателей советско-имперского мироощущения – Маяковского, Шостаковича, Малевича, Эйзенштейна, Родченко и Мейерхольда. Как видим, всех вышитых личностей объединяет новаторско-революционный подход к строительству светлого будущего.
Справедливости ради следует отметить выполненные в технике «холодного» батика «производственные» композиции Светланы Люзиной, дополнившие прохладно-эстетскую рафинированность замысла изрядным количеством «романтического» гарнира.
Из трех участниц проекта наиболее теоретически подкованной оказалась г-жа Обухова, которая охотно поделилась с обозревателем «М-Э» своими историко-культурологическими соображениями. По мнению Марины, все три девушки «хотели выразить свое восторженное отношение не только к былому величию их общей и бывшей родины – СССР, но и к мужчинам, которые внесли наибольший вклад в становление советской государственности». В мучительных поисках определилось и «самое женское, а потому чрезвычайно интимное и деликатное средство объяснения в любви – рукоделие».
– Нынешнему поколению российских художников посчастливилось жить и творить в атмосфере абсолютной свободы, осмысливая ценности всех времен, в то время как Германия в силу определенных политических табу была вынуждена расстаться с таким плодоносным пластом собственной культуры, как наследие 30-40-х годов, – считает юная Марина, всерьез увлеченная перспективой покорения пространств и народов, – Россия сберегла для современной Германии идею «имперской» культуры, и то, что немцы предложили нам показать выставку в их стране, свидетельствует о том, что Германия делает шаги в правильном направлении.
Под занавес вернисажа, на котором публика напилась в полном соответствии с «арийско-православной» традицией, в зал ввалился «поддавший» Олег Кулик и первым делом спросил, глядя на растянутый посредине зала аэростат:
– Чьи это трусы тут развесили?
В ответ на объяснение владельца галереи, что воздухоплавательный аппарат призван олицетворять, во-первых, мужественную эпоху покорения стратосферы, а во-вторых, напоминать о судьбе авиатора и художника Йозефа Бойса, генеральный секретарь Партии животных в категорической форме заявил, что, поскольку «женщина – единственное из животных, которое носит трусы, он готов рассматривать проект г-на Малюгина исключительно как вклад в пропаганду отечественного зоофеминизма».
«Мегаполис-Экспресс» №35 от 6 сентября 1995 года