Две «Сегодня» не пригласили на банкет третью

После двух лет «простоя» вновь напомнила о себе «галеристка номер один» Ирина Ефимович. Вместе со своим неизменным компаньоном и коммерческим директором Павлом Сидоровым она пригла­сила столичный бомонд на це­ремонию «второго рождения» своей галереи «Сегодня».

Оба галериста начали вос­хождение на художественный Олимп еще в лихие годы застоя, возглавив одно из «хлебных» подразделений тогдашнего Ми­нистерства культуры СССР – отдел экспорта, и долгое время оставались монополистами по продаже работ современных художников за рубеж. Организато­ры крупнейших международных выставок были вынуждены обра­щаться к ним за разрешением показать того или иного «совет­ского» художника, и «приговор» г-жи Ефимович не подлежал пересмотру и обсуждению. Аук­ционный дом «Сотбис» даже при­гласил ее на должность главного эксперта своей «эпохальной» московской акции 1988 года.

Логика  событий  привела Ирину Ефимович и Павла Сидо­рова к более чем перспективной идее открыть под государствен­но-министерской крышей «со­бственную» галерею. Начав с выставки Дмитрия Плавинского, попали «в десятку». И кредо про­возгласили («мягкий» авангард, утонченный модернизм), и пер­спективу точно почувствовали («офисно-корпоративное» искусство для тогда еще только нарождавшихся «новых русских»).

После ликвидации союзного Минкульта галерея «Сегодня» обрела статус частной, но суме­ла продержаться всего год (въехавший в здание Союз теат­ральных деятелей отобрал лако­мое помещение на Арбате под магазин).

Однако за небольшой срок работы «Сегодня» успела заво­евать репутацию ведущей мос­ковской галереи, блестяще ис­полнившей миссию первопро­ходца российской галеристики, а ее владельцы по уровню и коли­честву вовлеченных в их деятель­ность авторов сумели оставить далеко позади многих своих кол­лег. В скромном зальчике «Сегодня» перевисел и перебывал практически весь столичный художественный истеблишмент. Перед каждым, чье творчество удостаивалось внимания «самой» Ирины Ефимович, автоматичес­ки распахивались двери ведущих зарубежных музеев и галерей.

Собственно, никто из специ­алистов не сомневался, что эк­сперт такого масштаба (а также вкуса, знаний, энергии), как г-жа Ефимович, «не у дел» не оста­нется. Так оно и случилось. Цепь счастливых обстоятельств свела двух «тезок и однофамильцев» – галерею «Сегодня» и рекламно-издательскую группу с однои­менным названием, которая не устает судиться с газетой «Се­годня» по поводу названия и разбогатела на том, что не толь­ко выпускает около тридцати газет и журналов (в том числе и двухмиллионную «Комсомольс­кую правду»), но еще и вещает на ведущих теле- и радиокана­лах. Альянс обеих «Сегодня» тут же обернулся долгосрочной про­граммой сотрудничества. Первой ласточкой стала масштабная «от­четно-перспективная» экспозиция в ЦДХ, где представлены все «козырные» авторы галереи, а также художественные стили и направления, которые г-жа Ефи­мович считает наиболее актуаль­ными как в эстетическом, так и в коммерческом отношении.

Генеральный директор АО «Комсомольская правда» Виктор Шкулев, выступая на банкете по поводу вернисажа, подчеркнул, что «в планы спон­соров не входит вмешиваться в художественную политику галереи» и что он «хотел бы ограни­читься исключительно ее финансово-организационной поддер­жкой». На вопрос обозревателя «М-Э», не считает ли он знаме­нием времени свое сотрудничество с типичными представите­лями бывшей советской номен­клатуры, г-н Шкулев ответил, что «поскольку в современном ис­кусстве, как в медицине и поли­тике, разбираются все кому не лень, новому поколению отечес­твенных меценатов ничего не остается, как делать ставку на зарекомендовавших себя проф­ессионалов».

Банкет, состоявшийся в рес­торане ЦДХ, прошел в «офици­альном», сдержанном стиле. На­крытый ровно на восемьдесят персон стол выглядел, как выра­жались в дореформенные вре­мена, «на миллион», и всем все­го хватило.

Итак, вернисажный сезон от­крыт, и «королевой московских галеристов», по единодушному мнению завсегдатаев столичных тусовок, по-прежнему остается г-жа Ефимович, уверенно лиди­рующая в симпатиях как худож­ников, так и ценителей совре­менного искусства.

Как удалось выяснить обоз­ревателю «М-Э», следующую акцию обе «Сегодня» намерены провести в Третьяковской гале­рее, где состоится что-то вроде «фестиваля московских галерей».

 «Мегаполис-Экспресс» №36 от 13 сентября 1995 года

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: