После двух лет «простоя» вновь напомнила о себе «галеристка номер один» Ирина Ефимович. Вместе со своим неизменным компаньоном и коммерческим директором Павлом Сидоровым она пригласила столичный бомонд на церемонию «второго рождения» своей галереи «Сегодня».
Оба галериста начали восхождение на художественный Олимп еще в лихие годы застоя, возглавив одно из «хлебных» подразделений тогдашнего Министерства культуры СССР – отдел экспорта, и долгое время оставались монополистами по продаже работ современных художников за рубеж. Организаторы крупнейших международных выставок были вынуждены обращаться к ним за разрешением показать того или иного «советского» художника, и «приговор» г-жи Ефимович не подлежал пересмотру и обсуждению. Аукционный дом «Сотбис» даже пригласил ее на должность главного эксперта своей «эпохальной» московской акции 1988 года.
Логика событий привела Ирину Ефимович и Павла Сидорова к более чем перспективной идее открыть под государственно-министерской крышей «собственную» галерею. Начав с выставки Дмитрия Плавинского, попали «в десятку». И кредо провозгласили («мягкий» авангард, утонченный модернизм), и перспективу точно почувствовали («офисно-корпоративное» искусство для тогда еще только нарождавшихся «новых русских»).
После ликвидации союзного Минкульта галерея «Сегодня» обрела статус частной, но сумела продержаться всего год (въехавший в здание Союз театральных деятелей отобрал лакомое помещение на Арбате под магазин).
Однако за небольшой срок работы «Сегодня» успела завоевать репутацию ведущей московской галереи, блестяще исполнившей миссию первопроходца российской галеристики, а ее владельцы по уровню и количеству вовлеченных в их деятельность авторов сумели оставить далеко позади многих своих коллег. В скромном зальчике «Сегодня» перевисел и перебывал практически весь столичный художественный истеблишмент. Перед каждым, чье творчество удостаивалось внимания «самой» Ирины Ефимович, автоматически распахивались двери ведущих зарубежных музеев и галерей.
Собственно, никто из специалистов не сомневался, что эксперт такого масштаба (а также вкуса, знаний, энергии), как г-жа Ефимович, «не у дел» не останется. Так оно и случилось. Цепь счастливых обстоятельств свела двух «тезок и однофамильцев» – галерею «Сегодня» и рекламно-издательскую группу с одноименным названием, которая не устает судиться с газетой «Сегодня» по поводу названия и разбогатела на том, что не только выпускает около тридцати газет и журналов (в том числе и двухмиллионную «Комсомольскую правду»), но еще и вещает на ведущих теле- и радиоканалах. Альянс обеих «Сегодня» тут же обернулся долгосрочной программой сотрудничества. Первой ласточкой стала масштабная «отчетно-перспективная» экспозиция в ЦДХ, где представлены все «козырные» авторы галереи, а также художественные стили и направления, которые г-жа Ефимович считает наиболее актуальными как в эстетическом, так и в коммерческом отношении.
Генеральный директор АО «Комсомольская правда» Виктор Шкулев, выступая на банкете по поводу вернисажа, подчеркнул, что «в планы спонсоров не входит вмешиваться в художественную политику галереи» и что он «хотел бы ограничиться исключительно ее финансово-организационной поддержкой». На вопрос обозревателя «М-Э», не считает ли он знамением времени свое сотрудничество с типичными представителями бывшей советской номенклатуры, г-н Шкулев ответил, что «поскольку в современном искусстве, как в медицине и политике, разбираются все кому не лень, новому поколению отечественных меценатов ничего не остается, как делать ставку на зарекомендовавших себя профессионалов».
Банкет, состоявшийся в ресторане ЦДХ, прошел в «официальном», сдержанном стиле. Накрытый ровно на восемьдесят персон стол выглядел, как выражались в дореформенные времена, «на миллион», и всем всего хватило.
Итак, вернисажный сезон открыт, и «королевой московских галеристов», по единодушному мнению завсегдатаев столичных тусовок, по-прежнему остается г-жа Ефимович, уверенно лидирующая в симпатиях как художников, так и ценителей современного искусства.
Как удалось выяснить обозревателю «М-Э», следующую акцию обе «Сегодня» намерены провести в Третьяковской галерее, где состоится что-то вроде «фестиваля московских галерей».
«Мегаполис-Экспресс» №36 от 13 сентября 1995 года