Фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» в свое время стал чуть ли не «точкой отсчета» перестройки. Каждый, кто его посмотрел, как будто прозревал. Для одних картина становилась толчком к пробуждению, для других – подтверждением «необратимости» едва начинавшихся в ту пору перемен. Как бы там ни было, ее появление на экранах произвело эффект разорвавшейся бомбы, изрядно взбаламутив (во всяком случае нравственно) умы «советских» граждан.
Наряду с блистательными актерами, снявшимися в ленте, роль скончавшегося от пыток художника Сандро Баратели сыграл тогда никому в сущности не известный актер одного из грузинских провинциальных театров Давид Гиоргобиани – юноша, наделенный поистине неземной красотой. Его внешность, да и весь рисунок роли, как, собственно, и задумывал режиссер, ассоциировались с обликом и подвигом Иисуса Христа. Немало девушек, помнится, изнывали в тщетной надежде встретить «живого» исполнителя.
Прошли годы. Мы переместились в другую эпоху и иное измерение. «Покаяние» стало «классикой мирового кинематографа» и постепенно стерлось из памяти. Каково же было мое удивление, когда буквально на днях на одном из бесчисленных и до тошноты наскучивших вернисажей я увидел красивого и элегантного человека с внешностью, кого-то явно напоминавшей. Не удержавшись, я подошел и завел ни к чему не обязывающий разговор, из которого тут же выяснилось, что мой собеседник – «сам» Давид Гиоргобиани. Когда я стал расспрашивать, как сложилась его жизнь и чем он сейчас занимается, стало ясно, что энергия «Покаяния» круто изменила судьбы создателей фильма.
– Давид, вы говорите, что после «Покаяния» как бы родились заново, в вашей душе произошел переворот. С тех пор, несмотря на лавину предложений, вы снялись всего в одном фильме по сценарию Сергея Параджанова – «Этюды о Врубеле», где сыграли заглавную роль, после чего порвали и с кинематографом, и с театром, переехали из Рустави в Тбилиси. Теперь вы – человек церкви, служите во имя православной веры, в частности, собираете сведения о чудесах, происходящих в различных храмах и монастырях. С чего началось ваше обращение к Богу, религии?
– Фильм «Этюды о Врубеле» снимался в Киеве, где, как известно, гениальный живописец принимал участие в росписи Владимирского собора. Съемки пришлись на 1988 год, когда праздновалось тысячелетие крещения Руси. Предстояло возвращение церкви Киево-Печерской лавры. Мы с женой туда постоянно заходили, посещали «ближние» и «дальние» пещеры, стояли перед мощами святых старцев и пытались в их честь зажечь свечи и помолиться, но смотрительницы «музея» тут же их с гневом гасили и говорили, что «здесь вам не церковь». В те дни я впервые в жизни стал свидетелем чуда. В лаврском «музее» в качестве экспонатов числились четыре серебряных и стеклянных сосуда, в которых хранились головы некоторых святых. Когда-то они назывались «мироточивыми главами», потому что из них самопроизвольно сочилось миро – благоухающее маслянистое вещество, необходимое для совершения церковных таинств. Когда сосуд наполнялся, миро отливали. В дни закрытия лавры большевиками головы святых, казалось, навсегда перестали источать таинственное вещество. После церемонии передачи обители духовным властям священнослужители сразу же направились в бывшие «музейные» запасники. Мне позволили их сопровождать. Мы взяли священные сосуды и перенесли их в собор. Началась литургия. В конце службы все заметили, что из-под крышек сосудов вытекает миро.
– Головы каких святых хранились в сосудах?
– В частности, первого римского папы Климента, рукоположенного самим апостолом Петром. Он принял мученическую смерть от гонителей веры на херсонесских каменоломнях, откуда его нетленные мощи святые Кирилл и Мефодий доставили в Рим. Спустя столетия его голову святой равноапостольный князь Владимир перевез в Киев. В год тысячелетия крещения Руси тысячи людей подходили к чудотворным сосудам, над каждым священнослужители совершали обряд помазания, а миро не убывало. Я был потрясен до глубины души. Особенно после того, как стал помогать в восстановлении лавры. Мы открывали гробы, находившиеся в пещерах (их не закапывали, а просто ставили друг на друга). В десяти из них старцы, умершие пятьсот лет назад, лежали целые и невредимые. Их мощи клали на стол и обтирали полотенцем, которое… начинало благоухать. Причем никакому «бальзамированию» скончавшиеся монахи не подвергались. Их хоронили, как всех русских людей.
– Кто не истлел, тот святой?
– Не совсем так. Случаются «чудеса», когда человек после смерти не перестает выглядеть «как живой», даже румянец на щеках играет. Церковь относится к таким фактам более чем настороженно. Здесь может быть замешана нечистая сила. Вспомните про упырей. Или вообще человека земля не принимает из-за его несметных грехов. Случалось встречать и такое. Нетленными же считаются мощи, которые начали «тлеть», но процесс «разложения» в какой-то момент прекратился. Вы видите, что перед вами именно мертвое тело, но оно полностью сохранилось. Я получил благословение сфотографировать мощи великомученицы Варвары. Им – полторы тысячи лет. Выглядят они именно так, как я только что описал.
– Увиденное в Киеве изменило вашу судьбу?
– Я стал ездить по святым православным местам, собирал сведения о происходящих там чудесах и по мере сил старался их запечатлеть. Поначалу, по бедности, с помощью фотоаппарата. Взгляните. Это снимок левой стопы святого апостола Андрея Первозванного. Она хранится в одном из монастырей под Одессой. А вот правая рука Иоанна Златоуста. Сфотографировал я ее на Афоне, в Греции.
– Итак, вы порвали с актерской профессией и направились… Куда?
– В Почаевскую лавру. Как известно, там в огненном столпе явилась Богородица и оставила на камне след своей стопы. Я стал очевидцем обряда изгнания бесов. Способен его совершать только один монах-отшельник, известный особо аскетичной жизнью. К нему подвели девушку лет двадцати. Она рычала по-звериному. Когда ее о чем-то спрашивали, она отвечала голосом еще более хриплым, чем у Владимира Высоцкого. Монах брызгал на нее водой, читал молитву, а из ее рта раздавалось бессвязное хрипение. В конце концов кто-то «из нее» прорычал слова «Хватит, прекрати!» Девушка тут же потеряла сознание и упала. Все думали, что она умерла. Но через несколько минут девушка поднялась и заговорила чистым, звонким голосом. Я тогда впервые пожалел, что со мной не оказалось видеокамеры, и задумался, почему кинодокументалисты не снимают на пленку явные свидетельства действия Высших Сил. Решил, что обратного пути у меня нет. Объехал всю Россию, ее основные святыни, получил благословение отцов церкви на съемки документального фильма. Подбил коллег, которые, взяв камеру и свет, на чистом энтузиазме отправились со мной в странствия по четырем уделам Божьей Матери. Снимали в Киеве, Дивееве, на Афоне и, конечно же, в Иверии, то есть моей родной Грузии, откуда происходит наиболее почитаемая в России Иверская икона Божьей Матери.
– Какие сюжеты вы сняли у себя на Родине?
– Тогда в Сванетии случилась трагедия. Под лавинами погибло множество людей. Оказались разрушенными десятки селений. Мы поспешили туда и увидели, что гигантские оползни, уничтожив жилые дома, не коснулись ни одного стоявшего на их смертоносном пути храма. Лавины как бы «обогнули» каждую церковь. Все местное население посчитало случившееся за чудо, за знак свыше, за предупреждение, за призыв ко всем жителям республики одуматься и покаяться.
– В католической и других конфессиях тоже порой случаются божественные чудеса. Вы сознательно ограничили себя рамками православия?
– Будучи человеком воцерковленным, я прославляю свою веру, не обличая и не унижая любую другую. В православие меня обратило чудо, которое я каждый год накануне Светлого Христова Воскресения наблюдаю в Иерусалиме. В храме Гроба Господня с неба сходит огонь и зажигает приготовленные свечи и лампады. Причем совершается чудо только при одном условии – если в алтаре храма присутствует православный патриарх. Около полудня Великой Субботы он поднимает над головой связку свечей и начинает читать молитвы. Иногда через пять минут, а когда и два часа проходит, но свечи в его руках сами по себе возгораются. Еще служители храма предварительно раскладывают вокруг обыкновенную вату, которая тоже начинает гореть пламенем голубого цвета. Характерно, что сошедший огонь в течение нескольких минут остается холодным. Можно опустить в него руку – и вы ничего не почувствуете. Представители духовенства других конфессий в течение многих лет пытаются проделать то же самое, но у них ничего не получается. Свечи в их руках не загораются, хотя они и присутствуют при установившемся за века обряде. Если бы вы видели, в какую ярость впадают некоторые из них. Последние несколько лет патриарха Иерусалимского блаженнейшего Диодора перед входом в алтарь даже обыскивает специальная международная комиссия – ищут спички или какие-нибудь воспламеняющиеся вещества.
– Вы сказали, что Грузия пользуется особым покровительством Божьей Матери.
– Пресвятая Богородица печется о всех грешных и заблудших, но на Афоне среди двадцати расположенных на полуострове православных монастырей есть и грузинский – Иверский, где находится подлинник чудотворной иконы. По преданию, она приплыла к стенам обители по морю. Ее заметили издали, по исходящему от нее сиянию, и один из иноков по имени Гавриил пошел по поверхности воды ей навстречу, принял ее и вернулся в монастырь. Явившаяся вскоре Богородица подтвердила, что, пока икона останется в обители, она не лишит Грузию своего божественного покровительства, хотя грузинскому народу предстоят немалые испытания. Перед самыми суровыми из них на иконе выступают капли крови. Еще в одном из храмов Иверского монастыря висит большая наполненная елеем неугасимая лампада. Она прикреплена к потолку цепью и постоянно находится в движении. Иногда раскачивается как маятник, либо описывает окружности разного диаметра – до метра и больше. Если она замирает, то всего на мгновение, после чего начинает слегка вибрировать и набирать обороты. По их амплитуде населяющие обитель послушники безошибочно предсказывают события и катастрофы, которые произойдут в Грузии в ближайшее время. Как известно, сегодня большинство чудотворных икон во всем мире – Иверские. Взять хотя бы одну из наиболее известных, хранящуюся в одной из русских церквей в Монреале. Из нее постоянно (подчеркиваю для неверующих) течет миро, которое исцеляет даже гангрену.
– Неужели никто не поддерживает ваши поездки материально?
– До сих пор у меня нет собственной видеокамеры.
– На что же вы рассчитываете?
– Исключительно на Божий промысел. Уверен, что в конце концов найдутся меценаты на задуманный мной фильм об Андрее Первозванном, чью роль в духовной истории России и Грузии трудно переоценить (он, кстати, начинал проповедовать с Аджарии).
– С какими проявлениями чудесного вам приходилось сталкиваться в последнее время?
– Минувшим летом мы решили установить крест на горе Железный Крест в Аджарии, названной в честь события, когда Андрей Первозванный когда-то водрузил на ее вершине крест из железа. Стали искать «то самое» место. Долго сомневались, спорили. Вдруг один монах совершенно случайно отодвинул какой-то камень, а под ним оказался отпечаток мужской стопы. Разве не чудо, не указание? Там и поставили крест. В Абхазии тоже немало чудотворных мест. Например, где истязали перед убийством священномученика Василиска. Ему не давали пить. Он возопил к Богу, и сразу из-под земли забили двенадцать источников, вода которых смешалась с его кровью. До сих пор ее цвет остается слегка красноватым. Или, скажем, в селе Становой Колодезь Орловской области живут дети, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Там верующие своими силами восстанавливают церковь Покрова. Два года назад во время службы одна из стен алтаря как бы растворилась в воздухе, и молящиеся воочию увидели Богородицу в золотой короне. После того, как видение исчезло, на стене осталось изображение Пречистой Матери. Сегодня при храме создана общественная организация «Покров детям», открыта воскресная школа. Настоятель прихода отец Владимир и его матушка Татьяна – истинные подвижники, их ежедневно тепло встречают и в местной больнице, и в школе,
– Вы приехали в Москву на фестиваль «Золотой витязь», чтобы показать свой четырехчасовой документальный фильм об увиденном вами.
– Называется он «Господь мой и Бог мой». Широкую аудиторию познакомить с ним так и не удалось, но человек десять на просмотр пришли.
– Какое из чудес особенно вас поразило?
– Я собрал материалы о встрече Сталина с блаженной Матреной – слепой от рождения юродивой, жившей при Свято-Даниловом монастыре (там, кстати, она и похоронена). В первые дни войны Сталин растерялся, и ему посоветовали обратиться к известной московской прорицательнице. Он приехал в барак, где она ютилась. Блаженная посоветовала вождю не покидать Москву, открыть церкви, выпустить из тюрем священников, и тогда она гарантировала ему победу. Сталин поверил и остался в столице. Сегодня Русская православная церковь готовится причислить к лику святых женщину, изменившую ход истории и спасшую Россию. Не случайно на ее могиле постоянно происходят чудесные исцеления.
«Мегаполис-Экспресс» № 43 от 1 ноября 1995 года