Минувшая неделя не могла не выдаться праздничной по причине Международного (хотя отмечают его только в России) женского дня. Каждое тусовочное место старалось перещеголять конкурентов в «феминистической» направленности. В Доме Ханжонкова, которому в будущем году исполнится сто лет, награждали премиями имени непревзойденной красавицы отечественного кинематографа Веры Холодной наших современниц. В числе избранниц жюри, заседавшего под председательством Расима Даргях—заде, оказались актрисы Алла Ларионова, Вера Алентова, Лидия Федосеева—Шукшина и ее дочь Мария, а также журналистка Наталья Ратищева. Церемония сопровождалась концертом мастеров искусств с участием вокального квартета «На—на» и ведущих актеров театра «Ромэн» Натальи Бизевой (лучшей на сегодня исполнительницы «Невечерней») и Николая Голубенко. Призы вручали Олег Табаков, Бари Алибасов, Александр Караганов и другие маститые кинодеятели. После растянувшейся на три часа официальной части заскучавших от переутомления гостей осчастливили фуршетом, на котором в роли тамады блистал галантностью и остроумием известный кинорежиссер Степан Пучинян. Все тосты поднимались, конечно же, за прекрасных дам – благо таковые в зале присутствовали в избытке.
•
В ресторане «Театро» (гостиница «Метрополь») торговый дом «Три толстяка», владеющий сетью магазинов, и модельное агентство «Арлекино» показали несколько коллекций одежды , предназначенных для полных женщин, под которыми подразумеваются те, кто носит размеры начиная с пятьдесят шестого и кончая семьдесят вторым. На подиум под темпераментные ритмы выходили манекенщицы соответствующих габаритов. Они двигались столь же легко и непринужденно, как и их «тощие» коллеги. Постановщик шоу Олег Колосков добился того, чтобы пышные дамы порхали как девочки, пританцовывали, строили зрителям глазки и выглядели желанными и соблазнительными. Вечер освятили присутствием горячо любимые народом «толстяки» Евгений Моргунов, Сергей Крылов и Стас Садальский. Пишущую братию угощали шампанским с фруктами, что вызвало неудовольствие представителя газеты «Мир новостей» Михаила Зуева, который употребляет исключительно водку.
•
Соседствующие галереи Марата Гельмана и «Дар», как и пару недель назад, устроили два вернисажа одновременно, отличавшихся диаметрально противоположными концепциями. Г-н Гельман предоставил стены под суперстильный и откровенно декадентский проект «Девушка и смерть». Его соавторами выступали две красавицы – стилист Елена Катаева и восходящая кинозвезда Рената Литвинова, снявшаяся в фильме Киры Муратовой «Увлечения», который обозреватель «М-Э», к сожалению, не видел, но слышал, что г-жа Литвинова играет в нем роль роковой женщины, сеющей вокруг себя смерть. Идея г-жи Китаевой подхватывает и развивает тему трагической развязки. На гигантских фотографиях, выполненных Эдуардом Басилия (его имя по неведомой причине нигде не указано) и тонированных на компьютере, г-жа Литвинова воссоздает дюжину исторических эпизодов, связанных с убийствами, спланированными великими представительницами «слабого» пола. Ее мелодраматические позы и «античные» одежды заставляют вспомнить о «живых картинах», которыми на рубеже веков щекотали нервы пресыщенным завсегдатаям артистических салонов. Эстетские, манерные и подчеркнуто декоративные полотна обречены на коммерческий успех у сегодняшней буржуазии, тоскующей по своим «корням».
•
В «Даре» гурманов от искусства потчевали живописью крестьянки из села Селищи, расположенном на берегу Волги, Любови Майковой – «бабы Любы», как ее называют, которой 5 марта исполнилось 97 лет. Работы для выставки предоставил коллекционер и искусствовед, в свое время открывший гениальную художницу-самоучку, директор Музея русской народной живописи Владимир Мороз. Основная тема ее творчества – неразрывное единство человека и природы. Прикосновение к вибрирующим «первозданным» краскам, кото-рыми написаны необозримые земные и небесные дали, поля, леса, реки, облака, солнце, фигурки людей – молящихся, скорбящих, исполняющих нелегкую сельскую работу, очищает изувеченную «благами цивилизации» душу, пробуждает «чувства добрые», распахивает сердца для поистине ангельской благодати.
•
В «L-галерее» тоже отметили 8 Марта. «Дедушка современного концептуализма» Николай Панитков устроил для артистического истеблишмента презентацию двух своих «внучек» – Светланы Крюковой и Ирины Баглай (последняя —дочь одного из членов Конституционного суда, что, видимо, объясняет присутствие на вернисаже некоторых известных политиков). Центром экспозиции стали несколько лепешек чайного гриба, уложенные под стекло. Обрамляли «первобытную слизь» (по определению г-на Паниткова) три ряда нанесенных на стены стрелок-указателей с многочисленными философскими изречениями гениев всех времен и народов. Проект, как заметила в беседе с обозревателем «М-Э» его куратор Елена Романова, любопытен «сопоставлением трех планов бытия – небесного, земного и «нижнего», воплощающего ужас смерти». В конце концов, как говорится, почему бы и нет? Как любил повторять проживавший в Германии восемнадцатого столетия коллега обозревателя «М-Э» некто Винкельман, «кто в искусстве привык постоянно следовать за другими, тот никогда не выдвинется», а потому пребывающий по случаю «женской» недели в благостном расположении духа обозреватель «М-Э» от души желает начинающим концептуалисткам со временем не только достичь уровня мудрости и мастерства своего маститого наставника, но и многократно превзойти его.
•
В Доме кино культуролог и поэтесса Татьяна Щербина закатила пир на весь мир по случаю выхода первого номера «своего» (в компании с издателем Станиславом Белковским) журнала «Эстет». По мнению обозревателя «М-Э», «орган» расположен чуть пониже «Художественного журнала» и чуть повыше «Домового», то есть призван сравнительно доступным для понимания даже «новыми русскими» языком говорить о процессах, протекающих как в недрах, так и на поверхности современной культуры, и заодно научить народ ориентироваться на рынке художественных ценностей. Оформление –соответствующее. Не столь «заумное», как у «отвязно-эпатажного» «Птюча», но и не столь пуританское, как у почившей в бозе «Столицы». Затеянную было в конференц-зале дискуссию на тему «Культура и политика», открывшуюся вступительным словом Ирины Хакамады, вскоре после ее начала, к удовольствию всех участников, прекратил Александр Градский, сообщивший, что он «только что пропустил пятьдесят граммов», и призвавший собравшихся «последовать его примеру». В «нижнем» буфете около полутора сотен именитых гостей ждал ассортимент холодных и горячих закусок, а тех, кто к одиннадцати вечера еще умудрялся держаться на ногах, пригласили подняться в ресторан на пятом этаже. Последнее, что запомнилось обозревателю «М-Э», была шумная «разборка» профессиональной скандалистки Натальи Медведевой с гардеробщицами под аккомпанемент сулящего ей золотые горы в обмен на «чуточку душевного тепла и внимания» уже упоминавшегося г-на Градского.
•
В галерее «На Солянке» состоялся вернисаж основателя «архаического» стиля Сергея Алферова. В семидесятые годы он прошел посвящение у персидских суфиев, постигал высшую мудрость, пася овец в горах Памира, и принадлежал к кругу московских «бродячих философов». Его графические листы, полные зашифрованных в них «тайных знаний», пришлись по вкусу зарубежным экспертам, предложившим художнику устроить ряд выставок в ведущих галереях Европы. После многолетнего отсутствия на Родине г-н Алферов приобрел дом неподалеку от знаменитой Оптиной пустыни, где собирается провести остаток дней в живописных упражнениях и молитвах.
•
Галерея «Москоу файн арт» вписала неувядаемую страницу в летопись столичной художественной жизни выставкой прославленного живописца Игоря Снегура – одного из «нонконформистов» и основателей легендарной в семидесятые годы «двадцатки». Тема и название его экспозиции – «Стулья». В ней художник наделяет предмет первой мебельной необходимости различными смыслами и свойствами. Стулья Снегура – и трагические персонажи, и клоуны-скоморохи, и меланхоличные декаденты, и троны, и стульчаки, и орудия смертной казни. Причем все персонажи чередуются с изысканными абстрактными композициями. А как их понимать – дело зрительского воображения и фантазии искусствоведов.
•
И наконец основатели «секты абсолютной любви», знакомые читателям «М-Э» по предыдущему обзору садисты-членовредители Император Вава, Олег Мавроматти и Алена Мартынова ублажали своих поклонников очередной акцией возле памятника «социалистам-утопистам» в Александровском саду. Накануне они оповестили средства массовой информации, что «утопят наконец ту самую щуку, по велению которой в России все до сих пор и происходит». В действительности «щукой» оказались консервы «Щука в томате», а «прорубью» – груда строительного песка, предназначенная для реставрации грота у Кремлевской стены. Закопав несколько жестянок и увенчав холмик зажженной свечой, «антиутописты» угостили десяток своих «фанов» водкой с пивом, после чего находившийся среди немногочисленных зрителей нью-йоркский корреспондент «М-Э» Владимир Козловский, «сняв» Алену Мартынову, укатил с ней ужинать в один из ночных клубов, а остальные тусовщики разбрелись кто куда.
«Мегаполис-Экспресс» № 10 от 13 марта 1996 года