Обозревателя «М-Э» на днях подвергли нешуточному искушению, предложив расписаться в верноподданических чувствах перед самим «престолоблюстителем» Российской Империи, Его Императорским Высочеством (как заметил генерал-адъютант высокой особы, удостоиться чести звать государя Величеством мы сможем только после его коронации) Великим князем Николаем, который созвал в помещении президиума Российской Академии наук пресс-конференцию по поводу взятия на себя «бремени Генерального председателя Имперской комиссии по захоронению останков святых царских великомучеников и их верноподданных слуг».
Предыстория события, целиком и полностью вписываясь жанр «экзотики городской жизни», вполне достойна того, чтобы быть изложенной на страницах «М-Э». Как известно, среди царственных костей и черепов, выкопанных под Свердловском-Екатеринбургом, не обнаружилось принадлежащих малолетнему отпрыску Николая Второго Алексею, что дало повод некоторым заинтересованным лицам утверждать, что наследника престола чудесным образом спасли некие таинственные силы, которые отдали его на воспитание в многодетную семью бедных людей, проживающих в благословенном городе Саратове, где Его Высочество цесаревич получил фамилию Дальский, успев перед кончиной, приключившейся в 1965 году, родить сына, названного в честь его венценосного отца Николаем. Фортуна, прямо скажем, более чем покровительствовала последнему великокняжескому отпрыску рода Романовых. Без особого труда преодолев крутые ступени советской иерархической лестницы, г-н Дальский дослужился до звания контр-адмирала ВМФ, защитил докторскую диссертацию по экономике и даже, как утверждают, успел окончить столичную консерваторию по классу вокала.
На минувшей неделе «единственный законный претендент на российский престол» вдруг осознал, что хватит тянуть кота за хвост – пора брать быка за рога, и взял да и провозгласил себя «главным по похоронам». Встреча с представителями прессы, посвященная соответствующей теме, периодически прерывалась магнитофонными исполнениями «Боже, царя храни», всеобщими вставаниями и молитвами. После официальной части журналисты и свита перешли в банкетный зал, где, не чокаясь, выпили по рюмке молдавского кагора «за поминовение усопших новомучеников». На вопрос обозревателя «М-Э», как поступит Его Императорское Высочество в случае, если государство не пожелает удовлетворить его августейшие амбиции и не предоставит в распоряжение созданной им комиссии останки его венценосных предков, г-н Дальский ответил, что «такое просто исключено», потому что в противном случае он «завалит правительство судебными исками на астрономические суммы». Из приватных бесед с окружением будущего российского самодержца обозреватель «М-Э» сделал вывод, что сквозь декорации разыгрываемого на его глазах представления слишком отчетливо просвечивают уши небезызвестного руководителя одной из самых влиятельных силовых структур, который не только обеспечил своего подопечного «своей» охраной, но и взялся за «раскрутку» романтической версии с уцелевшим престолонаследником, преследуя вполне прозаическую цель – завладеть хранящимся в европейских банках золотом, по закону все еще принадлежащим продолжающей размножаться с безответственностью трески династии г-д Романовых. На вопрос обозревателя «М-Э», как он относится к деятельности официально признанного властями Союза потомков российских дворян (больше известного как Дворянское собрание), г-н Дальский проворчал что-то насчет того, что «любые незаконные общественные организации будут упразднены указом легитимного российского монарха».
•
Главной фишкой минувшей недели оказался Татьянин день, отмечавшийся сразу в нескольких местах. Обозревателю «М-Э» посчастливилось присутствовать, в частности, в палатах Старого английского двора, где христианское общество «Святая Татьяна» во главе с его президентом Татьяной Нефедовой совместило интимный фуршет для узкого круга респектабельных гостей с благотворительным концертом классической музыки, исполненным профессурой Московской консерватории для детей-инвалидов. В обзоре, опубликованном в прошлом номере «М-Э», мы упоминали слепых от рождения мальчишек и девчонок, рисующих цветные картины. Г-жа Нефедова пригласила глухих ребят, чтобы те «почувствовали», как через некие космические вибрации до их «слуха» доходит звучание клавесина, скрипки и флейты.
•
В галерее Марата Гельмана ее владелец вновь попытался выступить в роли возмутителя спокойствия, показав общественности экспозицию всего из двух картин под названием «Реституция». Обе работы относятся к шедеврам мировой живописи (их авторы ни больше ни меньше как Лукас Кранах и Винсент Ван Гог) и попали, как выяснилось, к г-ну Гельману от офицера советских оккупационных войск в Германии, который присвоил их в качестве военного трофея, то есть по праву победителя. Сегодня «диссидент от галеристики» пытается с помощью выставленных раритетов и приставленных к ним охранников привлечь внимание немецкой и российской сторон к проблеме возвращения культурного достояния туда, откуда оно было незаконно вывезено. На пресс-конференции г-н Гельман развивал перед собравшимися мысль о том, что если официальные лица не в силах договориться на государственном уровне, то почему бы частным галереям не взять инициативу в свои руки. Досталось от г-на Гельмана многим, если не всем. И директрисе Музея изобразительных искусств г-же Антоновой за ложно понятый патриотизм и стяжательство (дерет с кого ни попадя сумасшедшие деньги за право фотографировать для репродукций хранящееся в ее запасниках наворованное добро, не говоря о том, что наотрез отказывается даже обсуждать вопрос о его передаче законным владельцам), и «живописному» подразделению Министерства культуры (за то, что не оправдали надежд прогрессивных культурологов и, как в застойные годы, продолжают раздавать ключевые посты и хлебные должности своим «мальчикам на побегушках»), и художественным критикам, которые, разочаровавшись в перспективах современного искусства, предпочитают рассуждать о чем угодно, только не о главном, и коллегам-галеристам, вынужденным из-за нехватки средств сворачивать многообещающие проекты, и вообще всей художнической братии в целом, неспособной выдавать на-гора свежие идеи и имена. В заключение «разгневанный галерист» заявил, что он лично «рассматривает выставку «Реституция» как попытку остановить произвол и напомнить журналистам о том времени, когда власти были вынуждены считаться с их мнением», после чего обозревателю «М-Э» ничего не остается, как погрозить кулаком всем, от кого зависит наведение порядка и восстановление справедливости.
•
Занесла нелегкая обозревателя «М-Э» и в Дом журналистов на церемонию вручения ежегодных премий за очередные «достижения» в области печатных и непечатных (если иметь в виду радио и телевидение) слов и выражений. Как водится, одними из первых на сцену пригласили создателей исторического фотоальбома «Борис Николаевич Ельцин», вслед за ними г-н Вольский наградил человек двадцать пять – кажется, «за правдивое освещение деятельности Союза промышленников и предпринимателей», затем вручили диплом миллионеру Гусинскому (за поддержку телеканала НТВ и газеты «Сегодня»), после чего пошли номинации поскромнее – что-то вроде «за вклад в экономическое возрождение России». На недоуменный вопрос обозревателя «М-Э», когда же дойдет очередь до подлинно народного издания – «М-Э», умудрившегося без «крыши» и «спонсоров» достичь четырехсоттысячного тиража, кто-то из руководства Союза журналистов остроумно заметил, что «поскольку вы считаете себя газетой двадцать первого века, то вашему коллективу, глядишь, лет через пять что-нибудь да обломится». Удовлетворенный ответом обозреватель «М-Э» от души поздравляет своих более удачливых коллег с получением в качестве приложения к премии еще и бесплатных билетов на ежегодный «бал прессы» (с сотрудников нашей редакции пытались «слупить» аж по двести пятьдесят тысяч, но мы предпочитаем с большей отдачей прокучивать такие суммы в родных стенах).
•
И все же эпицентр празднования Татьянина дня оказался в ЦДХ, где собрались далеко не последние люди столицы, чтобы порадоваться за их общую любимицу, одну из королев и вообще яркую достопримечательность московского бомонда, красу ненаглядную Татьяну Назаренко. Вместо банальных холстов с нанесенным на них разноцветным «маслом» великая русская художница предложила своим поклонникам полюбоваться ее проектом, исполненным в «концептуально-пижонском» стиле. По огромному пространству зала она расставила выпиленные в натуральную величину из толстой фанеры профили «людей с улицы» – соответственно «одев» их и раскрасив. Ее персонажи оказались настолько живыми и реалистичными, что к концу вечера гости праздника то и дело становились свидетелями анекдотических ситуаций, когда изрядно накачавшиеся бизнесмены пытались вступить в разговор с деревянными «представителями народа» и даже подать им «милостыню». Кто выступил спонсором масштабной затеи, загулявший вместе со всей тусовкой обозреватель «М-Э» так и не выяснил, но, завалившись на вернисаж, первым делом услышал от приятелей, что «на Татьяне живого места нет – вся зацелована». В самом деле, ажиотаж вокруг ее акции, видимо, превзошел все ожидания. Г-жу Назаренко буквально разрывали на части, что, однако, не помешало обладательнице титула «мисс живопись Москвы», задыхаясь под лавиной букетов, признаться обозревателю «М-Э» в пламенной любви к газете, которую он имеет честь представлять.
«Идея» г-жи Назаренко подкупает тем, что выдержана в вечно модном «социальном» ключе и продолжает просветительско-обличительные традиции передвижников. Обозреватель «М-Э» не обнаружил среди «героев» ее нескончаемого повествования ни одного, кто был бы занят производительным трудом. Все как бы вышли на паперть. Кто откровенно попрошайничает, кто торгует газетами, кто играет (разумеется, в подземных переходах) на трубе или гармошке. Словом, как некогда бы выразился какой-нибудь г-н Белинский, «г-же Назаренко удается держать руку на пульсе общественных тенденций и подниматься до глобальных социальных обобщений».
•
В затерявшемся среди особняков Замоскворечья Музее Тропинина тоже прошел вернисаж с откровенно «политической» подоплекой. Фотохудожник Евгений Габриелев представил фотографические изображения четырнадцати современных российских политиков – от Лужкова и Хакамады до Жириновского и Бабурина. Их умышленно развесили между живописными портретами российских государственных деятелей восемнадцатого-девятнадцатого веков, запечатленных тогдашними придворными художниками. Многочисленные гости имели возможность сравнить «тех» и «теперешних». По единодушному мнению, первые оказались «какими-то несерьезными» – не иначе как занимались службой в перерывах между светскими развлечениями. Вторые же, пришедшие к власти в результате «демократических выборов», выглядели по меньшей мере как монументы. Их лбы и взгляды явно отягощали думы и заботы вселенского масштаба. Они в отличие от нас, простых смертных, судя по их «напыщенному» виду, давно ощущают себя по ту сторону Вечности, во всяком случае там, куда «посторонним» вход раз и навсегда воспрещен. Слегка перефразируя поэта, можно без труда убедиться, что «комичное должно быть величаво».
•
Обозреватель «М-Э» был несказанно удивлен, не обнаружив при входе в Музей декоративно—прикладного искусства, где проходил «фестиваль современного ювелирного искусства», ни толпы роскошных дам в мехах, ни дюжих охранников, ни столиков с шампанским. «Мы – организация бедная», – оправдывалось руководтво музея. «А где же собственно «ювелирные изделия»?» – недоуменно вопрошал обозреватель «М-Э», вглядываясь в витрины с бусами из… бересты. «Мы драгоценные металлы и камни не выставляем», – уныло развел руками собеседник. Спрашивается, зачем же тогда было объявлять в пресс-релизе о целой «программе показа современных достижений отечественного и зарубежного ювелирного искусства», если в экспозиции нет ни намека на украшения из золота и серебра с бриллиантами – собственно того, что во всем мире принято называть «ювелиркой»? «Такие бьеннале мы теперь будем устраивать каждый год, так что милости просим», – поделился с обозревателем «М-Э» планами кто-то из администрации.
•
В галерее «Дар» открылась выставка художника из народа Павла Леонова, проживающего в глухом уголке Ивановской области. Никогда не покидавший своей родной деревни, он тем не менее рисует Африку, Антарктиду и Америку. Его сюжеты и композиции полны фантастических историй и «рационализаторских предложений» – например, он изображает придуманные им летательные аппараты, в которые запряжены птицы. Ценители наивного искусства часто навещают чудаковатого старика, чтобы приобрести у него очередную серию холстов.
Как видим, неделя порадовала событиями и сопровождавшими их «встречами с интересными людьми». Переполненный впечатлениями и сопутствующими им возлияниями, обозреватель «М-Э» спешит завершить очередной отчет перед читателями, чтобы сегодня же начать писать следующий.
«Мегаполис-Экспресс» № 4 от 31 января 1996 года