За последнее десятилетие современное искусство успело стать неотъемлемой частью пестрого столичного быта. Офисы «новых русских» украшают подлинники Сальвадора Дали, не говоря уже о репродукциях самых «крутых» авангардистов. Тот, кто захочет удивить Москву чем-то «новеньким», сильно рискует. Мы практически видели все – не здесь, так «там». Не живьем, так на фотографиях и видеокассетах.
Тем не менее в Третьяковской галерее на прошлой неделе открылась выставка, которую можно сравнить с посланием, пришедшим к нам из иной реальности. Речь идет об экспозиции «Оки унесли с собой Россию», составленной из экспонатов коллекции французского слависта Ренэ Герра и отражающей абсолютно неисследованный пласт мировой культуры – творчество русских художников-эмигрантов «первой волны», живших во Франции с 20-х по 70-е годы.
Сегодняшним эмигрантским искусством благодаря граничащей с фанатизмом настойчивости и пробивным способностям г-на Александра Глезера мы насытились сверх всякой меры. Имена Рабина, Целкова, Шемякина у всех на слуху. А вот такие фамилии, как Бушен, Голлербах, Залшупин, Исцеленов, Ланской, Соложев, Сюрваж, Цингер, Чехонин, Шаршун до сих пор не вошли в широкий культурный обиход. Собственно, миссия г-на Герра в Москву и призвана восполнить досадный пробел.
К Ренэ Герра отношение в кругах славистов, культурологов и искусствоведов неоднозначное. Бытующая версия о происхождении его коллекции такова. Молодой, образованный, тонко понимающий живопись и блестяще владеющий русским языком офицер «Сюрте Женераль» (французский аналог ЦРУ) внедряется в среду русской эмиграции для изучения ее взглядов и настроений. Незаурядные способности позволяют разведчику завоевать доверие одного из столпов эмиграции – Бориса Зайцева, который предлагает г-ну Герра работу в качестве своего литературного секретаря. К тому же бедственное положение многих оказавшихся за рубежом русских вынуждает их продавать за бесценок находившиеся в их руках культурные ценности, чем спешит воспользоваться будущий председатель Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции. Кстати, упоминание о г-не Герра можно найти в книге тогдашнего зампреда КГБ Семена Цвигуна «Тайный фронт. О подрывной деятельности империализма против СССР и бдительности советских людей», изданной «Политиздатом» в 1973 году. Автор рассказывает о том, как г-н Герра, «проходя стажировку в одном из московских вузов, под предлогом сбора научной информации об изучаемом им творчестве русских писателей 1890- 1917 годов стал устанавливать многочисленные связи среди советских студентов и начинающих писателей, проявляя повышенный интерес к лицам, не имеющим твердых идеологических убеждений и высказывающих антиобщественные суждения». В конце концов, по словам Цвигуна, удалось перехватить отправленные Герра с французской туристической группой разведданные, что положило начало «изобличению матерого идеологического диверсанта». Дело кончилось банальным по тем временам «выдворением из СССР в 24 часа».
Что ж, какова бы ни была предыстория выставки в Третьяковской галерее, присутствие на ее открытии множества именитых гостей государственного уровня и приветственные телеграммы от члена французской Академии Анри Труайа и академика Дмитрия Лихачева лишний раз подтвердили расхожее мнение, что победителей не судят. В приветственном слове еще один академик – Евгений Челышев как идейный вдохновитель Конгресса соотечественников тепло поблагодарил профессора Герра за то, что тот помог выявить бывших агентов КГБ среди ученых, занимающихся сегодня темой российского зарубежья.
Банкета по случаю вернисажа, во всяком случае для представителей прессы, не устраивалось, что, видимо, объясняется либо истинно коллекционерской скаредностью г-на Герра, либо тем, что он пребывал в трауре по случаю утраты 23 работ, таинственно исчезнувших, по словам устроителей, «где-то между Парижем и Москвой».
«Мегаполис-Экспресс» № 16 от 19 апреля 1995 года