После презентации нового помещения галереи «Дар» настала очередь показать себя расположившейся с ней в одном здании на Малой Полянке галереи Марата Гельмана. Поскольку вход в оба «очага культуры» общий и посетители вынуждены любоваться одновременно двумя экспозициями, то обозреватель «М-Э» советует господам Тарабарову (хозяину «Дара» и закоренелому «почвеннику») и Гельману в дальнейшем ради экономии «скидываться» и устраивать совместные «славяно-еврейские» фуршеты по поводу вернисажей. Во-первых, публика приходит в обе галереи одна и та же, а во-вторых, оба галериста откровенно тяготеют к искусству с ярко выраженным социально-политическим наполнением.
Марат Гельман, вовремя почувствовавший «перебор» в пропаганде Бренера и Кулика, пригласил столичный истеблишмент на вернисаж Елены Китаевой, впервые выступившей под псевдонимом Елена Мао.
Г-жа Китаева широко прославилась в узких кругах после того, как разработала «фирменный» стиль издательства «ИМА-пресс», предложив в качестве символа мускулистого обнаженного по пояс мужчину с откровенно «нордически-волевым» взглядом, формой лба и телосложением.
Г-жа Китаева в подтверждение репутации художника с четко обозначенными «идеологическими» установками шокировала народ фантастическими конструкциями в виде «образных цитат» то ли из романов о «Наутилусе» и капитане Немо, то ли из публицистической лирики Евгения Долматовского о строителях московского метро и отважных капитанах советских подводных лодок.
«Объекты» г-жи Китаевой одновременно напоминают корабельные и самолетные иллюминаторы, шлемы водолазных скафандров и пульты управления, в «окошки» которых вставлены изображения тех же «мужественных» и жизнерадостных рабочих и колхозниц эпохи социалистического строительства.
На «провокационные» вопросы обозревателя «М-Э» об откровенно «правой» подоплеке ее работ (что подтверждало присутствие на вернисаже улыбающегося г-на Лимонова), г-жа Китаева-Мао предпочитала отделываться замечаниями типа «здоровье нации – категория внеидеологическая» и «Александр Дейнека, чьи традиции я продолжаю, по природе не коммунист, а просто оказался заложником конкретной идеологической ситуации».
Г-н Гельман на просьбу обозревателя «М-Э» прокомментировать идею экспозиции ответил, что «у его галереи нет идеологии, а есть четкий план действий». На вопрос, чем творчество г-жи Китаевой-Мао отличается от знаменитых «идеологических» полотен Григория Брускина, владелец «самой популярной московской галереи» ответил, что «Брускин – пасущаяся на лугу корова, а Китаева – фасованное мясо», заставив автора этих строк всерьез и надолго задуматься.
Экспозицию проекта также украшал изобретенный г-жой Мао некий «гадательный механизм» с откровенно мизантропическим уклоном и ответами типа «Ваше прошлое незавидно. У вас крупные неприятности. Вы терпели унижения в казенном доме от пожилых людей». Однако впечатления от произведений г-жи Китаевой в результате нейтрализовала жена Марата Гельмана Юля, сразившая обозревателя «М-Э» наповал нарядом, оцененным знатоками как минимум «в две-три штуки баксов».
«Мегаполис-Экспресс» № 40 от 11 октября 1995 года