Минувший уик-энд измученная душа обозревателя «М-Э» провела без сна и отдыха. Причиной дискомфорта послужил все тот же наш дорогой Владимир Вольфович, решивший дать старт своей избирательной кампании, из-за чего весь цвет московской журналистики был вынужден «стоять на ушах» чуть ли не сорок восемь часов, в течение которых на их глазах развивалось захватывающее пропагандистское шоу, посвященное вступлению в церковный брак г-на Жириновского с его законной супругой Галиной Лебедевой.
Попутно с личными лидер ЛДПР решал и партийно-политические проблемы – в частности, обхаживал приглашенного им в гости по случаю семейного торжества руководителя французской партии право-патриотической ориентации Национальный фронт Жан—Мари Ле Пена. С обоими народными заступниками репортерская братия могла пообщаться в конференц-зале гостиницы «Славянская», где братья по разуму и оружию, рассыпаясь в комплиментах друг другу, сообщили об обоюдном намерении уже в текущем году основать что-то вроде «европейского патриотического интернационала» и провести его учредительный съезд. По ходу пресс-конференции, начавшейся в субботу утром, известный «понтярщик» и эпатажник Владимир Вольфович неоднократно возвращался к теме назначенного на два часа «обеда в штаб-квартире ЛДПР», на который должны были доставить всех присутствующих «ожидающие у входа два автобуса-«мерседеса».
В действительности же «штаб-квартира» оказалась заурядным и тесноватым московским ресторанчиком, заброшенным на городскую окраину, «обед» – более чем скромным фуршетом (еще не успели последние вошедшие гости сдать одежду в гардероб, как прибывшие первыми подчистую «смели» выставленное угощение), а «два автобуса-«мерседеса» – одним стандартным «Икарусом», в который еле-еле втиснулась лишь небольшая часть прельстившихся обещанием «продолжить дискуссию в неформальной обстановке».
Увидев, что заготовленные запасы мгновенно исчезли, Владимир Вольфович со свитой и супругой предпочел уединиться в «отдельном кабинете», куда периодически вызывал по одному представителей прессы и предлагал им выпить без закуски «четыре раза по сто» за «чистоту, порядок, достаток и безопасность» (девиз ЛДПР), после чего милостиво отпускал восвояси.
После «банкета» г-н Ле Пен отбыл в мастерскую к Илье Глазунову – единственному живописцу, увековечившему его образ на масштабном полотне, которое украшает штаб-квартиру Национального фронта в Париже.
•
На следующий день, в воскресенье, с утра пораньше вереницы патриотов, бомжей и журналистов со всей Москвы потянулись к станции метро «Юго-Западная», неподалеку от которой, возле церкви Михаила Архангела, неутомимый Владимир Вольфович решил продолжить начавшееся накануне «эстрадно-цирковое представление». Особенно обозревателя «М-Э» соблазнила опубликованная в одной из газет программа мероприятия, обещавшая целый поезд из свадебных троек, «двадцать пять казаков», по команде откупоривающих столько же бутылок шампанского. Право же, дальше стоит процитировать дословно:
«14.00. Владимир выходит к народу. Начинается русское гулянье. Большой праздничный концерт. Гремит музыка, сверкает фейерверк, народу раздаются пироги, калачи, кулебяки. На площадь выкатываются бочки с пивом и вином».
Добравшись до «площади», оказавшейся всего лишь заснеженным пустырем возле мелкооптового рынка, обозреватель «М-Э» увидел притоптывающую на пятнадцатиградусном морозе толпу своих коллег с видео- и фотокамерами. Хитроумный «Владимир» перенес церемонию на час раньше объявленного срока. Втиснуться в храм оказалось делом бесперспективным. Из стоявшего неподалеку рафика выставили лоток с бутылками, которые в мгновение ока исчезли. К неожиданно распахнувшейся двери вчерашнего «Икаруса» выстроилась полукилометровая очередь – оттуда выдавали пластмассовые стаканчики с более чем символической «дозой» в размере около двадцати граммов водки «Жириновский». На требования увеличить порцию хотя бы до традиционных «пятидесяти» распорядители отвечали категорическим отказом. Не успел обозреватель «М-Э» решить, опохмеляться ему или нет «после вчерашнего», как живительный источник иссяк под недовольный ропот страждущих.
Между тем за неторопливыми сетованиями на проклятую журналистскую долю, вынуждающую промерзать до костей «ради нескольких строчек в газете», зазвонили колокола, оповестившие наконец о том, что «новобрачные обменялись кольцами». Выпорхнув из церковной трапезной, «голубок с горлицей» взлетели на «эстраду» в виде кузова грузовика, откуда бросили на головы снимавших их операторов несколько пригоршней монет и с десяток стеклянных бус и браслетов, после чего, поблагодарив омоновцев и гаишников за должное обеспечение охраны общественного порядка, г-н Жириновский с К⁰ расселись по иномаркам, и… только их и видели.
•
Из событий менее судьбоносных и эпохальных обозреватель «М-Э» удостоил посещением выставку-акцию Валерия и Натальи Черкашиных в Библиотеке иностранной литературы, прошедшую в рамках их программы «Конец эпохи», призванной, по замыслу авторов, «осмыслить, сопоставить и синтезировать имперские культуры СССР, США, Германии и Великобритании с точки зрения современности». Супруги Черкашины впервые прославились на весь мир перформансом пятилетней давности, изображавшим свадьбу реальной московской девушки с бронзовым шахтером, проживающим на станции метро «Площадь Революции». Церемония бракосочетания отвечала всем гражданским законам и сопровождалась оформлением соответствующих документов, распитием шампанского и поцелуями новобрачных. Впоследствии г-да Черкашины, разъезжая по планете, запечатлевали на пленку фрагменты монументальных шедевров, представляющих собой «визитные карточки» различных стран (вроде советской скульптуры «Рабочий и колхозница»), а затем составляли из них коллажи в «похоронно-кладбищенском» стиле, которыми оформляли пространства выставочных залов. Преобладавшие в их композициях «золотые» и «серебряные» краски, используемые для покрытия могильных плит и оград, призваны символизировать ритуал прощания с эстетическим наследием эпохи тоталитаризма. На очередных поминках по «золотому веку» культуры г-да Черкашины предложили присутствовавшим пропустить по стаканчику «Алазанской долины» за упокой души «искусства для народа» и его «политически подкованных» создателей.
•
В Центре современного искусства на Якиманке скандально известная концептуалистка Алена Мартынова в рамках акции «Нефеминистические феминистки» выставила свой фотопортрет в нижнем белье, сопроводив его рекламным текстом, призывающим присутствовавших воспользоваться предлагаемым художницей ассортиментом интимных услуг («слава Богу, я женщина, а следовательно, древняя и романтическая профессия проститутки для меня не закрыта»). Тут же прилагался и прейскурант. В числе прочих удовольствий предлагалось «рассматривание обнаженного тела художницы, 30 минут – 299 долларов. Прикосновение к обнаженному телу художницы руками – 399 долларов. Наблюдение за мастурбирующим художником и прикосновение к нему руками – 499 долларов. Наблюдение за совокупляющимся художником, при котором клиент может мастурбировать сам, – 599 долларов. Мастурбация, совместная с художником, – 799 долларов. Мастурбирование клиента художником руками – 899 долларов. Секс вагинальный, 45 минут – 1499 долларов. Секс анальный – 1599 долларов. Секс оральный – 699 долларов. Комплексные персональные услуги включая все вышеперечисленные виды совокуплений – 2999 долларов». Список оканчивался предупреждением о том, что «несовершеннолетние не обслуживаются» и «клиент обязан пользоваться предложенным художником кондомом».
К сожалению, за неимением соответствующей наличности обозреватель «М-Э» не сумел убедиться в искренности намерений г-жи Мартыновой (кстати, замужней и материально с лихвой обеспеченной дамы) пуститься во все тяжкие. Впрочем, судя по тому, что в течение вечера предложений одиноко слонявшейся по залу «модели» так и не поступило, вся тусовка единодушно решила, что отважная экспериментаторша явно переоценила собственные достоинства, заломив слишком высокую цену.
«Мегаполис-Экспресс» № 6 от 14 февраля 1996 года