Светская и культурная жизнь столицы продолжает бить ключом – к счастью, в большинстве случаев не по голове. Правда, не обходится без печальных исключений – как, скажем, во время очередной «политической» акции Олега Кулика, собиравшего голоса в поддержку кандидата в президенты от Партии животных (то есть за самого себя). Свое очередное шоу «король перформанса» решил устроить возле бывшего Музея революции, а точнее – взгромоздившись на стоящий возле него броневик. Из пиджака г-на Кулика выпирали несколько резиновых «сисек», или сосков, прильнуть к которым мог любой поставивший подпись. В награду его рот наполнялся поступавшей по хитроумной системе шлангов водкой. От желающих, само собой, не было отбоя, и к животу (или «брюху») борца за кандидатство выстроилась длинная очередь. Процесс сосания, однако, прервали внезапно нагрянувшие омоновцы, которые, скрутив знаменитого возмутителя общественного спокойствия, увезли его в неизвестном направлении. Пользуясь случаем, обозреватель «М-Э» выражает протест против террора и произвола, которым подвергаются популярные художники, осмеливающиеся конкурировать с профессиональными демагогами и аферистами от политики.
•
Знакомая девушка-спортсменка пригласила обозревателя «М-Э» на день рождения к своей подруге Жанет Цирулите, оказавшейся барменшей из клуба «Птюч». Торжество с участием около полусотни профессиональных тусовщиков проходило в просторной квартире человека по кличке Бубука на Тверской. Поскольку в только что подвергнувшиеся евроремонту апартаменты не успели завезти мебель, гости разместились на полу. Ближе к полуночи к компании присоединился явившийся в сопровождении целой свиты стильно подстриженных юношей кумир молодежи Владислав Мамышев, больше известный в народе и богеме как Владик Монро, который осыпал обозревателя «М-Э» упреками по поводу того, что на страницах «М-Э» его два раза подряд назвали «оборотнем». Г-н Монро рассказал, что его воспитала и вырастила бабушка, обладавшая способностью исцелять односельчан травами и снимать с них сглаз и порчу, поэтому «оборотнем» он быть никак не может. Отвечая на вопрос обозревателя «М-Э», имеет ли под собой почву слух о том, что он отбил молодого человека у дочери известного предпринимателя Елизаветы Березовской, г-н Монро ответил, что «людям свойственно расставаться с гадким и мерзким и тянуться к светлому и чистому», после чего посетовал на то, что г-жа Березовская продолжает настаивать, чтобы он покончил жизнь самоубийством, поскольку во время пожара и потопа, случившихся в «Птюче», он «спасал себя, а не ее любимую собаку, которая погибла». В заключение знаменитый собеседник обозревателя «М-Э» поделился радостью по поводу того, что установившаяся в Москве теплая погода наконец-то облегчила его страдания, вызванные застарелым простатитом.
•
В выставочном зале на Малой Грузинской началось отмечание двадцатилетия его существования. Уже на подступах к легендарному «инкубатору современного отечественного авангарда» обозреватель «М-Э» увидел клубы густого черного дыма, поднимавшиеся над окрестными домами. Подойдя к зданию, он обнаружил перформансиста Германа Виноградова, изготовлявшего перед объективами видеокамер с помощью керосина, паяльной лампы и картонных ящиков очередной шедевр. Акция завершилась под крики негодования заполнивших двор обитателей расположенного рядом общежития Московской консерватории. Студенты требовали положить конец безобразию, поскольку в открытые по случаю солнечного дня окна ветер занес столько копоти, что все их ноты, инструменты и постельное белье моментально почернели.
В служебном помещении обозреватель «М-Э» застал все руководство зала в полном составе, выпивавшее и закусывавшее по случаю присуждения звания заслуженного художника России Екатерине Григорьевой, получившей его первой из «малогрузинцев». Правда, торжество омрачил очередной отказ правительственной комиссии, несмотря на неоднократные ходатайства таких авторитетов, как Зураб Церетели и Таир Салахов (оба — академики), удостоить звания народного художника Эдуарда Дробицкого, чьи заслуги, особенно на организационном поприще, невозможно переоценить (если бы не его подвижническая деятельность, в России не существовало бы новаторского искусства, которое в свое время просто бы удушили на корню). Гневом и презрением собравшиеся заклеймили «придворного» живописца Кремля Сергея Присекина, сумевшего «в порядке исключения» в сорок с небольшим получить «внеочередное» звание народного художника (минуя заслуженного) за серию портретов Наины Ельциной, президента, а также г-д Коржакова и Барсукова.
В выставочном зале внимание обозревателя «М-Э» привлекли работы входящего в моду живописца Владимира Ромашевского, сочетающего чистоту и непосредственность взгляда на окружающую действительность с экспериментами в области колористики (он, в частности, обыгрывает в своем творчестве известные каждому сдающему экзамен на водительские права тесты на дальтонизм).
Галерея «7 гвоздей» представила в помещении Российско-американского пресс-центра семь станковых акварелей Михаила Ромадина, написанных им во время пребывания в техасском городе Далласе. Г-н Ромадин в последнее время сменил сотрудничество с театром и кино на амплуа путешественника, посещая «глубинки» разных стран и увековечивая впечатления от поездок на холсте и бумаге. Полгода, проведенные им в «одноэтажной Америке», обернулись серией пейзажей и жанровых сцен, основанных на документальном материале. Попутно удостоенный всех мыслимых званий и титулов художник демонстрирует в США аналогичные произведения, созданные в российской провинции. Об успехе вернисажа свидетельствовало посещение его изрядно похудевшим Никитой Михалковым с супругой, а так же Марианной Вертинской, режиссером Андреем Житинкиным и другими знаменитостями.
•
В Доме кино состоялась встреча мастеров современного литературного «авангарда и андеграунда» в лице г-д Холина, Сапгира, Глезера, Климонтовича, Кабакова, Попова и Рубинштейна с публикой. Вальяжно расположившиеся на сцене члены «великолепной семерки» читали что-то ужасно «антисоветское», вспоминали, как их «гноили» при коммунистах, пытаясь доказать заполненному на треть залу свое право на существование в контексте современной культуры, обреченной, видимо, либо принять удобоваримые для широких народных масс формы, либо ублажать нехитрые потребности новых русских. Всякий «третий путь», по глубокому убеждению обозревателя «М-Э», неизбежно ведет в тупик. Что, собственно, и чувствовалось по легкой нервозности, которая выдавала беспокойство г-д из президиума о дне грядущем.
•
В Международной федерации художников на Гоголевском бульваре ее руководство выступило с инициативой проведения ежедневных одновечерних выставок-презентаций. Начинание обещает стать перспективным. Во-первых, можно попасть в Книгу рекордов Гиннесса, «осчастливив» за год целых триста шестьдесят пять художников. Во-вторых, совместить полезное с приятным, завершая каждый трудовой день сопутствующим очередному вернисажу дружеским фуршетом.
Первой ласточкой стал живописец Юрий Павлов-Русяев, развесивший по стенам около полусотни масштабных холстов, на которых, по словам автора, «синтезируется все, что когда-то ценило человечество». Зритель попадает в атмосферу народной, коллективной мистерии, совершающейся не то в какой-то из античных империй, не то в средневековой Европе. Дворцы, храмы, величественные руины, подернутые мистическим туманом, вовлеченные в нескончаемый ритуал люди, облаченные в плащи и туники, сфинксы, фантастические летательные аппараты и даже «гидросистемы» слились в романтическом единстве места и времени, существующих неизвестно в каком измерении.
Щедрое застолье с преобладанием пирожков с мясом не обошлось без драки, которую, к счастью, удалось без особого труда локализовать. Так что отложите на время ваши кисти, господа живописцы, и подавайте заявки на участие в вернисажном марафоне.
•
Заключительный маршрут обозревателя «М-Э» на минувшей неделе пролегал через Востряковское кладбище, где он участвовал в похоронах Надежды Михайловны Киселевой – мамы своих друзей, известных предпринимателей Алексея и Олега Киселевых. Надежда Михайловна останется в памяти всех, кому выпало счастье общаться с ней, не только как заботливый и верный друг своих детей и внуков, но и как старший товарищ, опекавший и переживавший за каждого, кто попадал в поле ее зрения. Ее мудрых, тактичных советов, доброго сердца, щедрого ума и жизненного опыта отныне будет не хватать не только ее родным и близким, но и всем, чья судьба хоть однажды пересеклась с дружной, трогательной и талантливой семьей Киселевых.
«Мегаполис-Экспресс» № 14 от 10 апреля 1996 года