Г-жа Рюрикова с помощью своей галереи «Дом Нащокина» предприняла очередное героическое усилие в «промоушине» художника Михаила Шемякина на российский артрынок, выставив с десяток его скульптур и около двадцати бронзовых барельефов. Журналисты, приглашенные на фуршет по поводу вернисажа, увидели запечатленные в металле до боли знакомые по шемякинским холстам и литографиям формы, темы и персонажи. Словом, ничем новым и неожиданным автор не удивил – разве что «дороговизной» изделий (несколько многокилограммовых объектов отлиты из серебра и золота, да еще для полноты «коммерческого» эффекта г-н Шемякин впервые в России показал образцы своих ювелирных миниатюр –украшенную драгоценными камнями мелкую пластику, как бы призванную соперничать с современными поделками «под Фаберже»).
«Опоздав» ровно на сорок пять минут (не иначе, чтоб уважали!), г-н Шемякин в камуфлированной форме и легендарных, вдоль и поперек пересекающих, подобно параллелям и меридианам, его «мужественное» лицо шрамах вышел из подсобного помещения галереи. Из-за тесноты зала он мгновенно оказался зажатым в угол, и представители прессы для общения с заезжей нью-йоркской знаменитостью были вынуждены выстроиться в очередь. Микрофон не работал, и то, о чем спрашивали г-на Шемякина, как и то, что он отвечал, никто не слышал. К счастью, вынесли шампанское, и, пока передние совали под нос художнику диктофоны, задние в ожидании могли не спеша «оттянуться» и посудачить.
В частности, судили-рядили, осмелится ли появиться Эдуард Лимонов, который, как известно, с особой неистовостью «обличал» своего вечного «оппонента и собутыльника», не скупясь на описание интимно-скандальных подробностей его перенасыщенной событиями биографии.
Едва решили, что Лимонова ждать не стоит, как он оказался тут как тут. Завидев его, Шемякин бросился ему навстречу. Поцелуям и объятиям, казалось, не будет конца. Что ж, «реклама – мама», как говаривал покойный Анатолий Тимофеевич Зверев.
Собственно, феномен Михаила Шемякина сформировался не в последнюю очередь под воздействием «сопутствующих» творческому процессу факторов – «высокой» культурно-просветительской и общественной деятельности и пикантно контрастирующего с ней имиджа «помеси бретера с хулиганом».
Не секрет, что многие серьезные искусствоведы вообще не склонны проводить произведения Шемякина (несмотря на остающийся сравнительно высоким спрос на них) по ведомству искусства, относя их исключительно к салонно-декоративно-интерьерным поделкам. Кроме того, не до конца выясненным остается вопрос об «истоках» его манеры. Кое-кто до сих пор убежден, что в свое время Шемякин ловко воспользовался открытиями своего старшего коллеги Михаила Шварцмана.
Зато обозреватель «М-Э» полностью согласен с теми, кто утверждает, что заслуги г-на Шемякина на культурологическом поприще действительно трудно переоценить и каждое его начинание можно по праву считать подвигом во славу культуры. В самом деле, кто осмелится спорить, что изданный Шемякиным в эмиграции альманах «Аполлон-77» открыл и впервые зафиксировал по сути все тогда еще мало кому известные, а теперь ставшие «центральными» имена основоположников современного русского искусства? Или что финансирование им выпуска единственной на сегодня пластинки Алеши Дмитриевича обеспечило гениальному исполнителю «прописку в вечности»?
К сожалению, вопросы собравшейся на пресс-конференцию журналистской братии не отличались разнообразием. Расскажите о конфликте с Глезером. Над чем сейчас работаете? Какой очередной памятник собираетесь возводить в Петербурге? Маэстро в десятый раз монотонно повторял, что Глезера он пока убивать не собирается, что уйму времени отнимают хлопоты по организации Института тайны творчества человека, для которого он собрал обширную коллекцию «художественных открытий, сделанных во все времена и эпохи», что в основанной им ювелирной фирме «Шемякин дизайн» подрядились трудиться такие «звезды первой величины», как Тюльпанов, Купер, Целков, Плавинский (и т. д.), что в Петербурге, после того как ему удалось воплотить в городе на Неве несколько монументальных замыслов, образовалось что-то вроде «антишемякинского лобби» – достаточно влиятельного, чтобы препятствовать «шемякинизации» колыбели революций, и поэтому воплощение дальнейших проектов «временно приостановлено».
В воздухе постоянно висело ожидание сенсации, хотя никто не находил «заветного» вопроса, который позволил бы «королю скандала» выйти из себя. Кто-то, правда, пытался вяло пробормотать что-то насчет шрамов – мол, соответствует ли действительности слух, что их владелец периодически наносит их себе сам? Однако робкая скороговорка скорее всего так и не была услышана.
Ожидающие очереди «к Шемякину» тем временем переключились на изрядно захмелевшего Лимонова, который вовсю целовался с известной московской тусовщицей Ириной Ястребцевой и даже неоднократно пытался уложить ее на пол. Все единодушно порадовались, что пребывающему с недавних пор в аскетическом одиночестве Эдичке наконец-то удалось повстречать свою заветную «вторую половину».
Так и не дождавшись «провокационного» вопроса, мрачный Шемякин (злые языки утверждают, что он всегда такой, когда «в завязке») с брезгливым выражением на лице последовал к выходу. Его продвижение ознаменовалось инцидентом, который, к последнему огорчению собравшихся, увы, так и не получил развития. Наш соотечественник из Чикаго художник Михаил Сморчевский обратился к Шемякину с каким-то вопросом, назвав того Мишей.
– Я с тобой на брудершафт не пил, падла вонючая. Еще раз так назовешь, глаз выбью, – злобно сверкнув глазами, огрызнулся еще больше помрачневший «миллионер».
«Мегаполис-Экспресс» №37 от 20 сентября 1995 года