Ренэ Герра совмещал приятное с полезным

За последнее десятилетие современное искусство ус­пело стать неотъемлемой частью пестрого столично­го быта. Офисы «новых русских» украшают подлинники Сальвадо­ра Дали, не говоря уже о репро­дукциях самых «крутых» авангар­дистов. Тот, кто захочет удивить Москву чем-то «новеньким», сильно рискует. Мы практически видели все – не здесь, так «там». Не живьем, так на фотографиях и видеокассетах.

Тем не менее в Третьяковс­кой галерее на прошлой неделе открылась выставка, которую можно сравнить с посланием, пришедшим к нам из иной ре­альности. Речь идет об экспози­ции «Оки унесли с собой Рос­сию», составленной из экспона­тов коллекции французского сла­виста Ренэ Герра и отражающей абсолютно неисследованный пласт мировой культуры – твор­чество русских художников-эмигрантов «первой волны», жив­ших во Франции с 20-х по 70-е годы.

Сегодняшним эмигрантским искусством благодаря гранича­щей с фанатизмом настойчивос­ти и пробивным способностям г-на Александра Глезера мы на­сытились сверх всякой меры. Имена Рабина, Целкова, Шемя­кина у всех на слуху. А вот такие фамилии, как Бушен, Голлербах, Залшупин, Исцеленов, Ланской, Соложев, Сюрваж, Цингер, Че­хонин, Шаршун до сих пор не вошли в широкий культурный обиход. Собственно, миссия г-на Герра в Москву и призвана восполнить досадный пробел.

К Ренэ Герра отношение в кругах славистов, культурологов и искусствоведов неоднозначное. Бытующая версия о происхож­дении его коллекции такова. Молодой, образованный, тонко понимающий живопись и блес­тяще владеющий русским язы­ком офицер «Сюрте Женераль» (французский аналог ЦРУ) внед­ряется в среду русской эмигра­ции для изучения ее взглядов и настроений. Незаурядные способности позволяют разведчику завоевать доверие одного из столпов эмиграции – Бориса Зайцева, который предлагает г-ну Герра работу в качестве сво­его литературного секретаря. К тому же бедственное положение многих оказавшихся за рубежом русских вынуждает их продавать за бесценок находившиеся в их руках культурные ценности, чем спешит воспользоваться буду­щий председатель Ассоциации по сохранению русского культур­ного наследия во Франции. Кстати, упоминание о г-не Герра можно найти в книге тог­дашнего зампреда КГБ Семена Цвигуна «Тайный фронт. О под­рывной деятельности импери­ализма против СССР и бдительности советских людей», издан­ной «Политиздатом» в 1973 году. Автор рассказывает о том, как г-н Герра, «проходя стажировку в одном из московских вузов, под предлогом сбора научной информации об изучаемом им творчестве русских писателей 1890- 1917 годов стал устанав­ливать многочисленные связи среди советских студентов и начинающих писателей, прояв­ляя повышенный интерес к ли­цам, не имеющим твердых иде­ологических убеждений и выска­зывающих антиобщественные суждения». В конце концов, по словам Цвигуна, удалось пере­хватить отправленные Герра с французской туристической группой разведданные, что пол­ожило начало «изобличению ма­терого идеологического дивер­санта». Дело кончилось баналь­ным по тем временам «выдворе­нием из СССР в 24 часа».

Что ж, какова бы ни была предыстория выставки в Треть­яковской галерее, присутствие на ее открытии множества имени­тых гостей государственного уровня и приветственные телег­раммы от члена французской Академии Анри Труайа и акаде­мика Дмитрия Лихачева лишний раз подтвердили расхожее мне­ние, что победителей не судят. В приветственном слове еще один академик – Евгений Челышев как идейный вдохновитель Конгрес­са соотечественников тепло поб­лагодарил профессора Герра за то, что тот помог выявить быв­ших агентов КГБ среди ученых, занимающихся сегодня темой российского зарубежья.

Банкета по случаю верниса­жа, во всяком случае для пред­ставителей прессы, не устраи­валось, что, видимо, объясняет­ся либо истинно коллекционер­ской скаредностью г-на Герра, либо тем, что он пребывал в трауре по случаю утраты 23 ра­бот, таинственно исчезнувших, по словам устроителей, «где-то между Парижем и Москвой».

«Мегаполис-Экспресс» № 16 от 19 апреля 1995 года

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: